Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






На­уч­ная кар­ти­на мира






На­уч­ная кар­ти­на мира пред­став­ля­ет собой це­лост­ную си­сте­му пред­став­ле­ний об общих свой­ствах и за­ко­но­мер­но­стях мира, воз­ни­ка­ю­щую в ре­зуль­та­те обоб­ще­ния и син­те­за ос­нов­ных есте­ствен­но­на­уч­ных по­ня­тий и прин­ци­пов. В её струк­ту­ре можно вы­де­лить два глав­ных ком­по­нен­та - по­ня­тий­ный и чув­ствен­но­об­раз­ный. Кон­цеп­ту­аль­ный ком­по­нент пред­став­лен фи­ло­соф­ски­ми ка­те­го­ри­я­ми (ма­те­рия, дви­же­ние, про­стран­ство, время и др.), прин­ци­па­ми (си­стем­ное един­ство мира, все­об­щая вза­и­мо­связь и вза­и­мо­обу­слов­лен­ность яв­ле­ний), об­ще­на­уч­ны­ми по­ня­ти­я­ми и за­ко­на­ми (закон со­хра­не­ния и пре­вра­ще­ния энер­гии). Чув­ствен­но­об­раз­ный ком­по­нент на­уч­ной кар­ти­ны мира - это со­во­куп­ность на­гляд­ных пред­став­ле­ний о при­ро­де (пла­не­тар­ная мо­дель атома, образ Ме­та­га­лак­ти­ки в виде рас­ши­ря­ю­щей­ся сферы).

Глав­ное от­ли­чие на­уч­ной кар­ти­ны мира от до­на­уч­ной и не­на­уч­ной со­сто­ит в том, что она стро­ит­ся на ос­но­ве опре­делённой фун­да­мен­таль­ной на­уч­ной тео­рии, слу­жа­щей её обос­но­ва­ни­ем.

В ос­но­ве со­вре­мен­ных на­уч­ных пред­став­ле­ний о стро­е­нии мира лежит идея его слож­ной си­стем­ной ор­га­ни­за­ции. На­ли­чие общих при­зна­ков ор­га­ни­за­ции поз­во­ля­ет объ­еди­нить раз­лич­ные объ­ек­ты в клас­сы раз­но­об­раз­ных си­стем. Эти клас­сы часто на­зы­ва­ют уров­ня­ми ор­га­ни­за­ции ма­те­рии или ви­да­ми ма­те­рии. Все виды ма­те­рии свя­за­ны между собой ге­не­ти­че­ски, т. е. каж­дый из них раз­ви­ва­ет­ся из дру­го­го.

Со­вре­мен­ные на­уч­ные пред­став­ле­ния о мире фор­ми­ру­ют новое ми­ро­ощу­ще­ние, ко­то­рое по­лу­чи­ло на­зва­ние «кос­мизм». Оно рас­смат­ри­ва­ет че­ло­ве­че­ство как за­ко­но­мер­ную сту­пень кос­ми­че­ской эво­лю­ции, как свое­об­раз­ную кри­стал­ли­за­цию твор­че­ских сил При­ро­ды, как бы до­пу­стив­шей в лице че­ло­ве­ка воз­мож­ность по­стичь её со­кро­вен­ные тайны.

Пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ская функ­ция такой идеи оче­вид­на. Идея че­ло­ве­ка как за­ко­но­мер­но­го звена в раз­ви­тии Все­лен­ной сни­ма­ет про­бле­му бы­тий­ствен­ной уко­ренённо­сти че­ло­ве­ка в мире. Ду­хов­ные силы людей на­чи­на­ют рас­смат­ри­вать­ся не про­сто как про­дукт слу­чай­но­го сцеп­ле­ния об­сто­я­тельств на пла­не­те, за­те­ряв­шей­ся в без­дне га­лак­тик, а как про­яв­ле­ние не­об­хо­ди­мых, но скры­тых ме­ха­низ­мов, при­во­дя­щих в дви­же­ние зем­ную ци­ви­ли­за­цию, при­ми­ря­ю­щих вре­мен­ное и веч­ное, от­но­си­тель­ное и аб­со­лют­ное, зем­ное и не­бес­ное.

Одна из цен­траль­ных идей за­клю­ча­ет­ся в сле­ду­ю­щем. В про­цес­се есте­ствен­ной эво­лю­ции су­пер­си­сте­ма «Все­лен­ная» об­ре­та­ет с по­мо­щью че­ло­ве­ка спо­соб­ность не толь­ко по­зна­вать себя, но и на­прав­лять своё раз­ви­тие так, чтобы ком­пен­си­ро­вать или осла­бить воз­мож­ные де­ста­би­ли­зи­ру­ю­щие фак­то­ры. По­доб­но­го рода про­бле­мы, ре­ша­е­мые в гра­ни­цах со­от­вет­ству­ю­щих кар­тин мира, яв­ля­ют­ся «веч­ны­ми», так как не до­пус­ка­ют окон­ча­тель­но­го от­ве­та, год­но­го для всех времён. Че­ло­ве­че­ство об­ре­че­но на то, чтобы все­гда при­слу­ши­вать­ся к та­ин­ствен­ной ти­ши­не меж­га­лак­ти­че­ских про­сто­ров и ощу­щать в душе не­изъ­яс­ни­мое оча­ро­ва­ние твор­че­ско­го по­сти­же­ния звёзд­но­го неба над своей го­ло­вой.

