Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Распад СССР и поиск новых моделей общественного развития бывших союзных республик.






 

В июне 1990 года была принята Декларация о суверенитете Российской Федерации. В июне 1991 года Президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин.

 

Доля России от СССР? территория 75% (17 млн км); насел? ение 53% (149 млн); промышленный потенциал – 70%; военное производство – 80%.

 

Принятием деклараций союзных республик о суверенитете был поставлен вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза.

 

В октябре 1990 года во время обсуждения альтернативных проектов экономической реформы Президент СССР поддержал проект союз­ного Совета Министров против более радикального проекта? уже одобренного российским парламентом. В ноябре 1990 года Верховный Совет РСФСР принял закон, гарантирующий экономические основы суве­ренитета РСФСР (о природных ресурсах). Союзное правительство предприняло ряд ответных мер? перемещения в руководстве, призывы к?? борьбе с центробежными и националистическими тенденциями??. Съезд народных депутатов СССР в декабре 1990 года проголосовал за сохранение СССР.

 

При этом распад СССР уже шел полным ходом. В октябре 1990 года на съезде украинского Руха была провозглашена?? борьба за независимость Украины??; парламент Грузии, в котором большинство получили националисты из?? Свободной Грузии??, при­нял программу?? перехода к суверенной Грузии??. В Прибалтике со­хранялась политическая напряженность. В феврале 1991 года на референдуме в Литве большая часть насел? ения проголосовала за?? независимую и демократическую республику??.

 

Взрыв националистических проявлений, усиление сепаратистских тенденций обусловили крайне важно сть заключения нового Союзного договора, который предусматривал бы федеративное устройство, создающее вс? ем входящим в Союз республикам одинаковые условия.

 

В ноябре 1990 года республикам был предложен новый вариант Союзного договора, в котором вместо Союза Советских Социалис­тических Республик обсуждался Союз Советских Суверенных Рес­публик. Но одновременно были подписаны двусторонние соглаше­ния между Россией и Украиной, взаимно признавших суверенитет друг друга независимо от центра; между Россией и Казахстаном. Создавалась параллельная модель союза республик.

 

IY съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990 года) высказался за сохранение СССР и преобразование его в демократическое федеративное государство. Съезд принял постановление?? Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения??. В документе отмечалось, что основой обновленного Союза станут принципы, изложенные в республиканских декларациях? равноправие вс? ех граждан и народов, право на самоопредел? ение и демократическое развитие, территориальная целостность.

 

Альтернативная центру модель нового союза, крайнее обострение российского и союзного руководства сыграли свою роль в начале подготовки нового договора. В апрел? е – мае 1991 года в Ново-Огареве (подмосковной резиденции президента СССР) состоялись переговоры М.С. Горбачева с руководителями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Продолжалось обсуждение проектов нового Союзного договора? некоторые участники совещания в Ново-Огареве настаивали на кон­федеративных принципах, другие на федеративных. Намечались перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы.

 

В ходе переговоров республикам удалось отстоять многие свои требования? русский язык перестал быть государственным языком, главы республиканских правительств участвовали в работе союзного кабин? ета министров с правом решающего голоса, предприятия ВПК переходили в совместное ведение Союза и республик. Много вопро­сов, как о международном, так и внутрисоюзном статусе республик, оставались нерешенными. Неясным оставались вопросы о союзных налогах и о распоряжении природными ресурсами. Неясным оста­вался статус шести республик, не подписавших соглашение. Вместе с тем среднеазиатские республики заключали между собой двусто­ронние договоры, а Украина воздерживалась от подписания согла­шения, вплоть до принятия своей Конституции.

 

Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 года. Этот проект был поддержан девятью республиками, за исключением Армении, Грузии, Молдавии и республик Прибалтики.

 

С целью выявления мнения народных масс 17 марта 1991 года был проведен?? вс? енародный?? референдум по проблеме сохранения Союза ССР. В нем приняли участие 9 республик (не участвовали Грузия, Армения, Молдавия, Эстония, Литва, Латвия). Свыше? принявших участие в голосовании (больше половины взрослого насел? ения страны) высказались за сохранение Советского Союза. Но референдум привел к расколу общества.

 

После этого был разработан проект нового союзного договора, значительно расширяющего права рес­публик. В апрел? е 1991 года союзный центр и девять республик (за исключением прибалтийских, Грузии, Армении и Молдавии) подпи­сали документы, в которых декларировались положения нового Со­юзного договора.

 

При этом его подписание было сорвано путчем 19 – 21 августа 1991 года.

 

Его начало было положено созданием Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), который заявил о намерении?? восстановить порядок в стране и предотвратить развал СССР??. Устанавливалось чрезвычайное положение, вводилась цензура.

 

ГКЧП фактически отстраняет М.С. Горбачева от выполнения президентских функций, блокируя его в южной резиденции Форос.

 

Президент и парламент РСФСР отказались подчиняться распоряжениям ГКЧП, принимая собственные указы и распоряжения.

 

После неудачной попытки государственного переворота 19 августа 1991 года начался распад государственного аппарата? Съезд народных депутатов СССР был распущен, вместо кабин? ета министров появился практически безвластный межреспубликанский экономический комитет, большинство союзных министерств ликвидировалось.

