Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учёт процесса производства






В производственных организациях различают несколько видов производств:

1. основное производство – вид деятельности или производство продукции (работ, услуг), для которой создана организация;

2. вспомогательное производство – подразделения, цехи, продукция (услуги, работы) которых потребляется основным производством, но сами они в изготовлении основной продукции не участвуют (ремонтные, транспортные, строительные и т.п.);

3. обслуживающие производства и хозяйства – жилищно-коммунальные хозяйства, столовые и буфеты, дошкольные учреждения, бытовое обслуживание оздоровительные и т.п.

Для осуществления производства коллектив организации использует различные средства производства – сырье и материалы, топливо, энергию, основные средства, нематериальные активы, расходует денежные средства на оплату труда персонала организации, на его социальные нужды, оплачивает различные производственные услуги других организаций, а также производит оплату других сборов и отчислений. Сумма затрат всех этих средств и составит фактическую себестоимость произведенной продукции, выполненных работ или оказанных услуг.

Все расчёты по определению фактической себестоимости продукции называют калькулированием. Для калькулирования фактической себестоимости произведенной продукции прежде всего необходимо собрать и отразить в системе счетов все затраты средств, связанные с производством. Действующим планом счетов для этих целей предусмотрены следующие счета:

20 «Основное производство»

23 «Вспомогательное производство»

29 «Обслуживающие производства и хозяйства»

Все три счёта активные. По дебету этих счетов в течение отчётного периода отражаются затраты различных средств, а по кредиту эти затраты списываются в виде фактической себестоимости готовой продукции (работ, услуг). Сальдо по этим счетам активное – показывает остаток незавершенного производства на начало (конец) отчетного периода.

Процесс производства продукции связан с затратами различных видов средств. Однородные виды затраченных средств называются элементами затрат.

В настоящее время выделяют следующие основные элементы:

1) Материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

2) Расходы на оплату труда;

3) Отчисления на социальные нужды;

4) Амортизация основных средств;

5) Прочие затраты.

По связи с процессом производства продукции затраты делят на:

- Основные расходы – расходы, непосредственно связанные с производством конкретной продукции (сырьё, материалы, из которых производится продукция; зарплата производственных рабочих; затраты топлива);

- Накладные расходы – расходы по управлению и обслуживанию процесса производства продукции (зарплата аппарата управления, расходы по содержанию зданий, почтово-телеграфные, канцелярские и другие расходы).

По связи с отчетным периодом:

- затраты, относящиеся к данному отчетному периоду;

- затраты, относящиеся к будущим отчетным периодам (оплата за подписку на периодическую печать будущего года; оплата за аренду помещений или других средств вперед, за предстоящие сроки и др.).

Также затраты делят на прямые и косвенные. Прямые расходы – расходы, связанные, как правило, с производством одного вида продукции. Косвенные расходы – расходы, связанные с производством нескольких видов продукции. К косвенным расходам относятся, как правило, все накладные расходы и незначительная часть основных расходов.

Прямые основные затраты – сырье, материалы, полуфабрикаты, начисленную заработную рабочих, отчисления на их социальные нужды, расходы на технологическое топливо и энергию и другие, которые прямо связаны с конкретным изделием, в течение месяца списывают с кредита соответствующих счетов в дебет счёта 20 «Основное производство». Косвенные расходы, к которым, прежде всего, относятся расходы по управлению и обслуживанию отдельных производств (цехов) и организации в целом, собирают на активных собирательно-распределительных синтетических счетах – 25 «Общепроизводственные затраты» и 26 «Общехозяйственные затраты».

В течение месяца в дебет этих счетов относят затраты различных видов средств с кредита соответствующих счетов. В конце месяца подсчитывают дебетовый оборот по счёту 25 «Общепроизводственные затраты» в разрезе отдельных цехов и производств, а по счёту 26 «Общехозяйственные затраты» - в целом по организации. Собранные суммы общепроизводственных и общехозяйственных расходов распределяют между теми видами продукции, к которым они имеют косвенное отношение, и списывают полностью в дебет счёта 20 «Основное производство» или другие счета на конкретные виды продукции.

После того, как в дебет счёта 20 «Основное производство» списаны все прямые и косвенные расходы, можно приступать к калькулированию фактической себестоимости готовой продукции.

Конечным результатом процесса производства является готовая продукция, сданная на склад, а также выполненные работы и оказанные услуги. Полуфабрикаты, детали, не прошедшие весь цикл производства и не ставшие еще готовой продукцией, относятся к незавершенному производству. Фактическая себестоимость готовой продукции вычисляется следующим образом: незавершённое производство на начало месяца + сумма затрат за месяц – стоимость незавершённого производства на конец месяца – стоимость отходов.