 

(Е.И. Попов)

23. За­да­ние 21 № 3770. Ав­то­ры пишут о том, что сбли­жа­ет че­ло­ве­ка с жи­вот­ным миром и чем че­ло­век от жи­вот­но­го от­ли­ча­ет­ся. При­ве­ди­те любые два при­зна­ка сход­ства и любые два от­ли­чи­тель­ных при­зна­ка, ука­зан­ных в тек­сте.

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4.

Че­ло­век при­над­ле­жит к жи­вот­но­му цар­ству и под­чи­ня­ет­ся био­ло­ги­че­ским за­ко­нам; более того, как те­лес­но-ма­те­ри­аль­ное об­ра­зо­ва­ние он - как любой вид ма­те­рии - под­вер­жен ве­ще­ствен­ным и энер­ге­ти­че­ским воз­дей­стви­ям. Но че­ло­век об­ла­да­ет мыш­ле­ни­ем, речью и слож­ной струк­ту­рой мыс­ли­тель­ной и эмо­ци­о­наль­ной де­я­тель­но­сти, ко­то­рую мы на­зы­ва­ем со­зна­ни­ем. Люди спо­соб­ны осо­зна­вать факт сво­е­го су­ще­ство­ва­ния, вы­дви­гать и ре­а­ли­зо­вы­вать жиз­нен­ные цели, со­от­вет­ству­ю­щие си­сте­ме их цен­ност­ных уста­но­вок. В по­ве­де­нии че­ло­ве­ка при­сут­ству­ют био­ло­ги­че­ские ин­стинк­ты, но они кон­тро­ли­ру­ют­ся за­ко­на­ми со­об­ще­ства людей. По­ве­де­ние же жи­вот­ных жёстко за­про­грам­ми­ро­ва­но си­сте­мой услов­ных и без­услов­ных ре­флек­сов, не да­ю­щей им воз­мож­но­сти выйти за рамки сво­е­го био­ло­ги­че­ско­го есте­ства. Каким бы слож­ным ни ка­за­лось нам по­ве­де­ние жи­вот­но­го, оно остаётся по­ве­де­ни­ем ин­стинк­тив­но-био­ло­ги­че­ским.

 

Об­ра­тим­ся в под­твер­жде­ние к при­ме­ру жизни че­ло­ве­ка, име­ю­ще­го боль­шой ав­то­ри­тет в фи­ло­соф­ской ан­тро­по­ло­гии. Мы имеем в виду Им­ма­ну­и­ла Канта. От рож­де­ния он был таким сла­бым и бо­лез­нен­ным, что его жиз­не­спо­соб­ность вы­зы­ва­ла у окру­жа­ю­щих боль­шие со­мне­ния. Кант же смог так ор­га­ни­зо­вать свою жизнь, так не­укос­ни­тель­но сле­до­вать им самим сфор­му­ли­ро­ван­ным прин­ци­пам, что не толь­ко про­жил во­семь­де­сят лет, но и явил при­мер пре­дан­ней­ше­го слу­же­ния науке.

 

С дру­гой сто­ро­ны, при­род­ные за­дат­ки спо­соб­ству­ют ин­тел­лек­ту­аль­но­му раз­ви­тию людей, во мно­гом опре­де­ля­ют их склон­ность к твор­че­ским фор­мам де­я­тель­но­сти. Таким об­ра­зом, в по­ни­ма­нии че­ло­ве­ка важно из­бе­гать двух край­но­стей: «био­ло­ги­за­ции» и «со­ци­а­ли­за­ции» че­ло­ве­че­ской при­ро­ды.

 

И всё же нель­зя утвер­ждать, что че­ло­век об­ла­да­ет двумя са­мо­сто­я­тель­ны­ми сущ­но­стя­ми. Сущ­ность че­ло­ве­ка едина, и её об­ра­зу­ет со­во­куп­ность над­при­род­ных свойств, бла­го­да­ря ко­то­рым мы пре­одо­ле­ва­ем свою био­ло­ги­че­скую опре­делённость. Сво­бо­да воли, про­яв­ля­ю­ща­я­ся в спо­соб­но­сти вы­би­рать свою судь­бу, пути своей жизни, - глав­ное и ос­нов­ное из этих свойств че­ло­ве­ка. Смысл жизни че­ло­ве­ка как раз и за­клю­ча­ет­ся в том, чтобы са­мо­сто­я­тель­но, уси­ли­ем своей воли пре­одо­ле­вать или пы­тать­ся пре­одо­леть все со­про­тив­ле­ния и об­сто­я­тель­ства, ре­а­ли­зуя свою жиз­нен­ную про­грам­му. В этом слу­чае че­ло­век ста­но­вит­ся дей­стви­тель­но сво­бод­ным, по­сколь­ку спо­со­бен власт­во­вать над внеш­ни­ми об­сто­я­тель­ства­ми и усло­ви­я­ми.