 

Вслед за провалом путча вос? емь республик заявили о своей независимости, а три прибалтийские республики в сентябре 1991 года добились от СССР признания их независимости.

 

Государственный секретарь ЦК КПСС оставил свой пост и распустил ЦК. Деятельность КПСС была приостановлена, а позже запрещена Президентом России. Сильно сократился аппарат КГБ. Одновре­менно союзный парламент вернул себе ряд особых экономических полномочий, ранее предоставленных им Президенту СССР.

 

Стре­мясь сохранить центр, последний предлагает республикам новый вариант Союзного договора. Но Союз уже окончательно распадает­ся. В начале декабря 1991 года Украина объявила о своей независимости (после референдума).

 

8 декабря 1991 года главы республик России (Б.Н. Ельцин), Украины (Л.М. Кравчук), Белоруссии (С.С. Шушкевич) в Минске заявили о прекращении действия союзного договора 1922 года, о том, что?? Советский Союз более не существует?? и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) – Беловежское соглашение, открытое для вс? ех государств бывшего Союза.

 

21 декабря 1991 года в Алма-Ате состоялась встреча руководител? ей 11 бывших союзных республик (кроме Литвы, Латвии, Эстонии и Грузии). СНГ стало объединять 11 независимых государств. По форме государственного устройства СНГ не являлось даже конфедерацией, поскольку вс? е властные полномочия получили республики, а центру достались лишь консультативные функции.

 

М.С. Горбачев объявил о прекращении исполнения им функций Президента СССР.

 

Последним аккордом в драматических событиях 1991 года стало решение сессии ВС РСФСР о переименовании страны, ставшей отныне Российской Федерацией – Россией (Закон РСФСР от 25 декабря 1991 года?? Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика??). Наступил принципиально новый этап в развитии российской государственности.

 

48. Формирование новой российской государственности (1992 – 2006 гг.).

В стране наблюдалась политическая нестабильность. К осени 1993г. достиг пика кризис властей — законодательной (Съезд народных депутатов и Верховный Совет) и исполнительной (президент и правительст­во). 21 сентября 1993 г. указ Ель­цина о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Сове­та и проведении конституционной реформы. Началось воору­женное противоборство. Итогом стала ликвидация системы Советов в России. 12 декабря 1993г. принята новая Конституция РФ, предоставлявшая большие полномочия президенту и установившая новую структуру высших органов — Федеральное Собрание, состоя­щие из двух палат — Совета Федерации и Гос. Думы. В политических и экономических кругах не было единой позиции. С одной стороны, стремились к ужесточению финансово-кредитной политики, ускоренной приватизации. С другой усиления гос. регулирования экономики, продолжения бюджетного дотирования предприятий. Ельцин стремился получить поддержку руководителей республик, краев, областей. Ряд республик в составе РФ получили более широкие права и льготы по сравнению с другими регионами. В связи с этим генерал Д. Дудаев, начал проводить политику приводившую к отделению Чечни от России. Этому способствовало то, что в 1992г. выводя воинские части из Чечни, РФ оставил много вооружения. Дудаев вооружил боевиков, стали совершать вооруженные рейды в соседние с Чечней регионы России, совершать терро­ристические акты. В декабре 1994 г. на территорию Чечни были введены войска с целью «восстановления конституционного порядка». В августе 1996 г. между Россией и Чечней было подписано мирное соглашение, но затем военные действия возобновились. Вместо тоталитарной системы, Россия пошла по пути демократического развития. После 1991 г. впервые в государстве были созданы де­мократические институты. Ликвидировано господство одной партии и создана многопартийная система. Население получило демо­кратические права (свобода слова, собраний, проживания в любом населенном пункте страны, передвижение в другие страны и пр.). В стране начал развиваться парламентаризм. Выборы стали проводиться на альтернативной основе. Избираться стали президент, губернаторы, мэры. Сформировались на основе свободных выборов Гос. Дума, думы краев, областей, городов. Все это положительно сказалось на общественно-поли­тическом положении в стране, на международных отношениях России с зарубежными государствами, с которыми ранее она находилась в состоянии холодной войны. Ошибки и негативные явления. Одна из ошибок в том, что, в стране не было создано правительство одной партии ответственное за про ведение определенного политического и экономического курса. Отсутствие у депутатов профессионализма привело к тому, что авторитет Думы в обществе был низок. С выборами 1996 г. появляется новая волна депутатов. Они принимают законы, о высокой заработной плате на уровне министров, большие размеры пенсий для депутатов. С середины 90-х годов получившие в стране большой размах коррупция, организованная преступность на фоне обнищания населения, привели к отрицательному отношению населения к демократизации. Общество стало склоняться в пользу усиления централизации управления государством. Последствия реформ в России оказались неутешительными.. Ельцин в конце 1999г. добровольно ушел в отставку. Пол года до президентских выборов и.о. был Путин, на выборах он победил. Начинается усиление роли гос-ва в экономике, с целью создать условия для частного предпринимательства. Начинается переход к региональной экономике. Страна разделена на 7 ФО. В 2001г. начинается укрепление контактов России с Западом, особенно в борьбе против терроризма.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.