Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и требования, предъявляемые к отчётности субъектов хозяйствования. Виды отчётности






Отчётность является заключительным элементом метода бухгалтерского учёта.

Сущность отчётности сводится к обобщению данных текущего учёта хозяйственной деятельности в системе счетов, получению на них дебетовых и кредитовых оборотов, выведению конечных сальдо и представлению этих показателей в виде баланса и других форм, удобных для обозрения и восприятия руководителем, собственником или любым другим пользователем.

Данные отчетности являются одним из основных источников проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности организации.

Различают четыре вида отчётности:

- статистическую;

- оперативно-техническую;

- бухгалтерскую;

- налоговую.

Бухгалтерская отчётность представляет собой комплекс взаимосвязанных показателей, полученных в системе бухгалтерского учёта и всесторонне характеризующих имущественное положение и финансовые результаты работы организации за отчетный период.

Бухгалтерская отчётность должна составляться организациями с учётом требований, установленных Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчетности» от 12.07.2013г. № 57-З и Инструкцией о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011г. № 111, в редакции от 10.12.2013г. № 84.

Бухгалтерская отчётность организации должна быть открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, поставщиков, покупателей и др., которые могут знакомиться с содержанием отчётных форм и при необходимости их получать.

По периодичности составления различают внутригодовую и годовую отчётности. Внутригодовая (периодическая) отчётность включает отчёты за месяц, квартал, полугодие и 9 месяцев. Внутригодовая отчётность является промежуточной и обычно заполняется нарастающим итогом с начала отчетного периода (года). По сравнению с годовой отчётностью она более краткая, содержит ограниченное количество форм и показателей. Наиболее полными и содержательными являются годовые отчёты, которые характеризуют все стороны хозяйственной (основной), инвестиционной и финансовой деятельности организации за год.

По назначению отчётность подразделяется на внутреннюю, остающуюся в организации, и внешнюю отчётность, передаваемую налоговым и другим органам.

Отчётность также подразделяется на первичную и сводную. Первичная отчётность составляется организациями по данным текущего учёта. Сводная отчётность обобщает данные первичной отчетности и характеризует работу организации в целом.

Бухгалтерская отчётность должна отвечать следующим основным требованиям:

1. данные отчётности должны достоверно и реально отражать хозяйственные средства (имущество), расчёты, собственный капитал и обязательства, процессы протекающие в организации. Это обеспечивается документальным обоснованием хозяйственных операций, отражённых и сгруппированных в учётных регистрах;

2. при составлении бухгалтерской отчётности организации должны руководствоваться принципами осмотрительности (обеспечения большей готовности к учёту расходов, потерь и обязательств, чем доходов и активов, не допуская скрытых резервов);

3. приоритета содержания над формой (отражение в бухгалтерском учёте фактов хозяйственной деятельности организации исходя не столько из правовой формы, сколько из экономического содержания и условий хозяйствования);

4. нейтральности (бухгалтерская отчётность не должна делать акцентов на удовлетворение интересов одних групп пользователей её информации перед другими). Факты хозяйственной деятельности организации (активы, собственный капитал, обязательства, доходы, расходы, прибыли и убытки) должны относиться к тому отчётному периоду, в котором они имели место, независимо от времени фактического поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами;

5. обособленности учёта имущества и обязательств организации от имущества и обязательств других юридических и физических лиц;

6. непрерывности – организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у него отсутствуют основания прекращения или существенного сокращения деятельности;

7. полноты отражения за отчётный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации имущества и обязательств;

8. сопоставимости (равенства) данных аналитического учёта данным синтетического учёта за отчётный период, а также показателей бухгалтерской отчётности данным синтетического и аналитического учёта;

9. отчётность должна быть простой, ясной и доступной для понимания работников организации, других пользователей информации, содержащейся в отчётах;

10. отчётность должна быть полной, т.е. содержать в минимальных размерах всю необходимую информацию;

11. отчётность должна быть экономичной, т.е. затраты на её составление должны быть минимальными, а выгоды и доходы от использования её данных не превышать затраты на составление бухгалтерских отчётов.

 

Содержание и порядок составления важнейших форм отчётности

Методологическое руководство методикой составления и содержанием бухгалтерской отчётности в Республике Беларусь осуществляет Министерство финансов Республики Беларусь.

Годовая бухгалтерская отчётность в Республике Беларусь состоит из образующих единое целое взаимосвязанных отчётов и включает следующие типовые формы (отчёты):

1. бухгалтерский баланс (типовая форма № 1);

2. отчет о прибылях и убытках (типовая форма № 2);

3. отчет об изменении собственного капитала (типовая форма № 3);

4. отчет о движении денежных средств (типовая форма № 4);

5. примечания к отчетности.

