Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Постулата ницшеанства, как лейтмотив философии Ф.В.Ницше






«Философия Ницше», как понятие, для многих критиков и исследователей его творчества так и осталось неопределимым термином. Дать единого верного объяснения ему фактически невозможно, ибо классификация и систематизация учений Ницше, можно сказать, невозможна. Это связано с неоднородностью мысли автора, критике своих же собственных идей.

Как уже было сказано, основное развитие философия Ф.В.Ницше получила в более поздних трудах третьего и четвертого периода его творчества. В частности, в конце «Веселой науки» (1882 г.) и в начале «Так говорил Заратустра» (1883-1885 гг.).

За основу Ницше брал идеи о «сверхчеловеке», о «вечном возвращении», о «смерти Бога» и о «воле к власти». Ценность этих постулатов заключалась в принципиальном новом подходе философа к рассмотрению таких базовых понятий как, «мораль», «религия», «добродетель», «человеческие ценности» и т.д.

«Сверхчеловек»

Рассматривая концепцию «Сверхчеловека» Ф.В.Ницше, необходимо заметить, что в её основе он ссылался на теорию Ч.Р.Дарвина (1809-1882), говоря о том, что как от обезьяны произошел человек, так должен он, в результате борьбы эволюционировать в Сверхчеловека. Ницше настаивает на создании принципиально нового общества, в котором будут господствовать отношения между сверхлюдьми. В его понимании, Сверхчеловек – это не идеал и не утопия, а лишь гений и бунтарь, который отличается от всей остальной массы «примитивных низших существ». Для философа подлинный Сверхчеловек – это творец новых ценностей и идеалов, в то время как устоявшиеся нормы исчерпали себя и разрушились под влиянием «европейской эпохи нигилизма[1]».

«Вечное возвращение»

С идеей о «Сверхчеловеке» неразрывно связана и идея «вечного возвращения», нравственный смысл которой заключен во вневременной ответственности человека за свои деяния. Ф.В. Ницше трактует «вечное возвращение», как символ бесконечности, который, в свою очередь, неотделим от символа свободы и новаторства, коим является сверхчеловек. Он говорит о том, что всякое в мире явление, по прошествии десятка, сотни или тысячи лет, будет повторяться вновь и вновь. Для него это высшая точка мышления и наибольшая степень близости между будущим и нынешним миром.

Хотя, все же стоит сказать, что эта концепция философа наименее раскрыта и основана в его трудах. В «Так говорил Заратустра» он лишь несколько раз вскользь упоминает о ней, но так и не доводит до конца суть идеи. Поэтому невольно мы задумываемся о том, что данный постулат был лишь производной внезапного душевного подъема Ф.В.Ницше в период смены его стиля творчества.

«Смерть Бога»

Одним из самых противоречивых тезисов творчества писателя стала идея о «смерти Бога» - некого нравственного и морального кризиса человечества, который сопровождается утратой веры в общепринятые законы поведения и жизни людей. Фразой «Бог умер!» Ницше с чувством говорит о том, что прежний мир традиции, морали и искусства ушел, что общество не понимает и презирает простые истины, заложенные в момент сотворения мира. Он задается различными вопросами, один из которых «Кто даст нам губку, чтобы стереть весь горизонт?». Для философа, смерть Боги и является потерей этого горизонта. Но вместе с тем, он говорит о том, что это дает нам возможность познать нечто новое, «наполнить сердце радостью» и несмотря ни на что следовать по бесконечному пути все всякого лимита.

Идея Ницше о «смерти Бога» стала производной от взглядов на религию и в частности христианство. Продолжая утверждать о том, что философская мысль его выросла из понимания христианства, а критика – это вовсе не желания избавится от него и вернуться в дохристианские времена, Ф.В.Ницше призывает обогнать христианские догматы, преодолеть его, опираясь лишь на силы, которые и принесло в мир христианство. Ибо философ был убежден, что христианство противится всяким принципам естественного отбора и делает невозможным оставлять «лучших среди лучших». Оно покровительствует униженным, слабым и неудачникам, оно противоречит инстинктам поддержания сильной жизни.

«Воля к власти»

«Воля к власти» - это постулат, который красной нитью прошел через все творчество мыслителя и даже через его жизнь. Он настаивал на том, что «воля к жизни» это ни что иное, как «воля к власти», а именно непреодолимая тяга всего живого к самовыражению и самоутверждению. И это право, по его мнению, совершенно естественно и присуще каждому, ведь любая сущая вещь стремится к тому, чтобы доминировать над всем остальным.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.