Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выводы и предложения






 

Анализ контрольных мероприятий Росфиннадзора показал: основное внимание Росфиннадзор уделяет проверке средств федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов РФ. Большая часть контрольных мероприятий в количественном измерении приходится на мероприятия по соблюдению валютного законодательства. Вместе с ростом объема проведенных средств бюджетов и внебюджетных фондов имеет место и рост объема средств, использованных с нарушениями (на 148, 3%). С каждым годом доля нарушений в общем объеме проверенных средств федерального бюджета сокращается, что говорит о росте финансовой дисциплины распорядителей и получателей бюджетных средств.

В БК РФ Росфиннадзор определен как орган государственного финансового кон­троля (ст. 157, п. 1). А Положение о Росфиннадзоре, утвержденное постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77, представляет его как федеральный ор­ган исполнительной власти, осуществляющий функции контроля и надзора в финансо­во-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенные Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

Дальнейшее знакомство с Положением показывает, что функции надзора службе на самом деле не предписаны. В перечне полномочий Росфиннадзора и других раз­делах документа употребляется только термин «контроль». Одновременно подчеркнем, что содержательная разница между понятиями «контроль» и «надзор» действующим законодательством не установлена ни в финансовой, ни в других сферах.

Остается нерешенным вопрос, являются ли видами ГФК налоговый, валютный, таможенный контроль. На неправомерность исключения их из ГФК исследователи указывали неоднократно. Например, В. В. Бурцев писал, что, поскольку деятельность специализированных по этим направлениям контрольных органов представляет со­бой проверку «соблюдения отдельных финансовых норм, действующих в различных отраслях и сферах управления, независимо от ведомственных границ, нет оснований для исключения их из системы ГФК»8.

Нет достаточной ясности и в том, как ГФК соотносится с банковской системой, с ее собственными нормами контроля и надзора, установленными соответствующим разделом законодательства.

Названные недостатки правовых актов имеют негативные практические послед­ствия. Так, до сих пор нет единого перечня видов финансовых нарушений. Даже два ведущих органа ГФК — Счетная палата Российской Федерации и Росфиннадзор — пред­ставляют виды выявленных ими нарушений по-разному, хотя предмет их контрольной деятельности один и тот же. Они проверяют формирование и расходование средств федерального бюджета, работу занятых этим органов исполнительной власти [6. C. 103].

Счетная палата называет следующие виды нарушений:

— нарушения законодательства, устранение которых требует возмещения бюджетных средств;

— нарушения бюджетного законодательства;

— нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

— нарушения законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

— нарушения законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд;

— нарушения при распоряжении и управлении государственной собственностью;

— несвоевременная передача пенсионных накоплений в доверительное управление управляющим компаниям и в негосударственные пенсионные фонды;

— иные нарушения, выявленные при использовании средств бюджетной системы;

— нецелевое использование средств бюджетной системы [10].

Росфиннадзор же ограничивается такими нарушениями, как:

— неправомерное расходование денежных средств и материальных ресурсов, в т. ч. нецелевое использование бюджетных средств;

— неэффективное использование материальных ресурсов и денежных средств;

— недопоступление налоговых и неналоговых платежей в бюджеты различных уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

— расхождение фактического наличия денежных средств и материальных ресурсов с данными бухгалтерского учета;

— нарушения порядка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности;

— нарушения порядка учета государственного имущества и ведения реестра государственного имущества;

— другие нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере [11].

В целом вся эта чересполосица и неувязки мешают достижению конечной цели финансового контроля, которая во всех его разновидностях одна: своевременное вы­явление нарушений законности в использовании финансов и управлении ими, с тем, чтобы устранить негативные последствия и предотвратить нарушения в дальнейшем. В экономике финансовый контроль должен способствовать наиболее рациональному использованию денежных и материальных ресурсов в интересах общества и каждого гражданина независимого от того, олигарх он или рядовой налогоплательщик.

В связи с этим представляет большой интерес предложение о разработке и приня­тии Федерального закона «О системе государственного контроля», изложенное в докладе Института государства и права РАН на Международной конференции в РСПП «Система государственного контроля в сфере экономической деятельности: зарубежный опыт и пределы его применения в России» в ноябре прошлого года. Авто­ры видят новый закон как конкретизацию предлагаемого ими «закрепления в Консти­туции Российской Федерации статуса вневедомственного государственного контроля в качестве самостоятельной (четвертой) ветви государственной власти» [12]

В развитие норм названного акта авторы доклада полагают целесообразным одновременно подготовить и принять ряд специализированных законов, первым из которых назван Федеральный закон «О финансовом контроле». Он предусматри­вает единые принципы и процедуры финансового контроля всех уровней и видов, т. е. будет выступать в качестве единой правовой основы контрольной деятельности государства и уполномоченных им органов в финансовой сфере.

Инициатива необходимости разработки такого закона проявлена не впервые. В 2008 г. ее обосновал Е. М. Гутцайт, предложивший «ввиду большой общности различных видов финансового контроля и их проблем» подготовить закон «широ­кого плана, охватывающий весь финансовый контроль (с примерным названием «О финансовом контроле»)» [5. C. 80]. За прошедшие годы актуальность этой задачи возросла, о чем не раз писали другие специалисты, в их числе и автор этой статьи, предлагав­ший принять Кодекс финансового контроля Российской Федерации. Некоторые кол­леги полагают необходимым первоначально сформировать Концепцию финансового контроля [2. C. 20].


Список использованной литературы

1. Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 (ред. от 29.10.2014) " О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" (вместе с " Правилами осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере") // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 49 (часть VII). – Ст. 6435.

2. Арабян К. К. Единая концепция финансового контроля в Российской Федерации // Аудитор. — 2014. — № 2.

3. Биба А.Н.Росфиннадзор: факторы результативности контроля // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. – 2012. – № 3 (104). – С. 145-152.

4. Гусев, А. Новые правила осуществления проверок Росфиннадзором // Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. – 2014. – №1-2

5. Гутцайт Е. М. Финансовый контроль: концепция и проблемы. — М.: АБиК, 2008. — С. 80.

6. Овсянников Л.Н. О единой правовой основе финансового контроля // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. – 2014. – № 2 (20). – С. 99-108.

7. Солодовникова Н.А. Теоретические основы реализации эффективного финансово-экономического механизма бюджетного контроля главными распорядителями бюджетных средств с учетом актуальных изменений бюджетного законодательства // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – 2015. – № 19. – С. 135-144.

8. Основные результаты деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора за 2014 год и задачи на 2015 год: ttp: //www.rosfinnadzor.ru/upload/iblock/fd1/fd14a95232104d09fbf2e8d82ee64fdd.doc

Доклад о результатах за 2012 год и основных направлениях деятельности на 2013 - 2016 гг. Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в 2012 году: https://www.rosfinnadzor.ru/upload/iblock/8d6/ 8d64508f7fc750c8151b326ff367257d.doc

10. Итоги работы Счетной палаты Российской Федерации за 2012 год (https://www.ach.gov.ru/userfiles/ tree/report-2012-1-tree_files-fl-657.pdf).

11. Сведения о результатах исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и ее тер­риториальными органами государственной функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере за первое полугодие 2013 года / Росфиннадзор (https://rosfinnadzor.ru/html/prikaz/pr.pdf).

12. Российская система государственного контроля в сфере экономической деятельности и основные модели ее развития / Институт государства и права РАН (https://www.igpran.ru/public/events/07.11.2013 /Doklad.IGP.pdf).

 

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.