Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая трудоемкость дисциплины






Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 ч, в т.ч. аудиторных 14 ч, самостоятельная работа студентов 94 ч, подготовка к экзамену 36 ч. Из общего количества аудиторных занятий предусмотрено; лекций 4 ч, лабораторных занятий 0 ч, практических занятий 10 час.

Формы контроля по учебному плану

Предусматриваются следующие формы контроля знаний студентов (промежуточная аттестация студентов): после 1 семестра – экзамен (УО-4). В течение семестра предусматриваются устные опросы в форме собеседования на лекциях и практических занятиях (УО-1), написание рефератов и подготовка докладов (ПР-4).

Тематический план учебной дисциплины

№ п/п раздела №п/п темы Наименование разделов и тем Семестр Количество часов по учебному плану Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
  Всего виды учебной работы
аудиторная работа индивидуальная работа самостоятельная работа
лекции практические (семинарские) занятия лабораторные занятия
                     
    Физико-географические предпосылки возникновения земледелия                
    Введение. Физико-географические предпосылки возникновения земледелия               УО-1
    Ледниковый период и изменение флоры и фауны на территории России               УО-1
    Агрономия Древнего мира                
    Центры возникновения земледелия               УО-1
    Древние земледельцы Среднего Поднестровья               УО-1
    Возникновение земледелия в хакасско-минусинской котловине               УО-1
    Античная агрокультура                
    Земледелие Древней Греции и Древнего Рима               УО-1
    Земледелие в античных государствах северного Причерноморья               УО-1
    Развитие земледелия в средние века                
    Агрикультура средневековья и эпохи возрождения               УО-1
    Роль монастырского землевладения в эволюции земледелия Руси               УО-1
    О праве и традициях на заре земледелия               УО-1
    Агронаука в XVIII веке                
    Зарождение агрономической науки в XVIII веке               УО-1
    Совершенствование орудий обработки почвы в XVIII – начале XIX веков               УО-1
    Первая российская агрономическая школа               УО-1, ПР-4
    Состояние земледелия России в XVIII веке               УО-1
    Дифференциация аграрной науки в XIX – начале XX веков                
    Капиталистические отношения в России как фактор развития агрономии               УО-1
    Земская агрономия               УО-1
    Формирование учения о почвах и повышении их плодородии               УО-1
    Вклад зарубежных ученых в учения о почвах и повышении их плодородии               УО-1
    Вклад российских ученых в развитие агрохимии               УО-1, ПР-4
    Формирование научных основ агрономии в России               УО-1, ПР-4
    Возникновение российского почвоведения               УО-1, ПР-4
    Возникновение мелиорации почв и плодородие почв               УО-1, ПР-4
    У истоков селекции и семеноводства               УО-1, ПР-4
    Первые российские трактора и другая техника               УО-1
    Аграрная наука в XX веке                
    Обзор аграрных преобразований в первой половине XX века: просчеты и достижения               УО-1
    Формирование отечественной академической агронауки в XX веке               УО-1, ПР-4
    Освоение целинных и залежных земель.               УО-1, ПР-4
    Сельскохозяйственные мелиорации и итоги реализации программы преобразования Нечерноземной зоны России.               УО-1
    Сельское хозяйство России в 1965-1990 годы               УО-1
    Мировые тенденции и аграрная наука России в современный период                
    Мировые тенденции и аграрная наука России в современный период               УО-1
    Адаптация систем земледелия и агротехнологий к условиям изменяющегосяклимата               УО-1
    Аграрное образование в России               УО-1
    Всего                
    Промежуточная аттестация (экзамен)               УО-4
    Всего                

Тематический план лекций:

№ п/п Тема лекций Кол-во часов Формы текущего контроля успеваемости
       
Введение. Физико-географические предпосылки возникновения земледелия. Агрономия как наука: понятие, цели и задачи, связь с другими науками. Основные периоды развития. Влияние древних оледенений на возникновение земледелия. [1] с 3-14   УО-1
Мировые тенденции и аграрная наука России в современный период. Мировые тенденции агронауки. Эволюция систем земледелия в России. Государственные документы в области национальной стратегии устойчивого развития сельского хозяйства. Достижения аграрной науки на современном этапе. Организация проектирования агротехнологий и систем земледелия. [1] с 395-399, 416-459   УО-1
  Всего    

Тематический план практических занятий:

№ п/п Темы практических занятий Кол-во часов Формы текущего контроля успеваемости
       