Промежуточной месячной отчетностью является бухгалтерский баланс. Промежуточная квартальная отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.

Баланс организации, как основная форма отчётности, предоставляется на бланках типовой формы № 1, ежегодно утверждаемых Министерством финансов Республики Беларусь. В заглавной части формы указывается дата, на которую составляется баланс, полное наименование организации, его отрасли или вида деятельности и почтовый адрес.

Таблица баланса организации состоит из актива и пассива. В активе приведены наименования отдельных видов средств организации, в пассиве – их источники.

В современном активе баланса выделяют два раздела:

I. Долгосрочные активы – отражается имущество долгосрочного использования (основные средства, нематериальные активы, доходные вложения в материальные ценности, вложения в долгосрочные активы и прочие долгосрочные активы).

II. Краткосрочные активы – отражается имущество краткосрочного использования (материалы, издержки производства и обращения, готовая продукция и товары, денежные средства, финансовые вложения, дебиторская задолженность и прочие краткосрочные активы).

В пассиве бухгалтерского баланса выделяют три раздела:

III. Собственный капитал – отражаются собственные источники организации (уставный капитал, прибыль, добавочный капитал, резервный капитал, целевое финансирование и другие).

IV. Долгосрочные обязательства – в нём отражаются заёмные источники образования имущества организации (долгосрочные кредиты и займы).

V. Краткосрочные обязательства – в нём отражаются заёмные источники образования имущества организации (краткосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность).

Так как в балансе записываются одни и те же средства, только по двум группировкам – по составу и размещению и источникам образования, то актив всегда должен быть равен итогу пассива баланса.

Баланс заполняют на основе остатков (сальдо) по всем счетам, которые открыты в основном регистре – Главной Книге, Книге учёта хозяйственных операций или оборотно-сальдовой ведомости. Обязательное ведение одного из этих трех регистров предусмотрено и определяется выбранной формой бухгалтерского учёта – журнально-ордерной, мемориально-ордерной, упрощенной или автоматизированной.

Перед заполнением баланса необходимо сбалансировать остатки по Главной Книге (Книге учёта хозяйственных операций или оборотно-сальдовой ведомости): итог дебетовых сальдо на конец года по всем синтетическим счетам должен равняться итогу кредитовых сальдо. Обязательна также сверка сальдо синтетических счетов с сальдо аналитических счетов, открытых к конкретному синтетическому счёту (или субсчёту).

Существует следующий порядок формирования показателей бухгалтерского баланса:

В графе 3 «На начало отчетного года» бух­галтерского баланса показываются данные на на­чало года, которые долж­ны соответствовать данным графы 4 «На конец отчетного периода» предыдущего года.

В графе 4 «На конец отчетного периода» бухгалтерского баланса показываются данные о стоимости активов, об источниках собственных средств, о резервах и обязательствах на конец от­четного периода (месяц, квартал, год).

Общее правило заполнения баланса сводится к следующему: счета, имеющее дебетовое сальдо, показывают в активе, а счета с кредитовым сальдо – в пассиве баланса.

Так как в балансе получают отражение только начальное и конечное сальдо по счетам, то сама деятельность (процесс работы) организации в балансе не находит отражения, поэтому в дополнение к балансу предусмотрено обязательное представление еще нескольких типовых форм - отчета о прибылях и убытках (форма № 2), отчет об изменении собственного капитала (типовая форма № 3), отчет о движении денежных средств (типовая форма № 4), примечания к отчетности.

Отчет о прибылях и убытках (форма № 2) составляется в виде балансовой таблицы, обобщающей все доходы и расходы и содержащей информацию о формировании конечных финансовых результатах (прибыли и убытков) организации от текущей (основной) и другой деятельности за отчётный период.

Отчет об изменении собственного капитала (форма № 3) составляется в виде балансовой таблицы и содержит информацию о величине начальных и конечных остатков, увеличении или уменьшении (движении) всех составных частей собственного капитала организации за отчетный период.

Отчет о движении денежных средств (форма № 4) составляется в виде балансовой таблицы, в которой содержится подробная информация об остатках денежных средств на начало и конец отчетного периода, их поступлений из различных источников и расход по определенным направлениям.

В примечаниях к отчетности раскрывается учётная политика организации и содержится информация, которую нецелесообразно включать в другие формы годовой отчётности, но которая необходима для объективной и глубокой оценки результатов деятельности организации. В случае проверки деятельности организации аудиторской организацией или индивидуальным аудитором к годовому отчёту прилагается аудиторское заключение.

