Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инвентаризация как способ первичного наблюдения






Инвентаризация – это проверка фактического наличия и состояния денежных и материальных ценностей, их соответствия данным бухгалтерского учёта с целью контроля за их сохранностью и подтверждения реальности баланса организации.

Для проведения инвентаризации приказом руководителя организации назначается комиссия, в состав которой в обязательном порядке входит работник бухгалтерии. В приказе оговариваются также объекты и сроки проверки.

Инвентаризацию в обязательном порядке проводят: при смене руководителя организации или материально ответственного лица; при смене собственника; при ликвидации организации; перед составлением годовой отчетности; при установлении фактов хищений, других злоупотреблений имущественного характера, порчи, утраты имущества или по иным причинам (пожар, стихийное бедствие) и т.д.

Различают инвентаризации полные – когда проверяются все виды средств и источников, и частичные (выборочные) – когда проверкой охватываются только отдельные виды средств и источников. По частоте или периодичности проведения различают ежесменные, ежемесячные, ежеквартальные и годовые инвентаризации.

Инвентаризацию товарно-материальных ценностей в организациях проводят с целью контроля за их сохранностью, соблюдением условий хранения и приведения учётных данных в соответствие с фактическим наличием ценностей.

Перед началом инвентаризации комиссия должна получить от материально-ответственного лица подписку о том, что все документы им сданы в бухгалтерию, а материальные ценности оприходованы. Затем в присутствии материально-ответственного лица и членов комиссии проверяется поштучно наличие всех видов средств, а их наименование и количество записываются в инвентаризационные описи. Правильность данных инвентаризационных описей подтверждается подписями всех членов комиссии.

Бухгалтерия организации по данным текущего, документально обоснованного учёта выводит остатки по всем проверяемым видам средств и сравнивает их с остатками по инвентаризационным описям. Данные, по которым выявлены расхождения, переносятся в сличительную ведомость, как в количественном, так и в суммовом выражении.

Результаты инвентаризации – излишки или недостача – тщательно исследуются членами комиссии, устанавливаются причины и виновники их возникновения, вырабатываются возможные меры по устранению.

В соответствии с законом «О бухгалтерском учёте и отчётности» излишки выявленного при инвентаризации имущества зачисляют на увеличение доходов организации. Стоимость недостач, порчи или иной утраты имущества в пределах норм естественной убыли относят на издержки производства или обращения. Недостачи сверх норм возмещаются за счёт страховых фондов или организаций, а если известен виновник, то за его счёт. Невозмещённые недостачи списываются за счёт прибыли и резервных фондов.

Все инвентаризационные материалы (инвентаризационную опись, сличительную ведомость, письменное объяснение материально ответственного лица по результатам инвентаризации) передают на рассмотрение руководителю организации. Решение по результатам инвентаризации руководитель организации утверждает приказом. Результаты инвентаризации после утверждения их руководителем организации отражаются в бухгалтерском учёте в том месяце, в котором была закончена инвентаризация.

Корреспонденция счетов бухгалтерского учёта результатов инвентаризации:

№ п/п Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов
дебет кредит
  Выявлен излишек товарно-материальных и денежных ценностей при инвентаризации 01, 04, 07, 10, 41, 50 и т.д. 90, 91
  Выявлена недостача товарно-материальных и денежных ценностей при инвентаризации   01, 04, 07, 10, 41, 50 и т.д.
  Недостача товарно-материальных и денежных ценностей списана на издержки обращения (в пределах норм естественной убыли)    
  Недостача товарно-материальных и денежных ценностей списана на виновное лицо (материально ответственное лицо) 73/2  
  Недостача товарно-материальных и денежных ценностей списана за счёт резервного фонда, резерва предстоящих платежей 82, 96  
  Недостача товарно-материальных и денежных ценностей списана на внереализационные расходы 90, 91  

 

Контрольные вопросы:

  1. Что такое документация и раскройте её значение?
  2. Назовите обязательные реквизиты и требования, предъявляемые к документам?
  3. Приведите классификацию документов?
  4. Что такое документооборот и охарактеризуйте его организацию?
  5. Что такое инвентаризация и раскройте её значение?
  6. Охарактеризуйте порядок проведения и документальное оформление инвентаризации?
  7. Охарактеризуйте порядок выявления и отражения в учёте результатов инвентаризации?

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.