Первая российская агрономическая школа. Ломаносов М.В. и его вклад в создание агрономической науки в России. Вольное экономическое Общество – первое научно-общественное общество. [1] с 170-174   УО-1, ПР-4
Формирование научных основ агрономии в России. А.В Советова – как основоположник агрономии в России. Дифференциация агрономии на почвоведение, агрохимию, растениеводство и селекцию. И.А. Стебут и его вклад земледелие. [1] с 233-236   УО-1, ПР-4
Формирование отечественной академической агронауки в XX веке. Научный вклад в развитие агрономии В.П. Мосолова Жизненный и научный путь от Нартаса до Москвы. Аграрные научные учреждения Марий Эл, их становление и развитие. Вклад ученых аграриев в развитие сельского хозяйства РМЭ.   УО-1, ПР-4
Аграрное образование в России. История развития аграрного образования в России. Аграрные учебные заведения Марий Эл. История создания, становления, развития МарГУ и АТИ. Новые образовательные стандарты. [1] с 477-485   УО-1
  Всего    

 

Тематический план лабораторных занятий:

Лабораторных занятий не предусматривается.

 

 

Тематический план самостоятельной работы:

№ п/п. Темы для самостоятельного изучения Кол-во часов Формы текущего контроля успеваемости
       
1. Ледниковый период и изменение флоры и фауны на территории России. Днепровское оледенение его границы и особенности. Валдайское оледенение его границы и особенности. Изменения климата на территории России вызванные оледенениями четвертичного периода. Климат межледниковых эпох. Флора и фауна третичного и четвертичного периодов. [1] с 3-14   УО-1
1. Центры возникновения земледелия. Становление и развитие земледелия. Земледелие Шумера. Земледелие Египта. Земледелие Древнего Китая. Земледелие в первых государствах. Малой Азии и Греции. Земледелие Нового света. Возникновение земледелия в Европейской России. [1] с 16-56, 59-66   УО-1
2. Древние земледельцы Среднего Поднестровья. Трипольская культура земледельческо-скотоводческих племен (IV-III тысячелетия до н. э.). Поселение Поливанов Яр и мотыжное земледелие. Кувшин-календарь. Языческие аграрные моления. [1] с 56-59   УО-1
3. Возникновение земледелия в хакасско-минусинской котловине. Афанасьевская культура (III тысячелетия до н. э.). Сельскохозяйственные орудия карасунского времени (XIII-XII вв. до н. э.). Тагарская земледельческая культура (VII-III вв. до н. э.). Таштыкская земледельческая культура (I в. до н. э. – V в. н. э.). [1] с 66-71   УО-1
Земледелие Древней Греции и Древнего Рима. Похолодание железного века. Агрокультура Древней Греции. Специализация земледелия: оливководство, виноградарство, полеводство и т.д. Создание севооборотов. Вклад в агрокультуру ученых Древней Греции: Аристотеля, Гесиода, Гиппократа, Теофраста. Земледелие – основа экономической мощи Древнего Рима. Накопление и обобщение знаний о земледелии (использование навоза, золы, гипса, люпина как удобрение и т. д.), создание специальной агрономической литературы. Труды ученых Древнего Рима (Катона, Варрона, Колумелла, Плиния, Вергелия). [1] с 76-97   УО-1
4. Земледелие в античных государствах северного Причерноморья. Земледелие Боспорского государства (экспорт высококачественной пшеницы). Двупольные севообороты. [1] с 97-99   УО-1
Агрикультура средневековья и эпохи возрождения. Земледелие в Западной Европе. Земледелие России в период средневековья (зарождение паровой системы земледелия в лесостепи, в лесной зоне подсечное земледелие, почвообрабатывающие орудия). Паровая и переложная система земледелия в эпоху Киевской Руси. [1] с 100-143   УО-1
Роль монастырского землевладения в эволюции земледелия Руси. Владимир Святой как основатель монастырского землевладения. Усадебные и полевые монастырские земли. Барщина и оброк в монастырских вотчинах. [1] с 143-153   УО-1
5. Роль монастырского землевладения в эволюции земледелия Руси. Политика патриаршей кафедры. [1] с 148-153   УО-1
6. Роль монастырского землевладения в эволюции земледелия РМЭ. Монастырское землевладение на примере монастыря с. Ежово. Посещение монастыря знакомство с укладом жизни.   УО-1