 

(В. Куз­не­цов, К. Мо­мд­жян и др.)

24. За­да­ние 21 № 3992. При­ве­ди­те на ос­но­ве тек­ста любые три зна­че­ния тер­ми­на «куль­ту­ра».

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4.

Со­вре­мен­ное зна­че­ние тер­ми­на «куль­ту­ра» весь­ма мно­го­об­раз­но и часто не­опре­делённо. До­ста­точ­но на­пом­нить, что под куль­ту­рой се­год­ня по­ни­ма­ют не толь­ко со­сто­я­ние или ха­рак­те­ри­сти­ку об­ще­ства и че­ло­ве­ка во­об­ще, но и впол­не кон­крет­ную со­во­куп­ность тех­но­ло­гий, обы­ча­ев, тра­ди­ций, образ жизни, го­су­дар­ствен­ность и т.п.: «куль­ту­ра Древ­ней Руси», «куль­ту­ра ан­тич­но­го мира», «Запад» или «за­пад­ная куль­ту­ра», «Во­сток» или «куль­ту­ра Во­сто­ка» и т.п. Имен­но в этом смыс­ле го­во­рят, на­при­мер, о мно­гих куль­ту­рах, о срав­не­нии куль­тур, о диа­ло­ге и вза­и­мо­дей­ствии куль­тур. В этих си­ту­а­ци­ях тер­ми­ном «куль­ту­ра» обо­зна­ча­ет­ся ре­аль­но су­ще­ству­ю­щая куль­ту­ра, со­здан­ная в опре­делённом аре­а­ле...

Этим сло­вом (тер­ми­ном) обо­зна­ча­ют­ся в обы­ден­ной жизни ис­кус­ство, музеи, биб­лио­те­ки, кино, те­ат­ры, ре­ли­гия и мно­же­ство дру­гих самых раз­ных вещей. Мы опре­де­ля­ем как «куль­тур­ное» или «не­куль­тур­ное» по­ве­де­ние людей; при­ме­ня­ем такие вы­ра­же­ния, как «куль­ту­ра труда», «куль­ту­ра тор­гов­ли», «куль­ту­ра про­из­вод­ства» и т.д.

Яв­ле­ния куль­ту­ры по опре­де­ле­нию воз­ни­ка­ют толь­ко как ре­зуль­та­ты (следы) че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти; они не могут по­явить­ся в при­ро­де, «есте­ствен­ным» путём. Это, в част­но­сти, те же зна­ния, ве­ро­ва­ния, ис­кус­ство, нравы, право, обы­чаи и все про­чие спо­соб­но­сти, ха­рак­тер­ные черты и при­выч­ки, усво­ен­ные че­ло­ве­ком как чле­ном об­ще­ства; это язык, сим­во­лы и коды, идеи, табу, ри­ту­а­лы, це­ре­мо­нии, со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты, ору­дия, тех­но­ло­гии и все свя­зан­ные с ука­зан­ны­ми фе­но­ме­на­ми ком­по­нен­ты...

По­это­му любые про­яв­ле­ния че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти, име­ю­щие место в кон­крет­ном со­ци­у­ме, так или иначе пред­став­ля­ют куль­ту­ру этого со­ци­у­ма. Если, пусть даже из самых луч­ших и бла­го­род­ных со­об­ра­же­ний, про­из­воль­но изъ­ять (не вклю­чить в со­став куль­ту­ры) не­ко­то­рые из них, то кар­ти­на ис­то­ри­че­ски кон­крет­ной (ло­каль­ной) дей­стви­тель­ной куль­ту­ры будет не­пол­ной, а си­сте­ма вза­и­мо­дей­ствий между эле­мен­та­ми или со­став­ны­ми ча­стя­ми, сто­ро­на­ми дан­ной куль­ту­ры ока­жет­ся искажённой. Иначе го­во­ря, куль­ту­ра кон­крет­но-ис­то­ри­че­ско­го об­ще­ства яв­ля­ет­ся даже в пре­ступ­но­сти, нар­ко­ма­нии и про­чих впол­не оди­оз­ных со­бы­ти­ях и про­цес­сах. Впол­не за­слу­жи­вая яр­лы­ка «ан­ти­куль­ту­ра», такие фе­но­ме­ны об­ще­ствен­ной жизни тем не менее оста­ют­ся яв­ле­ни­я­ми со­от­вет­ству­ю­щей куль­ту­ры как це­ло­го.

 

(Д. А. Ла­ле­тин)

25. За­да­ние 21 № 4029. Каким двум видам из­ме­не­ний, по мне­нию ав­то­ра, под­вер­же­ны тра­ди­ции? Какой из этих видов за­тра­ги­ва­ет со­дер­жа­ние тра­ди­ций? Как свя­за­ны тра­ди­ция и ри­ту­ал

 

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4.

Тра­ди­ции в узком смыс­ле слова, т.е. со­во­куп­ность объ­ек­тов и идей, осо­бое зна­че­ние ко­то­рых люди свя­зы­ва­ют с их про­ис­хож­де­ни­ем в про­шлом, сами яв­ля­ют­ся субъ­ек­та­ми из­ме­не­ния...

