Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц






 

Действие нормативных актов во времени определяется двумя мо­ментами: а) временем вступления в законную силу и б) временем утраты законной силы.

По общему правилу нормативный акт вступает в силу:

- со вре­мени его принятия правотворческим органом;

- с того времени, которое указано в самом акте;

- по истечении определенного срока после опубли­кования. Законы Российской Федерации вступают в силу по ис­течении 10 дней. Акты Президента и Правительства, имеющие нормативный характер, вступают по истечении 7 дней. Ведом­ственные нормативные акты вступают в силу со дня присвоения им порядкового номера государственной регистрации.

Нормативные акты утрачивают силу:

- по истечении срока действия, на который издан норматив­ный акт;

- в результате отмены акта путем публикации решения об от­мене в специальном перечне отменяемых актов;

- в связи с изданием нового нормативного акта, заменяющего прежний акт.

Правило:

Новый нормативно-правовой акт распространяет свое действие только на те отношения, которые имеют место после его вступления в силу. Обратной силы он не имеет. Данный принцип означает, что предписания нормативного акта не распространяются на те отношения, которые возникли и существовали до его издания. Такое положение является надежной гарантией обеспечения прав и обязанностей граждан, поддержания прочного правопорядка. Исключение составляют уголовные законы и нормативные акты административного законодательства, смягчающие ответст­венность либо устраняющие наказуемость деяния, а также нор­мативные акты или отдельные предписания, которым законода­тель по необходимости придает обратную силу.

Действие нормативных актов в пространстве зависит от иерар­хии государственного органа, издавшего нормативный акт:

- акты федеральных органов действуют на всей территории федерации;

- республиканские акты — на территории данной республики;

- нор­мативные акты местных органов имеют силу лишь на подведомст­венной территории.

Таким образом, нормативные акты в отношении территории могут иметь общее и местное действие. Следует иметь в виду, что в ряде случаев нормативные акты, издаваемые федеральными органами власти и управления, могут распростра­нять свое действие только на определенную территорию, где в ус­тановленном порядке вводится чрезвычайное положение.

Нормы, содержащиеся в Федеральных законах, могут иметь экстеррито­риальное действие, то есть применяться за пределами Российской Федерации в отношении российских граждан.

Под территорией Российской Федерации понимаются суша, территориальные воды, воздушное пространство над ними и зе­мельные недра в пределах государственной границы. Объектами, приравненными к государственной территории, яв­ляются морские и воздушные суда, космические корабли и стан­ции, несущие российский флаг, трубопроводы, подводные корабли и другие объекты, принадлежащие России, которые находятся в свободном пространстве.

Действие по кругу лиц означает, что действие нормативно-правовых актов распространяется:

- на всех лиц, проживающих на данной территории. Законы и другие нормативные акты на территории государства действуют применительно ко всем гражданам, государственным и общественным организациям. Их действие распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства. Этим лицам гарантируются предусмотренные национальным законодательством права и свободы. Они могут обращаться в суд, в другие органы государства дня защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Иностранные граждане, лица без гражданства, находящиеся на территории определенного государства, должны уважать его конституцию и соблюдать законы. Однако имеются исключения из общего правила, когда действия нормативно-правовых актов по кругу лиц не совпадают с их действием по территории. Так, иностранные граждане, пользующиеся правом дипломатического иммунитета на территории другого государства, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вызываться в суд для дачи показаний. Если такие лица совершают правонарушение, вопрос об их ответственности разрешается дипломатическим путем. Некоторые национальные нормативно-правовые акты вообще не распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства (например, акты о выборах в органы государства, о воинской службе);

- распространяют действие не на всех граждан и должностных лиц данной территории, а только на определенные категории (военнослужащих, учителей, лиц сельской местности и других). В таких случаях в правовых актах точно определяется круг лиц, попавших под их действие.

Действие нормативных актов в пространстве и по кругу лиц может не совпадать, если:

- нормы обязательного на всей территории избирательного за­кона в части активного права не распространяются на некоторые категории граждан;

-установленные законом льготы в пенсионном обеспечении распространяются на определенные категории лиц;

-ряд законов адресован только гражданам России и не рас­пространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

Белкин А.А. Источники права и судебная практика в Российской Федерации// Ученые записки: Вып. 8. СПб. 2001.

Бобылев А.И. Формы (источники) права// Право и государство. 2005. № 1.

Богдановская И. Ю. Прецедентное право М., 1993.

Бошно С.В. Прецедент, закон и доктрина (Опыт социально-юридического исследования)// Государство и право. 2007. № 12.

Василевич Г.А. Конституционные аспекты субординации источников права // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 2.

Волков К.А. Значение судебного прецедента для преодоления недостатков уголовного закона// Российская юстиция. 2010. № 1.

Зыкин И. С. Источники права. М., 1985.

Источники российского права: вопросы теории и истории/ Отв. ред. М.Н. Марченко. М. 2005.

Калинин А.Ю., Комаров С.А. Форма (источник) права как категория в теории государства и права// Известия вузов. Серия: правоведение. 2000. № 6.

Канашевский В.А. Международные (межгосударственные) обычаи как регуляторы частноправовых отношений//Государство и право. 2008. № 7.

Кросс В. Прецедент в английском праве. М., 1985.

Мурашова С.А. Обычай в системе форм права: вопросы теории// Источники (формы) права: вопросы теории и истории. Сочи, 2002.

Рашидов А. Проблемы признания судебного толкования источником права// Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2005. № 1.

Спектр Е.И. Судебный прецедент как источник права// Журнал российского права. 2003. № 5.

Тихомиров Ю. А. Действие закона. М., 1992.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.