Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место аудита и роль международных стандартов аудита в системе экономических отношений






Тема 1. Международные стандарты аудита, их роль и значение

 

Место аудита и роль международных стандартов аудита в системе экономических отношений

Аудит как элемент рыночных отношений получил признание практически во всем мире. Пользователями аудиторских услуг явля­ются юридические и физические лица, заинтересованные в досто­верности финансовой отчетности, поскольку ее содержание для них имеет экономический смысл в плане снижения предприниматель­ского риска.

Целью аудита, в самом общем понимании, является формирова­ние определенного мнения аудитора относительно проверяемой бухгалтерской финансовой отчетности. Аудитор выполняет своего рода посредническую функцию: устанавливая объективность фи­нансовой информации, он предотвращает столкновение интересов поставщика и пользователя информации.

За более чем столетнюю историю аудита экономически разви­тые страны выработали систему правил, положений и требований, следование которым способствует повышению качества и надежно­сти аудита. В экономической литературе выделяют условно пять периодов становления мировой аудиторской практики:

• первый период связан с принятием сначала в Англии в 1844 г., а затем во Франции в 1867 г. ряда законов, предусматривающих необходимость проверки независимыми бухгалтерами бухгалтерских счетов и отчетов;

• второй период охватывает 1805—1905 годы, когда аудит по началу был приближен к ревизионной деятельности и направлен на оценку эффективности работы организаций, обнаружение ошибок, а с развитием фондового рынка выделяется в самостоятельную отрасль; на этом этапе США выступили центром формирования трансатлантических аудиторских фирм;

• третий период — с 1905 по 1933 г. — характеризуется усилением процесса концентрации капитала, разделением интересов собственников, наемных управляющих и наемного персонала;
в этих условиях меняется идеология аудита, основной акцент переносится на применении статистических выборок, оценку эффективности внутреннего контроля и систем управления;

• четвертый этап длится до 1940 г., для него характерно усиле­ние требований к качеству аудиторской проверки, включение в практику аудита метода тестирования, целью которого было обнаружение преднамеренных учетных ошибок, развитие ме­тодологии аудита; в этот же период усиливается влияние Нью-Йоркской биржи, одним из требований которой к ее участникам было соблюдение обязательности аудита;

• пятый период — с 1940 г. и по настоящее время — характери­зуется динамичным развитием фондовых рынков и трансна­циональных корпораций, а также углублением мирохозяйст­венных связей, что приводит к необходимости выработки унифицированных требований к качеству аудита, порядку его осуществления и профессиональной этике.

С целью реализации этих требований мировым сообществом выработаны определенные правила и положения — международные стандарты, позволяющие с одинаковых позиций подходить к аудиту в разных странах и в различных отраслях.

Международные стандарты аудита (МСА) представляют собой единые базовые принципы, которым должны следовать все аудито­ры в процессе своей профессиональной деятельности. Они способ­ствуют достижению двоякой цели:

• развитию аудита в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового;

• по мере возможности унифицикации подходов к аудиту в ме­ждународном масштабе.

Необходимость унификации методики аудиторских проверок признается большинством специалистов в области аудита и бухгал­терского учета, что объясняется целым рядом объективных причин:

• во-первых, на эволюцию стандартов аудита в немалой степени влияет развитие стандартов бухгалтерского финансового учета (выработка общепризнанных требований и принципов учета приводит к единообразию отчетности, что открывает возможность применения общих подходов к аудиту);

• во-вторых, развитию общепризнанных стандартов способст­вует рост монополизма в сфере аудита и консалтинговых ус­луг (в настоящее время наибольшая доля рынка в этой сфере принадлежит не более чем десяти крупнейшим компаниям и ассоциациям);

• в-третьих, стандарты аудита отрицают возможность проведе­ния «некачественного аудита», поскольку, руководствуясь ими, аудитор должен выполнить хотя бы минимальный необ­ходимый набор аудиторских процедур. В последствии работу аудитора можно будет проверить, изучив его рабочие доку­менты.

Стандарты аудита, являясь критерием для определения качества аудиторских услуг, позволяют пользователям финансовой информа­ции получить определенную уверенность в том, что аудитор не под­твердит недостоверную информацию, и аудиторская проверка будет проведена добросовестно. Именно в этом заключается роль и значение аудиторских стандартов.