Тра­ди­ции скла­ды­ва­ют­ся двумя пу­тя­ми. Один идёт «снизу», когда можно ска­зать, что тра­ди­ция «воз­ни­ка­ет», «за­рож­да­ет­ся». Это спон­тан­ный, сти­хий­ный про­цесс, в ко­то­рый во­вле­че­ны до­ста­точ­но боль­шие массы людей. Всё на­чи­на­ет­ся с того, что кто-то об­ра­ща­ет осо­бое вни­ма­ние на опре­делённые фраг­мен­ты ис­то­ри­че­ско­го на­сле­дия. Затем ин­те­рес, ува­же­ние, при­стра­стие, по­чте­ние рас­про­стра­ня­ют­ся вширь, охва­ты­вая всё более ши­ро­кие слои на­се­ле­ния, и при­ни­ма­ют форму ри­ту­а­лов, це­ре­мо­ний, по­буж­да­ют к по­ис­кам и об­нов­ле­нию ста­рых объ­ек­тов, к новой ин­тер­пре­та­ции ста­рых кредо. Ин­ди­ви­ду­аль­ные пред­по­чте­ния и дей­ствия ста­но­вят­ся мас­со­вы­ми и пре­вра­ща­ют­ся в по­и­сти­не со­ци­аль­ный факт. Так рож­да­ет­ся тра­ди­ция...

Вто­рой «марш­рут» фор­ми­ро­ва­ния тра­ди­ции на­чи­на­ет­ся «свер­ху», дей­ствуя через ме­ха­низм на­вя­зы­ва­ния, когда тра­ди­ция вы­де­ля­ет­ся, от­би­ра­ет­ся и даже на­вя­зы­ва­ет­ся теми, кто об­ла­да­ет вла­стью или вли­я­ни­ем. Это может быть мо­нарх, вво­дя­щий для своих под­дан­ных тра­ди­ции своей ди­на­стии; дик­та­тор, де­ла­ю­щий упор на про­шлой славе нации; пол­ко­во­дец, на­по­ми­на­ю­щий во­и­нам о ве­ли­ких ис­то­ри­че­ских сра­же­ни­ях, или из­вест­ный мо­де­льер-ди­зай­нер, на­хо­дя­щий вдох­но­ве­ние в про­шлом и дик­ту­ю­щий стиль «ретро»...

Тра­ди­ции под­вер­же­ны как ко­ли­че­ствен­ным, так и ка­че­ствен­ным из­ме­не­ни­ям. В пер­вом слу­чае речь идёт о рас­ши­ре­нии или суже­нии круга по­сле­до­ва­те­лей, сто­рон­ни­ков, под­дер­жи­ва­ю­щих тра­ди­ции. Ино­гда та или иная тра­ди­ция охва­ты­ва­ет всё на­се­ле­ние стра­ны, а порой даже вы­хо­дит за её пре­де­лы, при­об­ре­тая дей­стви­тель­но гло­баль­ные мас­шта­бы. Та­ко­вы ос­нов­ные ре­ли­ги­оз­ные уче­ния... не­ко­то­рые по­ли­ти­че­ские док­три­ны: ли­бе­раль­ная де­мо­кра­тия, со­ци­а­лизм, кон­сер­ва­тизм. Но люди могут и разо­ча­ро­вать­ся, пе­ре­стать под­дер­жи­вать опре­делённые тра­ди­ции...

Что ка­са­ет­ся ка­че­ствен­ных из­ме­не­ний, то они за­тра­ги­ва­ют со­дер­жа­ние тра­ди­ции, когда на смену одним идеям, сим­во­лам, цен­но­стям при­хо­дят дру­гие или когда одни объ­ек­ты вклю­ча­ют­ся в со­став при­знан­ных тра­ди­ций, а дру­гие от­вер­га­ют­ся...

По­че­му про­ис­хо­дят по­доб­ные из­ме­не­ния?

От­ча­сти они объ­яс­ня­ют­ся пси­хо­ло­ги­че­ски­ми при­чи­на­ми и, пре­жде всего, свой­ства­ми че­ло­ве­че­ско­го ра­зу­ма - не­устан­но­го и скеп­ти­че­ско­го, жаж­ду­ще­го но­виз­ны и ори­ги­наль­но­сти, устремлённого к твор­че­ству и но­ва­ци­ям, наделённого во­об­ра­же­ни­ем и фан­та­зи­ей. Рано или позд­но любая тра­ди­ция под­вер­га­ет­ся со­мне­нию, пе­ре­смот­ру, и в то же время от­кры­ва­ют­ся новые фраг­мен­ты про­шло­го, ко­то­рые при­зна­ют­ся тра­ди­ци­он­ны­ми... Из­ме­не­ние тра­ди­ций объ­яс­ня­ет­ся, кроме того, их мно­же­ством и не­из­беж­ны­ми столк­но­ве­ни­я­ми друг с дру­гом, причём это ка­са­ет­ся и тех из них, ко­то­рые от­но­сят­ся к раз­лич­ным об­ще­ствам или куль­ту­рам, и тех, ко­то­рые при­над­ле­жат од­но­му и тому же об­ще­ству.

