Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основными стадиями законодательного процесса являются






1. Законодательная инициатива – право компетентных органов, общественных организаций и лиц возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона либо иного акта, поступление которого влечет за собой обязательное рассмотрение его парламентом. Правом законодательной инициативы обладают: Президент РФ; Совет Федерации; члены Совета Федерации; депутаты Государственной Думы; Правительство РФ; представительные органы субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ; Верховному Суду РФ; Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

2. Подготовка проекта закона. При составлении текста проекта используют два принципа: ве­домственный и парламентский (В соответствии с ведомственным принципом проект составля­ют специалисты соответствующего ведомства. В соответствии с парламентским принципом разработкой текста проекта занима­ются постоянные комиссии и комиссии высшего законодатель­ного органа)

На данной стадии происходит:

а) составление текста проекта,

б) предварительное обсуждение проек­та (прово­дится с привлечением заинтересованных органов, организаций и широких слоев общественности),

в) согласование проекта (вынесение предло­жений по тексту проекта заинтересованными органами, в первую очередь органами юстиции, прокуратуры, МВД и Верховного Суда) и его доработка.

3. Внесение законопроекта в соответствующий правотворческий
орган. Проект закона представляется вместе с объяснительной запиской, которая содержит обоснова­ние необходимости его принятия, характеристику целей, задач и основных положений.

Комитет по за­конодательству Государственной Думы проводит экспертизу проекта и включает его в повестку дня очередного заседания Думы.

4. Обсуждение проекта. Рассмотрение проекта осуществляет­ся в двух-трех чтениях:

- при первом чтении проекта заслушива­ется доклад инициатора законопроекта и содоклад рабочей ко­миссии, депутаты высказывают предложения и замечания в форме поправок. Одобряются или отклоняются основные положения проекта;

- при втором чтении с докладом выступает представитель ко­миссии, проводившей доработку. Обсуждение проводится в це­лом, по разделам либо постатейно. В результате законодательный орган либо принимает закон, либо отклоняет его, либо возвращает на доработку. В последнем случае проводится третье чтение.

5. Принятие проекта посредством процедуры го­лосования: простым большинством и квалифицированным. Феде­ральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (50% + 1 голос). Феде­ральные конституционные законы считаются принятыми, если они одобрены не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Го­сударственной Думы и не менее 3/4 голосов от общего числа чле­нов Совета Федерации.

6. Подписание закона. Принятый закон в течение 5 дней на­правляется на подпись Президенту. На подписание закона отводит­ся 14 дней. Президент может использовать право вето и отклонить закон. В таком случае Совет Федерации либо Государственная Дума могут преодолеть вето Президента путем принятия закона 2/3 голо­сов. Вновь принятый закон подлежит подписанию в течение 7 дней после поступления к Президенту.

7. Официальное опубликование принятого нормативного акта. Принятые законы публикуются в специальных изданиях, газетах и официально оглашаются. Федеральные законы подлежат офи­циальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания. Федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней после их опубликования, если опубликованный закон не предусматри­вает другого порядка вступления в силу.

Источниками официального опубликования федеральных законов и актов палат Федерального Собрания считается первая публикация их полного текста в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.