Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 4. Политическая система общества.






План.

1. Понятие политической системы.

2. Теории политических систем.

3. Структура и функции политической системы.

4. Типология политических систем.

1. Понятие политической системы. Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Понятие политической системы имеет два взаимосвязанных значения. В первом значении политическая система – это реальный механизм формирования и функционирования власти в обществе, включающий в единую целостность политические институты и политические объединения, систему отношений и социальных ролей, политические нормы, политическое сознание, культуру. Во втором, методологическом значении, это метод системного анализа общества, который позволяет выделить политическую жизнь из социальной жизни, изучить связи и взаимодействия между политической системой и другими системами: экономической, правовой, культурной.

Основоположником системного подхода является Аристотель, использовавший понятие «государственное устройство». Впервые применил системный анализ американский социолог Т. Парсонс. Талкотт Парсонс (1902-1979) создал общую теорию действия и теорию социальной системы, универсальную схему структурно-функционального анализа, описывающую социальные системы любого уровня. Роберт Мертон (1910-2003), представитель структурно – функционалистского направления в социологии, создал модель аномии (ситуация рассогласования социальных норм) и обосновал девиантное поведение (отклоняющееся от социальных норм).

Преимущества системного подхода заключаются в том, что политическая система рассматривается как определенная целостность элементов, внутренние связи между которыми оказываются сильнее действия внешних факторов. Политическая система имеет свою структуру, каждый из элементов которой выполняет определенные функции. Место политической подсистемы в социальной системе общества определяется выполняемыми ею общественными функциями. Частью системного анализа политики является изучение взаимодействия политической системы с внешней средой, включающей социальные и природные явления и процессы.

2. Теории политических систем. Теории политических систем начали разрабатываться в середине ХХ века. Наиболее известны теории американских политологов. Дэвида Истона, Г. Алмонда и К. Дойча. Д. Истон (1902-1979) в работах «Политическая система» (1953), «Модель для политического исследования» (1960), «Системный анализ политической жизни» (1965) предложил модель политической системы, выделив наиболее общие принципы ее функционирования. Д. Истон рассматривал политическую систему как совокупность различных видов деятельности, которые влияют на принятие и исполнение решений. Задача политической системы, как аналога биологической системы заключается в самосохранении. Процесс функционирования системы представляет взаимодействие трех элементов: «входа», «конверсии» и «выхода». Через «вход» поступают требования, поддержка или протест из окружающей среды. Система перерабатывает требования в решения в соответствии с определенными ценностями. «Выход» осуществляется в виде реализации решений и соответсвующих действий.

Главную задачу политической системы Г. Алмонд (сторонник структурно-функционального подхода) видел в обеспечении легитимности принуждения с целью стабилизации власти в обществе, особую роль в этом он отводил не политическим институтам как Д. Истон, а неформальным, неинституциональным образованиям. В своей модели Г. Алмонд учитывает действие различных интересов внутри самой системы, психологические особенности политических взаимодействий. Г. Алмонд считал, что политическая система состоит из взаимодействующих между собой ролей, структур, подсистем и лежащей в их основе культуры. В политическую систему он включал элементы, действующие на основе правовых норм (парламенты, бюрократию), статусы граждан и групп, роли (виды деятельности). Г. Алмонд выделил следующие функции политической системы: 1. функции системы (социализация граждан), 2. функции процесса (артикуляция, агрегирование, выработка решений и контроль за применением норм), 3. функции политики (регулирование политических отношений, распределение ресурсов).

К. Дойч предложил информационно-кибернетическую модель политической системы. В книге «Нервы управления: модели политической коммуникации и контроля» (1963) он рассмотрел политическую систему как совокупность информационных потоков и коммуникативных связей, направленных на управление и регулирование объектов политики. Информационно-коммуникативный процесс он разделил на 4 этапа: Получение информации – оценка и отбор информации – принятие решений – реализация решений.

Постсистемные трактовки политики.

В 80-90 годы ХХ века системный подход к описанию политики начал утрачивать свою актуальность. В рамках исследования процесса модернизации появляются новые подходы («девелопменталистский» от англ. «развитие»), описывающие политические системы в переходном состоянии. В таких системах устойчивость власти зависит от способности к адаптации к изменяющимся требованиям среды, к мобилизации граждан для реализации поставленных целей, к самосохранению в борьбе с оппозицией.

Д. Марч и Д. Олсен выдвинули концепцию «нового институционализма», в которой значительная роль отводится не институтам власти, а неформальным отношениям, нормам, взаимодействиям в политике, а также негосударственным центрам власти: корпорациям, группам давления.

А. Гидденс предложил концепцию «структурации», согласно которой превращению политики в систему способствуют два процесса: «структурации», т.е. воспроизводство сложившихся норм и правил политического взаимодействия; и «институализации», т.е. закрепление новых форм деятельности политическими нормами.

3. Структура и функции политической системы.

Структура политической системы.

1. Политическое сообщество людей – большие социальные группы.

2. Политические институты и организации – государство, партии.

3. Нормы – политические, правовые, традиции, обычаи.

4. Политическая деятельность.

5. Политическая культура и коммуникация.

Функции политической системы.

1. Регулирование общественных процессов.

2. Обеспечение взаимодействия между социальными субъектами и процессами.

3. Политическая социализация – вовлечение граждан в политическую жизнь.

4. Обеспечение политического порядка.

4.Типология политических систем. Типология политических систем многообразна, что отражает сложность политической жизни общества. Отличие определяется критериями, или основаниями, типологизации.

1. Г. Алмонд в основу своей типологизации положил комплексный критерий, который учитывает не только форму власти, но и политическую культуру. Он выделил политические системы англо-американского (США, Великобритания, Канада) и континентально-европейского типов (Франция, Германия, Италия), доиндустриальных и частично индустриальных стран (Мексика, Бразилия) и тоталитарные политические системы.

2. С. Хантингтон в основу своей типологии положил цивилизационный критерий и выделил западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, славяно-православную, латиноамериканскую и африканскую цивилизации.

3. По основанию политических режимов политические системы делятся на тоталитарную, авторитарную и демократическую.

4. Сторонники геополитического подхода разделяют политические системы на «островные» и «континентальные».

5. На основе исторического подхода (Д. Коулмен) выделяют традиционные, патриархальные, смешанные и современные политические системы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.