 

26. За­да­ние 21 № 4066. При­ве­ди­те на ос­но­ве тек­ста любые три зна­че­ния тер­ми­на «куль­ту­ра».

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4.

Со­вре­мен­ное зна­че­ние тер­ми­на «куль­ту­ра» весь­ма мно­го­об­раз­но и часто не­опре­делённо. До­ста­точ­но на­пом­нить, что под куль­ту­рой се­год­ня по­ни­ма­ют не толь­ко со­сто­я­ние или ха­рак­те­ри­сти­ку об­ще­ства и че­ло­ве­ка во­об­ще, но и впол­не кон­крет­ную со­во­куп­ность тех­но­ло­гий, обы­ча­ев, тра­ди­ций, образ жизни, го­су­дар­ствен­ность и т.п.: «куль­ту­ра Древ­ней Руси», «куль­ту­ра ан­тич­но­го мира», «Запад» или «за­пад­ная куль­ту­ра», «Во­сток» или «куль­ту­ра Во­сто­ка» и т.п. Имен­но в этом смыс­ле го­во­рят, на­при­мер, о мно­гих куль­ту­рах, о срав­не­нии куль­тур, о диа­ло­ге и вза­и­мо­дей­ствии куль­тур. В этих си­ту­а­ци­ях тер­ми­ном «куль­ту­ра» обо­зна­ча­ет­ся ре­аль­но су­ще­ству­ю­щая куль­ту­ра, со­здан­ная в опре­делённом аре­а­ле...

Этим сло­вом (тер­ми­ном) обо­зна­ча­ют­ся в обы­ден­ной жизни ис­кус­ство, музеи, биб­лио­те­ки, кино, те­ат­ры, ре­ли­гия и мно­же­ство дру­гих самых раз­ных вещей. Мы опре­де­ля­ем как «куль­тур­ное» или «не­куль­тур­ное» по­ве­де­ние людей; при­ме­ня­ем такие вы­ра­же­ния, как «куль­ту­ра труда», «куль­ту­ра тор­гов­ли», «куль­ту­ра про­из­вод­ства» и т.д.

Яв­ле­ния куль­ту­ры по опре­де­ле­нию воз­ни­ка­ют толь­ко как ре­зуль­та­ты (следы) че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти; они не могут по­явить­ся в при­ро­де, «есте­ствен­ным» путём. Это, в част­но­сти, те же зна­ния, ве­ро­ва­ния, ис­кус­ство, нравы, право, обы­чаи и все про­чие спо­соб­но­сти, ха­рак­тер­ные черты и при­выч­ки, усво­ен­ные че­ло­ве­ком как чле­ном об­ще­ства; это язык, сим­во­лы и коды, идеи, табу, ри­ту­а­лы, це­ре­мо­нии, со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты, ору­дия, тех­но­ло­гии и все свя­зан­ные с ука­зан­ны­ми фе­но­ме­на­ми ком­по­нен­ты...

По­это­му любые про­яв­ле­ния че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти, име­ю­щие место в кон­крет­ном со­ци­у­ме, так или иначе пред­став­ля­ют куль­ту­ру этого со­ци­у­ма. Если, пусть даже из самых луч­ших и бла­го­род­ных со­об­ра­же­ний, про­из­воль­но изъ­ять (не вклю­чить в со­став куль­ту­ры) не­ко­то­рые из них, то кар­ти­на ис­то­ри­че­ски кон­крет­ной (ло­каль­ной) дей­стви­тель­ной куль­ту­ры будет не­пол­ной, а си­сте­ма вза­и­мо­дей­ствий между эле­мен­та­ми или со­став­ны­ми ча­стя­ми, сто­ро­на­ми дан­ной куль­ту­ры ока­жет­ся искажённой. Иначе го­во­ря, куль­ту­ра кон­крет­но-ис­то­ри­че­ско­го об­ще­ства яв­ля­ет­ся даже в пре­ступ­но­сти, нар­ко­ма­нии и про­чих впол­не оди­оз­ных со­бы­ти­ях и про­цес­сах. Впол­не за­слу­жи­вая яр­лы­ка «ан­ти­куль­ту­ра», такие фе­но­ме­ны об­ще­ствен­ной жизни тем не менее оста­ют­ся яв­ле­ни­я­ми со­от­вет­ству­ю­щей куль­ту­ры как це­ло­го.

 

(Д. А. Ла­ле­тин)

27. За­да­ние 21 № 4214. Су­ще­ство­ва­ло ли в ис­то­рии фи­ло­со­фии един­ство взгля­дов мыс­ли­те­лей на кри­те­рии об­ще­ствен­но­го про­грес­са? По­яс­ни­те свой ответ, опи­ра­ясь на текст. Какие два фак­то­ра, по мне­нию ав­то­ра, по­вли­я­ли на из­ме­не­ние кри­те­ри­ев про­грес­са в со­вре­мен­ном мире?

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4.

