Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вселенский Ум и Сознание






Если спросить психолога, что такое сознание, то, скорее всего, мы услышим что-то наподобие: «Сознание – это деятельность сознательной части психики. Это то, что может быть вербализовано или осмыслено».

Однако такое определение только разграничивает человеческое сознание и подсознание и никоим образом не отвечает на вопрос, что такое сознание. В рамках социальных наук понятие сознания оказывается невозможно определить вне представлений о потребностях человека, его целенаправленного поведения, общения с себе подобными, то есть вне характеристик самого человека и его взаимодействия с окружением. То есть оно оказывается неприменимым ни к кому, за исключением человека.

Давайте попробуем подойти к проблеме сознания немного с другой стороны и зададим себе вопрос: имеет ли трава и вся Вселенная сознание? Сознание – значит ли это общее или коллективное знание?

В словах русского языка много удивительных подсказок, направляющих нас в самую суть явления. Одно из таких слов-подсказок – со-знание.

Знание, то есть информацию о чем-либо, мы получаем только в ходе взаимодействия, а любое взаимодействие, как мы уже знаем, это прежде всего обмен информацией. При этом в любом взаимодействии присутствуют как минимум два участника. Вот и получается, что любое знание мы получаем коллективно! Разве можно что-то узнать о себе или мире, ни с кем не взаимодействуя? Или не разделившись ради такого взаимодействия на части?

Таким образом, сознание – это просто основа существования мира, а фундаментальная природа сознания состоит в обмене информацией, происходящим между участниками любого взаимодействия.

Остановимся на интересном примере из неживой природы о том, как обычная среда проявляет свойства сознания, более подробное описание данного опыта группы Цайлингера приведено в концепервой главы моей книги " Невидимая глубина Вселенной". В этом эксперименте нагретые лазерным лучом фуллерены (молекулы, содержащие 70 атомов углерода) излучали тепловые фотоны, благодаря которым появлялась принципиальная возможность определения их траектории. Эти фотоны поглощались средой неизвестно где и как, однако этого оказывалось достаточным для получения информации, на какой из щелей дифракционной решётки молекула фуллерена рассеялась (в силу этого, в зависимости от среднего числа испущенных фотонов, менялась интерференционная картина). Никакого специального устройства для определения траектории и каких-либо расчётов не требовалось! Именно такое поведение предсказывает квантовая теория: согласно ей, совершенно не важно, как идет обмен информацией, - через специально поставленный детектор, окружающую среду или человека. Имеет значение только принципиальное наличие необходимой информации о частице, а кто ее получит и как «обработает», не имеет значения.

Другими словами, вокруг нас сознание – и ничего больше! Но основная часть информации остаётся невоспринятой на обыденном уровне сознания – примерно так, как по оптическому кабелю может передаваться огромное количество данных, а мы без специальных приборов способны заметить лишь слабое свечение и лёгкий нагрев.

Что нужно для выхода во «вселенский интернет», описываемый в разных традициях по разному – и как видящий всё глаз Шивы, и как изумрудное царство русских сказок, из которого видны не только все царства, но и их прошлое, настоящее и будущее, и как серебряное блюдечко, по кромке которого катается наливное яблочко? Необходимо создание специальной «оптики», или духовных очей, о которой речь пойдёт чуть позже.

Основные процессы, определяющие состояние и эволюцию интересующей нас подсистемы, именуются в квантовой теории процессами декогеренции и рекогеренции; квантовая теория успешно объясняет и описывает эти процессы. Если мы хотим глубже понять механизм перехода суперпозиционных состояний в смешанные (классические) и обратно, нам без их рассмотрения не обойтись.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.