Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории агрессии. 4 страница






В случае именно человеческого агрессивного поведения естественные ограничения, обусловленные биологическими факторами, теряют свою силу за счет способности человека производить и использовать ору­жие уничтожения. Подобным образом зависимость между последствиями агрессивных действий и выживанием различна у людей и животных. На­пример, в то время как физическая сила может быть важным условием в выборе брачного партнера у животных, для людей более важным оказыва­ются такие социальные факторы, как физическая привлекательность и фи­нансовое положение.

Один из важных способов усвоения человеком широкого диапазона агрессивных реакций — прямое поощрение такого поведения. Получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем. Доказательства этого эффекта были получены во многих экспери­ментах на животных. В этих исследованиях животные получали различные виды подкрепления (например, пищу, воду, прекращение стимуляции электрическим током) за агрессивные нападки друг на друга. Получавшие подкрепление животные быстро приобретали выраженную наклонность к агрессивному поведению. Например, Ульрих, Джонстон, Ричардсон и Вольф обнаружили, что, прежде смирные, крысы быстро научались атако­вать своих соседей по клетке, когда им давали воду только при условии аг­рессивного поведения.

Положение о том, что люди также научаются агрессии, по крайней мере, некоторым ее формам, в настоящее время принимается очень многи­ми (например, Бандура, Зильманн). Очевидно, однако, что во многих слу­чаях человеческого научения, по сравнению с научением у разных видов животных, в этом процессе более значимо разнообразие видов подкрепле­ния. Так, к числу положительных результатов, приводящих к заметному усилению тенденции агрессивного поведения как у взрослых, так и у де­тей, относятся следующие: получение различных материальных поощре­ний, таких как деньги, вожделенные вещи, игрушки и сладости социальное одобрение или более высокий статус, а также более приемлемое отноше­ние со стороны других людей.

В то время как непосредственный опыт, видимо, играет важную роль в усвоении агрессивных реакций, по мнению А.Бандуры, научение по­средством наблюдения оказывает даже большее воздействие. Бандура об­ращает внимание на то, что небезопасно опираться на метод проб и оши­бок. Такой способ усвоения агрессивного поведения не является адаптив­ным процессом, поскольку грозит опасными или даже фатальными по­следствиями. Более безопасно наблюдать за агрессивным поведением дру­гих; при этом формируется «представление о том, как выстраивается пове­дение, а в дальнейшем его символическое выражение может служить ру­ководством к действию». Данное предположение подтверждается массой экспериментальных данных. В исследованиях подобного толка и дети и взрослые легко пере­нимают новые для них агрессивные реакции, к которым ранее не были предрасположены, просто в процессе наблюдения за поведением других людей. Дальнейшие исследования показали: нет необходимости демон­стрировать вживую на сцене социальные образцы подобного поведения — их символического изображения в кинофильмах, телепередачах и даже в литературе вполне достаточно для формирования эффекта научения у на­блюдателей. Возможно, еще большее значение имеют случаи, когда лю­ди наблюдают за тем, как примеры агрессии встречают одобрение или, во всяком случае, остаются безнаказанными — это часто вдохновляет на по­добное поведение. Иллюстрацией этому служат драматические и часто трагические примеры, когда вслед за сообщениями в средствах массовой информации о необычных формах насилия похожие события происходят очень далеко от тех мест, где они были первоначально зафиксированы. Видимо, в подобных случаях зрители (иличитатели) овладевают новыми агрессивными приемами посредством викарного научения, а затем, вооду­шевленные сообщением об эпизоде насилия, применяют их на практике.

Вопросу о влиянии социальных моделей на аг­рессию еще будет обсуждать далее, в данном месте отметим лишь то, что является совершенно очевидным: экспозиция образцов социальной агрессии часто вооружает как детей, так и взрослых новыми формами агрессивного пове­дения, не входившими ранее в их поведенческий репертуар.

Когда агрессивные реакции усвоены, на первый план выступают факторы, отвечающие за их регуляцию, — сохранение, усиление или кон­троль. Неудивительно, что многие из них схожи с факторами, способст­вующими первоначальному усвоению агрессин.

Существует три вида поощрений и наказаний, регулирующих агрес­сивное поведение. Во-первых, это материальные поощрения и наказания, общественная похвала или порицание и/или ослабление или усиление негативно отношения со стороны других. Во-вторых, агрессия регулируется викарным опытом: например, путем предоставления возможности на­блюдать, как вознаграждают или наказывают других. Наконец, человек может сам себе назначать поощрения и наказания.