Са­мо­раз­ви­тие об­ще­ства и че­ло­ве­ка имеет опре­делённый век­тор, ко­то­рый свя­зы­ва­ет­ся с по­ня­ти­я­ми про­грес­са и ре­грес­са.

В ис­то­рии фи­ло­со­фии эти по­ня­тия оце­ни­ва­лись чаще всего с по­ляр­ных по­зи­ций. Ряд мыс­ли­те­лей были убеж­де­ны в на­ли­чии про­грес­са в об­ще­стве и усмат­ри­ва­ли его кри­те­рий в росте науки и ра­зу­ма, в улуч­ше­нии нра­вов. Дру­гие де­ла­ли ак­цент на субъ­ек­тив­ных сто­ро­нах про­грес­са, свя­зы­вая его с ро­стом иде­а­лов ис­ти­ны и спра­вед­ли­во­сти. Было вы­ска­за­но мне­ние от­но­си­тель­но лож­но­сти самой идеи про­грес­са...

Мно­гие свя­зы­ва­ли про­гресс в ос­нов­ном с ду­хов­ны­ми фак­то­ра­ми раз­ви­тия об­ще­ства, ро­стом веры в каж­дом че­ло­ве­ке, гу­ма­ни­за­ци­ей меж­че­ло­ве­че­ских от­но­ше­ний, укреп­ле­ни­ем по­зи­ций добра и кра­со­ты в мире.

Со­от­вет­ствен­но, ре­гресс под­ни­мал­ся как дви­же­ние в об­рат­ном на­прав­ле­нии, как тор­же­ство зла и не­спра­вед­ли­во­сти, раз­об­ще­ние людей и под­чи­не­ние их какой-то ан­ти­че­ло­ве­че­ской силе.

В древ­но­сти из­ме­не­ния в об­ще­стве по­ни­ма­лись как про­стая по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий либо как де­гра­да­ция по срав­не­нию с ми­нув­шим «зо­ло­тым веком». В хри­сти­ан­стве впер­вые по­яв­ля­ет­ся пред­став­ле­ние о вне­исто­ри­че­ской цели об­ще­ства и че­ло­ве­ка, о «новом небе и новой земле». В марк­сист­ской кон­цеп­ции об­ще­ствен­ный про­гресс свя­зы­вал­ся с не­уклон­ным раз­ви­ти­ем про­из­во­ди­тель­ных сил об­ще­ства, ро­стом про­из­во­ди­тель­но­сти труда, осво­бож­де­ни­ем от гнета сти­хий­ных сил об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия и экс­плу­а­та­ции че­ло­ве­ка че­ло­ве­ком. Ко­неч­ной целью и кри­те­ри­ем про­грес­са вы­сту­па­ла эво­лю­ция че­ло­ве­ка как гар­мо­нич­но раз­ви­той лич­но­сти. Ре­гресс трак­то­вал­ся марк­сиз­мом как дви­же­ние об­ще­ства в об­рат­ном на­прав­ле­нии, при­чи­ной чего яв­ля­ют­ся ре­ак­ци­он­ные об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ские силы.

В XX в. с воз­ник­но­ве­ни­ем гло­баль­ных про­блем че­ло­ве­че­ства и на­рас­та­ни­ем не­ста­биль­но­сти в мире в целом кри­те­рии об­ще­ствен­но­го про­грес­са на­чи­на­ют из­ме­нять­ся. По­ня­тие про­грес­са об­ще­ства и ис­то­рии всё более свя­зы­ва­ет­ся с раз­ви­ти­ем те­лес­ных и ду­хов­ных ха­рак­те­ри­стик са­мо­го че­ло­ве­ка. Так, в ка­че­стве ин­те­граль­ных ха­рак­те­ри­стик про­грес­сив­но­го раз­ви­тия об­ще­ства и че­ло­ве­ка пред­ла­га­ют­ся такие кри­те­рии, как уро­вень ма­те­рин­ской и дет­ской смерт­но­сти, по­ка­за­те­ли фи­зи­че­ско­го и ду­шев­но­го здо­ро­вья, чув­ство удо­вле­творённо­сти жиз­нью и т.п. Ни один вид про­грес­са (в эко­но­ми­че­ской, со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ской и дру­гих сфе­рах жизни об­ще­ства) не может рас­смат­ри­вать­ся как ве­ду­щий, если он не за­тра­ги­ва­ет жизни каж­до­го че­ло­ве­ка на пла­не­те. С дру­гой сто­ро­ны, резко уси­ли­ва­ет­ся доля от­вет­ствен­но­сти каж­до­го че­ло­ве­ка за всё про­ис­хо­дя­щее в об­ще­стве, за дви­же­ние ис­то­рии в же­ла­е­мом на­прав­ле­нии.

 

(В. Ко­ха­нов­ский)

28. За­да­ние 21 № 4327. Су­ще­ство­ва­ло ли в ис­то­рии фи­ло­со­фии един­ство взгля­дов мыс­ли­те­лей на кри­те­рии об­ще­ствен­но­го про­грес­са? По­яс­ни­те свой ответ, опи­ра­ясь на текст. Какие два фак­то­ра, по мне­нию ав­то­ра, по­вли­я­ли на из­ме­не­ние кри­те­ри­ев про­грес­са в со­вре­мен­ном мире?

