Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука и на­уч­ное по­зна­ние.






 

<...> Наука — это ис­то­ри­че­ски сло­жив­ша­я­ся форма че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти, на­прав­лен­ная на по­зна­ние и пре­об­ра­зо­ва­ние объ­ек­тив­ной дей­стви­тель­но­сти, такое ду­хов­ное про­из­вод­ство, ко­то­рое имеет своим ре­зуль­та­том це­ле­на­прав­лен­но ото­бран­ные и си­сте­ма­ти­зи­ро­ван­ные факты, ло­ги­че­ски вы­ве­рен­ные ги­по­те­зы, обоб­ща­ю­щие тео­рии, фун­да­мен­таль­ные и част­ные за­ко­ны, а также ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния.

Наука — это од­но­вре­мен­но и си­сте­ма зна­ний, и их ду­хов­ное про­из­вод­ство, и прак­ти­че­ская де­я­тель­ность на их ос­но­ве.

 

Для вся­ко­го на­уч­но­го по­зна­ния су­ще­ствен­но на­ли­чие того, что ис­сле­ду­ет­ся, и то, как оно ис­сле­ду­ет­ся. Ответ на во­прос о том, что ис­сле­ду­ет­ся, рас­кры­ва­ет при­ро­ду пред­ме­та науки, а ответ на во­прос о том, как осу­ществ­ля­ет­ся ис­сле­до­ва­ние, рас­кры­ва­ет метод ис­сле­до­ва­ния.

 

Ка­че­ствен­ное мно­го­об­ра­зие дей­стви­тель­но­сти и об­ще­ствен­ной прак­ти­ки опре­де­ли­ло мно­го­пла­но­вый ха­рак­тер че­ло­ве­че­ско­го мыш­ле­ния, раз­ные об­ла­сти на­уч­но­го зна­ния. Со­вре­мен­ная наука — чрез­вы­чай­но раз­ветв­лен­ная со­во­куп­ность от­дель­ных на­уч­ных от­рас­лей. Пред­ме­том науки яв­ля­ет­ся не толь­ко вне­по­лож­ный че­ло­ве­ку мир, раз­лич­ные формы и виды дви­же­ния су­ще­го, но и их от­ра­же­ние в со­зна­нии, т.е. сам че­ло­век. По сво­е­му пред­ме­ту науки де­лят­ся на есте­ствен­но-тех­ни­че­ские, изу­ча­ю­щие за­ко­ны при­ро­ды и спо­со­бы ее осво­е­ния и пре­об­ра­зо­ва­ния, и об­ще­ствен­ные, изу­ча­ю­щие раз­лич­ные об­ще­ствен­ные яв­ле­ния и за­ко­ны их раз­ви­тия, а также са­мо­го че­ло­ве­ка как су­ще­ства со­ци­аль­но­го (гу­ма­ни­тар­ный цикл). Среди об­ще­ствен­ных наук осо­бое место за­ни­ма­ет ком­плекс фи­ло­соф­ских дис­ци­плин, изу­ча­ю­щих наи­бо­лее общие за­ко­ны раз­ви­тия и при­ро­ды, и об­ще­ства, и мыш­ле­ния.

 

Пред­мет науки вли­я­ет на ее ме­то­ды, т.е. при­е­мы, спо­со­бы ис­сле­до­ва­ния объ­ек­та. Так, в есте­ствен­ных на­у­ках одним из глав­ных при­е­мов ис­сле­до­ва­ния яв­ля­ет­ся экс­пе­ри­мент, а в об­ще­ствен­ных на­у­ках — ста­ти­сти­ка. Вме­сте с тем гра­ни­цы между на­у­ка­ми в до­ста­точ­ной сте­пе­ни услов­ны. Для со­вре­мен­но­го этапа раз­ви­тия на­уч­но­го по­зна­ния ха­рак­тер­но не толь­ко по­яв­ле­ние смеж­ных по пред­ме­ту дис­ци­плин (на­при­мер, био­фи­зи­ка), но и вза­им­ное обо­га­ще­ние на­уч­ных ме­то­до­ло­гий. Об­ще­на­уч­ны­ми ло­ги­че­ски­ми при­е­ма­ми яв­ля­ют­ся ин­дук­ция, де­дук­ция, ана­лиз, син­тез, а также си­стем­ный и ве­ро­ят­ност­ный под­хо­ды и мно­гое дру­гое. В каж­дой науке раз­ли­ча­ют­ся эм­пи­ри­че­ский уро­вень, т.е. на­коп­лен­ный фак­ти­че­ский ма­те­ри­ал — итоги на­блю­де­ний и экс­пе­ри­мен­тов, и тео­ре­ти­че­ский уро­вень, т.е. обоб­ще­ние эм­пи­ри­че­ско­го ма­те­ри­а­ла, вы­ра­жен­ное в со­от­вет­ству­ю­щих тео­ри­ях, за­ко­нах и прин­ци­пах; ос­но­ван­ные на фак­тах на­уч­ные пред­по­ло­же­ния, ги­по­те­зы, нуж­да­ю­щи­е­ся в даль­ней­шей про­вер­ке опы­том. Тео­ре­ти­че­ские уров­ни от­дель­ных наук смы­ка­ют­ся в об­ще­тео­ре­ти­че­ском, фи­ло­соф­ском объ­яс­не­нии от­кры­тых прин­ци­пов и за­ко­нов, в фор­ми­ро­ва­нии ми­ро­воз­зрен­че­ских и ме­то­до­ло­ги­че­ских сто­рон на­уч­но­го по­зна­ния в целом <...>

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.