Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология модульного обучения






 

Данный вид обучения позволяет успешно решать следующие задачи:

-повышать сознательность и прочность усвоения знаний учащимися;

-вырабатывать у школьников умение самостоятельно приобретать новые знания из разных источников, глубоко осмысливать их и включать в систему;

-прививать школьникам культуру умственного труда и научить их самостоятельно трудиться продуктивно, с интересом подходить к достижению поставленной цели;

-готовить учащихся к тому, чтобы они могли эффективно заниматься самообразовательной работой в дальнейшем.

При модульном обучении ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это даёт школьникам возможность осознать себя в деятельности, самим определить уровень освоения материала, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях и исправить их.

Оно опирается на теорию развивающего обучения. В качестве основы выделяется модуль, который включает в себя законченный блок информации, целевую программу действий и советы учителя по успешной её реализации.

При помощи модульного обучения достигается личностно- ориентированное обучение, т. е. учащийся учится сам, а учитель осуществляет мотивационное управление его учением: мотивирует, координирует, консультирует и контролирует. Учащийся максимальное время работает самостоятельно, учится целенаправленно. Это дает возможность осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, самооценке, позволяет каждому учащемуся видеть уровень усвоения знаний.

В процессе перехода на модульное обучение прежде всего разрабатываю модульную программу, которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели. Для этого учебное содержание заключается в определённые блоки. Затем из комплексной дидактической цели выделяются интегрирующие дидактические цели и формируются модули, т.е. каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель. Совокупность решения этих целей обеспечивает достижение комплексной дидактической цели (КДЦ). Однако в модули входят крупные блоки учебного содержания. Поэтому каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели (ЧДЦ) и на их основе выделяются учебные элементы (УЭ). Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент.

Построение модуля начинается всегда с интегрирующей цели. Затем даётся задание для входного контроля, цель которого – установить готовность учащихся к работе. Определяются все частные дидактические цели и создаются учебные элементы, включающие в себя целевую установку, алгоритмы действий учащихся и проверочное задание для контроля и коррекции усвоения знаний и умений. Наполняется содержанием предпоследний элемент модуля – осмысление проделанной работы, обобщающее ход выполнения заданий. Составляется задания для выходного контроля (экспертный контроль), их смысл заключается в выявлении степени овладения содержанием модуля. На выполнение модуля учащимся даётся определённое время.

Учебный материал разделён на тематические блоки, каждый блок укладывается в жёсткие временные рамки. Для лучшего усвоения содержания тематического блока учитель следует этапам жёсткой структуры модульного занятия: повторение, восприятие нового, осмысление, закрепление изученного, контроль. Каждый этап начинается с целевой установки и указания системы действий, заканчивается каждый этап урока контролем, позволяющим установить успешность обучения.

Каждый модуль оформляется в виде технологической карты, которая является фактическим руководством по освоению темы, т. е. данного модуля, состоящего из отдельных учебных элементов. В каждой технологической карте фиксируется тема, ставится задача по ее освоению, конкретизируется перечень знаний, умений, которые должен приобрести ученик, а также называются исследуемые языковые явления. Технологическая карта состоит из 3 граф: номер УЭ (учебного элемента), учебный материал с указанием заданий, руководство по освоению учебного материала.

Обязательные учебные элементы

1. Знакомство с темой и задачами урока, постановка перед каждым учащимся индивидуальных задач и целей.

2. Контроль знаний: «входной» контроль знаний и умений, необходимых для освоения темы, промежуточный в виде само- и взаимоконтроля, сверки с образцом, который готовит учитель, экспертный, т. е. контроль учителя.

3. Целевая программа действий.

4. Дополнительный материал.

5. Оценка каждым учеником общих и индивидуальных задач и целей учебной деятельности и в соответствии с этим коррекция знаний и умений.

6. Дифференцированное домашнее задание.

Домашнее задание определяется степенью освоения темы:

1. Прочитайте еще раз в технологической карте цели урока.

2. Достигли ли вы целей урока?

3. Оцените свою работу на уроке:

«5» — все задания выполнены верно;

«4» — выполнил все задания, иногда ошибался;

«3» — выполнил половину задания;

«2» — почти ничего не смог выполнить.

5. Выберите домашнее задание в зависимости от того, насколько успешно вы работали на уроке:

а) проработаю материал модуля еще раз;

б) прочитаю по учебнику параграф, выполню упражнение;

в) сделаю творческое задание;

На уроках литературы, где большой объем материала и недостаточное количество учебных часов, особенно эффективно использование технологии модульного обучения.