Потребности в услугах аудиторов возникают и в связи со сле­дующими обстоятельствами:

• операции компании (фирмы, организации) могут быть мно­гочисленными и сложными. Информацию о них пользовате­ли не имеют возможности получить самостоятельно, а потому нуждаются в услугах аудиторов, бухгалтеров — профессиона­лов;

• пользователи финансовой информации обычно не имеют доступа к учетным записям, кроме того, им недостает соот­ветствующего опыта, поэтому им необходимо приглашать профессиональных аудиторов для работы, которую они не в состоянии выполнить самостоятельно;

• последствия решений, принимаемых пользователями, могут быть так значительны для них, что достоверность и полнота информации, получаемая через аудиторов, им жизненно необходима.

Пользователи финансовой информации (как юридические, так и физические лица) связанны с фирмами (организациями) имуще­ственными и финансовыми интересами, что наглядно иллюстрирует табл. 1.

Основная роль в разработке нормативов аудита принадлежит Международной федерации бухгалтеров. Международная федерация бухгалтеров как международная организация имеет свой устав и конституцию. Согласно уставу МФБ ставит своей основной задачей «развитие и усиление координации во всемирном масштабе бухгал­терской профессии и унифицированных стандартов учета» (параграф 2). При Совете МФБ существует Комитет по международной аудиторской практике (КМАП), на который возложена обязанность выпуска нормативов аудита и сопутствующих услуг, работ.

МФБ ставит перед собой задачу обеспечения единообразия ау­диторской практики и сопутствующих услуг путем выпуска между­народных стандартов, регламентирующих деятельность аудиторских фирм и аудиторов. Следует отметить, что нормативы, разработан­ные МФБ, не являются обязательными к применению странами независимо от членства в федерации. В каждой стране аудит финансо­вой и другой информации регулируется в большей или меньшей степени национальными нормативными актами.

Комитет по международной аудиторской практике при под­держке Совета МФБ уделяет особое внимание изучению нацио­нальных стандартов аудита и сопутствующих услуг - их форме, со­держанию и различиям. После изучения и обобщения полученной информации КМАП готовит и публикует международные стандарты аудита, предназначенные для принятия на международном уровне.

Механизм выработки международных нормативов аудита состоит в следующем:

1. КМАП выбирает тему для подробного изучения подкомите­том, выделенным для этой цели из состава комитета;

2. Подкомитет изучает предварительно собранную информацию в виде положений, рекомендаций исследований, стандартов или нормативов, изданных в странах, участвующих в МФБ, или регио­нальными профессиональными организациями;

3. Подкомитет разрабатывает проект норматива и передает его на рассмотрение в КМАП;

4. КМАП одобряет проект 3/4 голосов от общего состава, но не менее чем девятью голосами из числа членов, присутствующих на заседании;

5. Проект норматива направляется для изучения и написания комментариев странам-членам МФБ, а также международным орга­низациям, круг которых определяется КМАП;

6. Комментарии рассматриваются подкомитетом МФБ, которо­му поручена разработка стандарта, а подготовленный с учетом ком­ментариев проект снова направляется на рассмотрение в КМАП;

7. КМАП 3/4 числа голосующих, но не менее чем девятью чле­нами комитета, присутствующими на заседании, одобряет проект;

8. Одобренный проект выпускается как окончательный норма­тив и вступает в действие с момента опубликования.

КМАП является постоянным комитетом Совета Международ­ной федерации бухгалтеров. Члены КМАП назначаются организа­циями-членами МФБ в странах, выбранных Советом МФБ. Пред­ставители, входящие в состав КМАП, должны быть членами одной из организаций, являющейся членом МФБ. Для обеспечения широ­кого разнообразия во взглядах в состав подкомитетов КМАП могут входить отдельные лица из стран, не представленных в КМАП.

В настоящее время функции Комитета по международной ауди­торской практике выполняет Совет по международным аудитор­ским и гарантирующим стандартам (IAASB). В структуру МФБ входит также Комитет по мониторингу, призванный осуществлять над­зор за соблюдением членами МФБ их обязанностей и сотрудничать с Транснациональным аудиторским комитетом.

Таким образом, значение М С А заключается в том, что они спо­собствуют интеграции национального аудита в международные эко­номические отношения, обеспечивают развитие аудиторской про­фессии в соответствии с профессиональными требованиями миро­вого уровня, а также единый подход к проведению и пониманию аудита и его качеству.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.