Результативная агрессия, направленная на других, может обеспечить реальные вознаграждения. Например, дети, с успехом притесняющие сво­их товарищей по играм, могут постоянно требовать от них всего, чего хо­тят — игрушек и привилегий. Как отмечал Басс, агрессия часто щедро «вознаграждается» и у взрослых. Например, главари организованной пре­ступности сколачивают гигантские состояния благодаря квалифицирован­ному применению насилия. Агрессию можно также контролировать нака­занием, актуальным или потенциальным (то есть угрозой). Однако данный подход содержит определенный риск, поскольку его результаты часто кратковременны и могут незаметно свести все к принудительному контро­лю.

Социальные поощрения и одобрения также способствуют агрессив­ному поведению. Во время войны солдаты получают медали, а также не­посредственное право убивать противников. И хулиган-подросток в любой стране, в результате успешных нападок на других, обладает значительной долей статуса и престижа, помимо материальных выгод. В целом одобре­ние агрессивного поведения вызывает еще большую агрессию. Аналогично социальное неодобрение может отбить охоту вести себя агрессивно.

Агрессия, видимо, закрепляется и в тех случаях, когда ведет к ослаблению боли или прекращению нежелательного обращения. Дети, ко­торые получают положительное подкрепление, манипулируя своими род­ными с помощью агрессии или принуждения, более агрессивны в отноше­ниях со сверстниками.

В целом, как правило, наблюдение поощрения агрессии у других усиливает, а наблюдение наказания ослабляет тенденцию вести себя по­добным образом. Викарный опыт может помочь наблюдателю составить представление о возможных последствиях определенного поведения, а также настроить на ожидание аналогичных наград или наказаний. Данные процессы похожи на те, которые имеют место при усвоении агрессивных действий путем научения в процессе наблюдения. В случае викарного под­крепления агрессивное действие уже воспринимается как приемлемое в репертуаре поведения индивидуума. В данном случае социальные образцы подстрекают к уже усвоенному ответу или не дают возможности ему про­явиться.

Модели открытой агрессии могут регулироваться поощрением и на­казанием, которые человек устанавливает для себя сам. Агрессоры могут в той или иной степени поощрять себя в результате успешных атак на дру­гих, вознаграждать себя чем-нибудь и одобрять свои действия. Многие крайне агрессивные люди гордятся своей способностью причинить вред или нанести увечье другим. Даже несклонные к насилию люди время от времени могут испытывать удовлетворение, отплатив сполна за нанесенное оскорбление.

Агрессоры также могут наказывать самих себя, осуждая собственное поведение. Люди, усвоившие такую общественную ценность, как неодоб­рение агрессивного поведения, видимо, чувствуют себя виноватыми, де­монстрируя подобные действия. Так, дети, испытывающие чувство вины перед родителями или просящие у них прощения за свое непослушание, менее агрессивны по сравнению с не столь совестливыми детьми.

По А.Бандуре агрессия приобретается посредством:

· биологических факторов (например, гормоны, состояние НС)

· научения (например, непосредственный опыт, наблюдения).

Агрессия провоцируется:

· воздействием шаблонов (например, возбуждение, внимание);

· неприемлемым обращением (например, нападки, фрустрация);

· побудительными мотивами (например, деньги, восхищение);

· инструкциями (например, приказы);

· эксцентричными убеждениями (например, параноидальные идеи).

Агрессия регулируется:

· внешними поощрениями и наказаниями (например, материаль­ные поощрения и наказания, общественная похвала или порицание, ослабле­ние или усиление негативного отношения со стороны других);

· викарным подкреплением (например, наблюдение за тем, как поощряют и наказывают других);

· механизмами саморегуляции (например, гордость, вина).

Согласно теории социального научения, агрессия представляет собой приобретенную в процессе научения модель социального поведения. В этом качестве она является открытой для прямой модификации и может быть ос­лаблена с помощью многих процедур, и, в отличие от теорий мотивации и ин­стинкта, теория социального научения не представляет людей как постоянно испытывающих потребность или побуждение к совершению насилия под влиянием внутренних сил или вездесущих внешних (аверсивных) стимулов. Согласно этой теории, люди проявляют агрессию только в определенных социальных условиях, способствующих подобному поведению, и изменение этих условий ведет к предотвращению или ослаблению агрессии.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.