Цели и задачи уроков литературы по технологии модульного обучения Образовательные:

-развивать системы основных умений, обеспечивающих овладение школьниками читательской деятельностью;

-научить объяснять, истолковывать, раскрывать художественный смысл произведения, давать читательскую оценку на основе соотношения личных и авторских представлений о мире и человеке;

-учить строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания;

-характеризовать систему нравственных ценностей автора в литературном произведении, анализировать эпическое и лирическое произведение как художественное целое.

Развивающие:

-способствовать развитию устной и письменной речи учащихся;

-учить составлять план ответа, записывать тезисы основных положений учебной статьи, делать выводы и обобщения на основе работы с одним или с несколькими источниками информации, создавать устное или письменное высказывание на основе прочитанного;

-развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;

-способствовать развитию творческих способностей учащихся, их познавательной активности.

Воспитательные:

-способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;

формировать у них активную жизненную позицию.

Технология модульного обучения позволяет учителю оперировать всеми типами уроков:

-изучение нового материала

-комплексное применение знаний

-обобщение и систематизация знаний

-комбинированный урок

-учетно-контрольный

-урок коррекции

Преимущества работы по технологии модульного обучения состоят в том, что осуществляется:

-дифференцированный подход в обучении

-возможность использования различных видов деятельности (индивидуальной, в парах, в группах)

-накопление материала к выпускному сочинению

-подготовка к ЕГЭ (часть С)

-повышение уровня качества обученности учащихся

-повышение мотивации в изучении литературы

Такая технология помогает развивать общеучебные умения и навыки:

-навык внимательного чтения;

-умение сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять главное;

-умение вычленять противоречия;

-умение формулировать проблемы, аргументировать, доказывать;

-исследовательские умения;

-умения участвовать в учебном диалоге, дискуссии, споре, вести полемику;

-навыки обращения со словарем, справочником и другими источниками информации;

-умение планировать текущую и перспективную учебную работу, организовать себя на выполнение поставленных задач, действовать по алгоритму;

-умение осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

Важным условием перехода на модульное обучение является уровень готовности школьников к самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Не во всех классах одинаково эффективно проходят модульные уроки. Только в тех классах, где учитель большое внимание уделял формированию навыков самостоятельной работы, учащиеся полностью справляются с модулями. В остальных же классах можно использовать элементы модульной технологии при изучении отдельных тем школьного курса, формируя у них тем самым такие навыки.

Модульное представление учебного материала помогает организовать дифференцированную работу с учащимися. Можно разработать комплекс разноуровневых заданий для уроков литературы и русского языка по темам и блокам: уровень 1– прочитать, запомнить, пересказать, написать. Вставляя буквы и знаки препинания; уровень 2– ответить на проблемные вопросы, придумать их самим учащимся, выполнить усложнённые задания по русскому языку; уровень 3 – выполнить творческое задание. Применение таких форм работы позволяет стабилизировать и улучшить успеваемость и качество обучения в неуспешном классе.

Так на уроке по басням Крылова дети получают задания разных уровней для анализа басен: 1 группа – прочить выразительно, подумать, о каком пороке говорит автор, найти мораль басни. Ребята 2 группы читают басню по ролям, находят крылатые выражения, определяют идею, художественные средства, используемые автором для создания образов.

Учащиеся 3 группы, определив мораль басни, пишут сочинение на тему данной басни или пытаются сами написать басню.

Тема урока: «Чередующиеся гласные в корне слова»

Цели урока:

1) создать условия для изучения правил и формирования навыка правильной постановки букв А или О в корнях -кас- - -кос-, -гар- - -гор-, -зар- - -зор-;

2) формировать у каждого ученика навыки самообучения и самоконтроля;

3) включить каждого школьника в осознанную учебную деятельность, предоставить возможность продвигаться в изучении материала в оптимальном для себя темпе.

Оборудование:

- учебник «Русский язык» 6 класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Москва, «Просвещение», 2010 г.;

- орфографический словарь;

- технологическая карта;

- проверочные листы на каждый УЭ и корректирующие задания;

- оценочный лист.

Содержание урока

Мотивационная беседа. (10 мин.)

Запись на доске: Роса блестит на растениях.

- Выделите корни с безударными гласными.

- Как проверить безударную гласную в корне?

- Все ли слова в этом предложении можно проверить ударением?

- Какие гласные в корне могут чередоваться?

- В каких корнях чередуются е//и? Расскажите правило.

- В каких корнях чередуются а//о? Расскажите правило.

 

УЭ – 0 (5 мин.)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.