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4.

Са­мо­раз­ви­тие об­ще­ства и че­ло­ве­ка имеет опре­делённый век­тор, ко­то­рый свя­зы­ва­ет­ся с по­ня­ти­я­ми про­грес­са и ре­грес­са.

В ис­то­рии фи­ло­со­фии эти по­ня­тия оце­ни­ва­лись чаще всего с по­ляр­ных по­зи­ций. Ряд мыс­ли­те­лей были убеж­де­ны в на­ли­чии про­грес­са в об­ще­стве и усмат­ри­ва­ли его кри­те­рий в росте науки и ра­зу­ма, в улуч­ше­нии нра­вов. Дру­гие де­ла­ли ак­цент на субъ­ек­тив­ных сто­ро­нах про­грес­са, свя­зы­вая его с ро­стом иде­а­лов ис­ти­ны и спра­вед­ли­во­сти. Было вы­ска­за­но мне­ние от­но­си­тель­но лож­но­сти самой идеи про­грес­са...

Мно­гие свя­зы­ва­ли про­гресс в ос­нов­ном с ду­хов­ны­ми фак­то­ра­ми раз­ви­тия об­ще­ства, ро­стом веры в каж­дом че­ло­ве­ке, гу­ма­ни­за­ци­ей меж­че­ло­ве­че­ских от­но­ше­ний, укреп­ле­ни­ем по­зи­ций добра и кра­со­ты в мире.

Со­от­вет­ствен­но, ре­гресс под­ни­мал­ся как дви­же­ние в об­рат­ном на­прав­ле­нии, как тор­же­ство зла и не­спра­вед­ли­во­сти, раз­об­ще­ние людей и под­чи­не­ние их какой-то ан­ти­че­ло­ве­че­ской силе.

В древ­но­сти из­ме­не­ния в об­ще­стве по­ни­ма­лись как про­стая по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий либо как де­гра­да­ция по срав­не­нию с ми­нув­шим «зо­ло­тым веком». В хри­сти­ан­стве впер­вые по­яв­ля­ет­ся пред­став­ле­ние о вне­исто­ри­че­ской цели об­ще­ства и че­ло­ве­ка, о «новом небе и новой земле». В марк­сист­ской кон­цеп­ции об­ще­ствен­ный про­гресс свя­зы­вал­ся с не­уклон­ным раз­ви­ти­ем про­из­во­ди­тель­ных сил об­ще­ства, ро­стом про­из­во­ди­тель­но­сти труда, осво­бож­де­ни­ем от гнета сти­хий­ных сил об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия и экс­плу­а­та­ции че­ло­ве­ка че­ло­ве­ком. Ко­неч­ной целью и кри­те­ри­ем про­грес­са вы­сту­па­ла эво­лю­ция че­ло­ве­ка как гар­мо­нич­но раз­ви­той лич­но­сти. Ре­гресс трак­то­вал­ся марк­сиз­мом как дви­же­ние об­ще­ства в об­рат­ном на­прав­ле­нии, при­чи­ной чего яв­ля­ют­ся ре­ак­ци­он­ные об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ские силы.

В XX в. с воз­ник­но­ве­ни­ем гло­баль­ных про­блем че­ло­ве­че­ства и на­рас­та­ни­ем не­ста­биль­но­сти в мире в целом кри­те­рии об­ще­ствен­но­го про­грес­са на­чи­на­ют из­ме­нять­ся. По­ня­тие про­грес­са об­ще­ства и ис­то­рии всё более свя­зы­ва­ет­ся с раз­ви­ти­ем те­лес­ных и ду­хов­ных ха­рак­те­ри­стик са­мо­го че­ло­ве­ка. Так, в ка­че­стве ин­те­граль­ных ха­рак­те­ри­стик про­грес­сив­но­го раз­ви­тия об­ще­ства и че­ло­ве­ка пред­ла­га­ют­ся такие кри­те­рии, как уро­вень ма­те­рин­ской и дет­ской смерт­но­сти, по­ка­за­те­ли фи­зи­че­ско­го и ду­шев­но­го здо­ро­вья, чув­ство удо­вле­творённо­сти жиз­нью и т.п. Ни один вид про­грес­са (в эко­но­ми­че­ской, со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ской и дру­гих сфе­рах жизни об­ще­ства) не может рас­смат­ри­вать­ся как ве­ду­щий, если он не за­тра­ги­ва­ет жизни каж­до­го че­ло­ве­ка на пла­не­те. С дру­гой сто­ро­ны, резко уси­ли­ва­ет­ся доля от­вет­ствен­но­сти каж­до­го че­ло­ве­ка за всё про­ис­хо­дя­щее в об­ще­стве, за дви­же­ние ис­то­рии в же­ла­е­мом на­прав­ле­нии.

 

(В. Ко­ха­нов­ский)

29. За­да­ние 21 № 4475. Какие три субъ­ек­та ис­то­ри­че­ско­го про­цес­са на­зва­ны в тек­сте? Чем субъ­ект, по мне­нию ав­то­ра, от­ли­ча­ет­ся от участ­ни­ка?