Название и содержание отдельных статей и разделов баланса, показателей и разделов других форм отчётности могут уточняться и изменяться по мере изменений самих экономических отношений в работе организации. Однако сущность этих форм отчётности является неизменной: баланс организации отражает состояние его средств и источников на начало и конец отчетного периода, другие формы отчётности отражают (объясняют) движение (переход, изменение) этих средств и источников из начального их состояния конечное, что характеризует объем деятельности организации за этот период.

Министерства и ведомства Республики Беларусь дополнительно к типовым формам могут устанавливать специализиро­ванные формы бухгалтерской отчетности для организаций системы по согласованию соответственно с Министерством финансов Республики Беларусь.

Бухгалтерская отчётность составляется за отчётный год (которым является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно).

Составление баланса и других форм годовой бухгалтерской отчетности является завершающим этапом бухгалтерского учёта, связанным с использованием данных синтетического, а в ряде случаев и аналитического учёта. При мемориально-ордерной форме учёта бухгалтерский баланс составляется по данным оборотных ведомостей по синтетическим и аналитическим счетам, других регистров учёта с выполнением необходимых дополнительных расчётов. При журнально-ордерной форме учёта отчётность составляется в основном по данным Главной книги и журналов-ордеров. Обороты по кредиту каждого счета записываются в Главную книгу общим итогом из журналов-ордеров. Обороты по дебету отдельных счетов собираются в Главной книге из ряда журналов-ордеров в разрезе корреспондирующих счетов. После подсчета оборотов и выведения остатков по всем счетам данные Главной книги сверяются с регистрами аналитического учёта и служат основанием для составления бухгалтерского баланса. При компьютерной форме учёта бухгалтерские отчеты заполняются по данным машинограмм по синтетическим и аналитическим счетам.

Для обеспечения достоверности и точности данных отчетности должна проводиться большая подготовительная работа. При составлении годовой бухгалтерской отчётности в организации обычно издается приказ, в котором указываются исполнители, объем и сроки выполняемых ими работ и т.п. Каждый из работников, участвующий в составлении годового отчёта, детально изучает инструкцию о порядке заполнения и содержании отчетных форм.

При составлении годового баланса и других форм бухгалтерской отчетности обязательно проводится полная инвентаризация товарно-материальных и денежных ценностей, основных средств, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, нематериальных активов, расчетов с поставщиками, покупателями, разными дебиторами и кредиторами, рабочими и служащими, других активов и пассивов организации на 1-е января года, следующего за отчетным. Цель инвентаризации – правильное отражение в учёте имущества, обязательств и расчетов, а также проверка бухгалтерских записей. С помощью инвентаризации проверяют правильность данных текущего учёта и выявляют ошибки, допущенные в учёте, учитывают неучтенные хозяйственные операции, контролируют сохранность товарно-материальных, денежных и других средств, числящихся у материально-ответственных лиц.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учёта. Излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты (в кредит счетов 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» и 91 «Прочие доходы и расходы»).

Недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки обращения (расходы), сверх норм - за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты (в дебет счетов 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» и 91 «Прочие доходы и расходы».

Результаты инвентаризации товарно-материальных и других ценностей, а также расчётов должны быть полностью отражены в годовом бухгалтерском отчёте.

В бухгалтерской отчётности приводятся все предусмотренные в ней показатели. В случае отсутствия значения в той или иной статье бухгалтерской отчётности ввиду отсутствия у организации соответствующих активов, пассивов, операций эта статья (строка, графа) прочеркивается.

Составление и представление бухгалтерской отчётности организациями производится в миллионах белорусских рублей без десятичных знаков.

Бухгалтерская отчётность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.

В бухгалтерской отчётности не допускается никаких подчисток и помарок. В случаях исправления делаются соответствующие оговорки, которые заверяют лица, подписавшие отчёт, с указанием даты исправления.

Организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчётность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь, а квартальную – в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь – не ранее 30 дней по окончании квартала.

Все организации представляют бухгалтерскую отчётность в соответствии с учредительными документами:

- собственникам организации (учредителям, акционерам, участникам);

- министерствам и ведомствам;

- учреждениям банков (в случаях использования банковских кредитов);

- другим государственным органам в случаях, предусмотренных законодательством.

 

Контрольные вопросы:

  1. В чём заключается сущность отчётности?
  2. Какие требования предъявляются к отчётности?
  3. Назовите виды отчётности?
  4. Что такое бухгалтерская отчётность и охарактеризуйте её виды?
  5. Назовите состав бухгалтерской отчётности?
  6. Охарактеризуйте порядок составления форм бухгалтерской отчётности?
  7. Назовите сроки представления отчетности?

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.