Фактическая себестоимость готовой продукции после калькулирования в конце месяца подлежит списанию с кредита счёта 20 «Основное производство» в дебет счёта 43 «Готовая продукция». Счёт 43 «Готовая продукция» является активным. Дебетовое сальдо этого счёта отражает фактическую себестоимость готовой продукции, находящейся на складах организации или в других местах ее хранения. По дебету счёта отражается фактическая себестоимость продукции, поступающей на склады, а по кредиту – отпуск или отгрузка продукции со складов по фактической себестоимости для реализации.

Корреспонденция счетов бухгалтерского учёта по учёту процесса производства

№ п/п Содержание хозяйственных операций Корреспонденция счетов
дебет кредит
  Начислены амортизационные отчисления по основным средствам:    
  а) используемым в основном производстве    
  б) общепроизводственного назначения    
  в) общехозяйственного назначения    
  Отпущены материалы со склада:    
  а) на производство продукции    
  б) на общепроизводственные цели    
  в) на общехозяйственные цели    
  Начислена зарплата за месяц:    
  а) рабочим, занятым производством продукции    
  б) рабочим цеха    
  в) работникам аппарата управления    
  Начислены отчисления на заработную плату:    
  а) рабочих, занятых производством продукции   69, 76
  б) рабочих цеха   69, 76
  в) работников аппарата управления   69, 76
  Списывается сумма общепроизводственных затрат    
  Списывается сумма общехозяйственных затрат    
  Отражается стоимость поступивших на склад отходов из основного производства    
  В конце месяца калькулируется и списывается фактическая себестоимость готовой продукции    

 

5. Учёт процесса реализации готовой продукции (работ и услуг)

Продукция, как правило, подлежит реализации. Реализация – это процесс продажи готовой продукции или выполнение работ, услуг. Готовая продукция со складов организации отгружается покупателям в соответствии с договорами на поставку продукции. В них указывается наименование продукции, количество, цена, способ отгрузки, порядок расчётов, адреса сторон и другие данные.

Для учёта реализации продукции (работ, услуг), а также для определения финансового результата от реализации предназначен активно-пассивный синтетический счёт 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности». По дебету этого счёта отражается фактическая себестоимость реализуемой продукции, начисленные суммы налогов и сборов, а также расходы, связанные с реализацией; а по кредиту – выручка, полученная от реализации.

К счёту 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» могут быть открыты следующие субсчета:

1. Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг

2. Налог на добавленную стоимость, исчисляемый из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг

3. Прочие налоги и сборы, исчисляемые из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг

4. Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг

5. Управленческие расходы

6. Расходы на реализацию

7.Прочие доходы по текущей деятельности

8. Налог на добавленную стоимость, исчисляемый от прочих доходов по текущей деятельности

9. Прочие налоги и сборы, исчисляемые от прочих доходов по текущей деятельности

10. Прочие расходы по текущей деятельности

11. Прибыль (убыток) от текущей деятельности

При отгрузке и реализации продукции организация несет дополнительные затраты – на упаковку, затаривание, погрузку, доставку на станцию, погрузку, комиссионные сборы, рекламу и другие. Эти расходы по сбыту называют коммерческими расходами. Для учёта коммерческих расходов предназначен активный синтетический счёт 44 «Расходы на реализацию». По дебету этого счёта в течение месяца отражаются все расходы, связанные с реализацией продукции, а по кредиту – списание этих расходов на реализацию.

Корреспонденция счетов бухгалтерского учёта процесса реализации продукции (работ, услуг):

№ п/п Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов
дебет кредит
  Учёт реализации готовой продукции (работ, услуг):
  списывается стоимость реализованной продукции 90/4  
  отражается передача готовой продукции покупателю   90/1
  поступила выручка от покупателей за реализованную продукцию    
  Отражается сумма коммерческих расходов (сумма израсходованных материалов, заработная плата и т.д.)   10, 70, 69, 76 и т.д.
  Списывается сумма коммерческих расходов на реализацию 90/6  
  Начислены налоги и сборы в бюджет из выручки от реализации продукции (работ, услуг) 90/2  

Записи по счету 90 производятся накопительно в течение отчетного периода. Ежемесячно сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по счёту 90 определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от реализации за отчетный месяц. Этот финансовый результат списывается с субсчёта 90/11 «Прибыль (убыток) от реализации» на счёт 99 «Прибыли и убытки»:

- отражена прибыль от реализации товаров, продукции, работ и услуг Дт 90/11 – Кт 99;

- отражены убытки от реализации товаров, продукции, работ и услуг Дт 99 – Кт 90/11.

Таким образом, синтетический счет 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» сальдо на отчетную дату не имеет.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.