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4.

Ис­то­ри­че­ский про­цесс сам по себе весь­ма сло­жен и пред­став­ля­ет собой вза­и­мо­дей­ствие мно­гих объ­ек­тив­ных и субъ­ек­тив­ных фак­то­ров. К объ­ек­тив­ным фак­то­рам от­но­сят­ся при­род­ные усло­вия жизни об­ще­ства, объ­ек­тив­ные по­треб­но­сти людей в обес­пе­че­нии не­об­хо­ди­мых усло­вий их жизни, а также со­сто­я­ние ма­те­ри­аль­но­го про­из­вод­ства, су­ще­ству­ю­щая со­ци­аль­ная струк­ту­ра об­ще­ства, его го­су­дар­ствен­ный строй и т.д., ко­то­рые каж­дое новое по­ко­ле­ние застаёт уже сло­жив­ши­ми­ся и ко­то­рые в той или иной мере обу­слов­ли­ва­ют жиз­не­де­я­тель­ность людей. Субъ­ек­тив­ные же фак­то­ры ис­то­ри­че­ско­го про­цес­са - это раз­но­го рода спо­соб­но­сти людей сво­и­ми дей­стви­я­ми вно­сить из­ме­не­ния в те или иные сто­ро­ны об­ще­ствен­ной жизни.

В ис­то­ри­че­ский про­цесс прямо или кос­вен­но вклю­че­ны все люди, по­сколь­ку они вклю­че­ны в про­цесс об­ще­ствен­но­го про­из­вод­ства, а также в по­ли­ти­че­скую и ду­хов­ную жизнь об­ще­ства. В этом от­но­ше­нии все они яв­ля­ют­ся участ­ни­ка­ми ис­то­ри­че­ско­го про­цес­са. Но его субъ­ек­та­ми они ста­но­вят­ся лишь в той мере, в какой дей­ству­ют со­зна­тель­но: осо­зна­ют своё место в об­ще­стве, со­ци­аль­ное зна­че­ние своей де­я­тель­но­сти и на­прав­лен­ность ис­то­ри­че­ско­го про­цес­са. Со­зна­тель­но участ­вуя, ска­жем, в со­вер­шен­ство­ва­нии эко­но­ми­че­ских и со­ци­аль­ных от­но­ше­ний, по­ли­ти­че­ской си­сте­мы об­ще­ства, в раз­ви­тии его ду­хов­ной жизни, тот или иной че­ло­век или со­ци­аль­ная груп­па вы­сту­па­ет как субъ­ект ис­то­ри­че­ско­го про­цес­са.

В по­след­нее время в науке и по­ли­ти­ке всё чаще го­во­рят о че­ло­ве­че­стве как са­мо­сто­я­тель­ном субъ­ек­те ис­то­ри­че­ско­го про­цес­са. Для этого име­ют­ся вес­кие ос­но­ва­ния. В со­вре­мен­ных усло­ви­ях че­ло­ве­че­ство всё более вы­сту­па­ет как еди­ное целое в силу рас­ши­ре­ния и упро­че­ния эко­но­ми­че­ских, по­ли­ти­че­ских и куль­тур­ных свя­зей на­ро­дов всех стран, уси­ле­ния их вза­и­мо­за­ви­си­мо­сти. Имен­но в рам­ках че­ло­ве­че­ства как еди­но­го це­ло­го долж­ны ныне ре­шать­ся про­бле­мы обес­пе­че­ния все­об­ще­го мира, со­хра­не­ния и раз­ви­тия при­род­ной среды, а также со­зда­ния усло­вий для раз­ви­тия со­труд­ни­че­ства и вза­и­мо­по­мо­щи всех на­ро­дов и го­су­дарств нашей пла­не­ты.

И че­ло­ве­че­ство в той или иной сте­пе­ни ре­ша­ет эти про­бле­мы, пре­жде всего, путём на­ла­жи­ва­ния все­сто­рон­не­го со­труд­ни­че­ства между на­ро­да­ми и го­су­дар­ства­ми. На это на­прав­ле­на де­я­тель­ность мно­гих меж­ду­на­род­ных ор­га­ни­за­ций. Чрез­вы­чай­но важно, чтобы при на­ли­чии мно­гих про­ти­во­ре­чий и кон­флик­тов между от­дель­ны­ми со­ци­аль­ны­ми груп­па­ми, на­ци­я­ми, на­ро­да­ми и го­су­дар­ства­ми че­ло­ве­че­ство как са­мо­сто­я­тель­ная це­лост­ность про­дол­жа­ло су­ще­ство­вать и спо­соб­ство­ва­ло бы мир­но­му раз­ре­ше­нию ука­зан­ных про­ти­во­ре­чий и кон­флик­тов - ло­каль­ных, ре­ги­о­наль­ных и меж­ду­на­род­ных.

 

(В. Лаври­нен­ко)

30. За­да­ние 21 № 4889. Най­ди­те в при­ведённом тек­сте два ав­тор­ских опре­де­ле­ния сущ­но­сти этики не­на­си­лия.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.