О праве и традициях на заре земледелия. Законы вавилонского царя Хаммурапи. Правовые установления по природоохранной деятельности в Китае. Древнеримские Законы двенадцати таблиц. Индийские законы Ману. Эфиопский законодательный сборник «Фытх Ныгест». Салическая правда в Средневековой Европе. «Заповедные леса» в Англии. Законы об охране природы в Монголии XIII века. Природоохранные законы в России. [1] с 154-155   УО-1
Зарождение агрономической науки в XVIII веке. Разработка научных основ питания растений. Научный опыт Д. Пристли, Ж. Сенебье, А. Лавуазье. Эволюция систем земледелия. Четырехпольные севообороты: яровые и озимые зерновые, корнеплоды, многолетние травы (чистый клевер или в смеси с злаковыми травами). [1] с 158-167   УО-1
7. Совершенствование орудий обработки почвы в XVIII – начале XIX веков. От плуга с отвалом и лемехом соединенных в одно целое до многокорпусного плуга. Тягловая сила – две-три пары быков, лошади. Рядовая сеялка и конная мотыга Етро Тула. [1] с 168-170   УО-1
8. Первая российская агрономическая школа. Первый русский профессор земледельческих наук – М.И. Афонин. Основоположники российской аграрной науки: А.А Нартов, М.И. Афонин, И.М. Комов, А.Т. Болотов, М.Г. Ливанов, А. Пашман. Создание новых сортов культурных растений. И.М. Комов – первый идеолог интенсификации сельского хозяйства – «лучше с мала получать много, чем многого мало». Научное наследие А.Т. Болотова. [1] с 174-180, 192-194   УО-1, ПР-4
Состояние земледелия России в XVIII веке. Освоение новых земель с интенсификацией обработки пашни (система двоения и троения почвы). Развитие сельского хозяйства Сибири в XVII-XVIII веках. [1] с 180-192   УО-1
9. Состояние земледелия Марийского края в XVIII веке Посещение историко-краеведческого музея им. Евсеева. Жизнь марийского крестьянина, орудия труда того времени, особенности национального уклада жизни.   УО-1
10. Капиталистические отношения в России как фактор развития агрономии. Состояние сельского хозяйства в XIX – начале XX веков. Первая сельскохозяйственная выставка Владимирской губернии. Отмена крепостного права и положение крестьянства. Эффективность аграрных преобразований. [1] с 196-207   УО-1
11. Земская агрономия. Аграрная деятельность земств. Научно-просветительская деятельность земств. Эффективность аграрных преобразований в XIX – начале XX веков. [1] с 207-217   УО-1
Формирование учения о почвах и повышении их плодородии. Разработка теории питания растений. А. Теер и его вклад в развитие теории питания, учения о почвах и повышения их плодородии. [1] с 217-220    
Вклад зарубежных ученых в учения о почвах и повышении их плодородии. А. Теер, Ж.Б. Бусенго и Дж.Б. Лооз – как основоположники агрохимии. Юстус Либих от аптекаря до законодателя в земледелии. [1] с 218-227   УО-1
Вклад российских ученых в развитие агрохимии. Научное наследие М.Г. Павлова, А.П. Людоговского, Д.И. Менделеева, А.Н. Энгельгардта, В.И. Вернадского, В.В. Докучаева, П.А. Костычева. [1] с 228-232   УО-1, ПР-4
12. Возникновение российского почвоведения. Вклад в развитие почвоведения В.В. Докучаева, П.А. Костычева, Н.М. Сибирцева, К.Д. Глинки, Г.Н. Высоцкого, В.И. Вернадского, К.К. Гедройца, К.А. Тимирязева. Научное наследие Л.И. Прасолова, П.В. Отоцкого, Б.Б. Полынова, А.А. Роде, В.Р. Вильямса. [1] с 237-257   УО-1, ПР-4
13. Возникновение мелиорации почв и плодородие почв. Битва голландцев с морем. Мелиорация земель средней Азии. Осушение земель Западной Сибири. Петербург – как шедевр строительства на мелиорированных землях.[1] с 257-261   УО-1, ПР-4
14. У истоков селекции и семеноводства. Грегор Иоганн Мендель (1822-1884) жизнь и труд основоположника селекции. «Опыт над растительными гибридами». Свалевская селекционная станция – индивидуальный отбор селекции самоопылителей в работе В. Иогансена. Российская школа селекционеров-семеноводов 80-х годов XIX века: И.И. Самарин, Е.А. Грачев, Р.И. Шведер, Э.Л. Регель, Н.Я. Никитинский, А.Г. Лорх, А.Е. Зайкевич, Л.Л. Семполовский, Д.Л. Рудзинский. [1] с 261-264   УО-1, ПР-4
15. Первые российские трактора и другая техника. «Экипаж с подвижными колесами». Жнеей-молотилка А.Р. Власенко – комбинированная зерноуборочная машина. «Самоход» В.А. Блинова. Крестьяне-умелецы: П.И. Дешкин, В. Сапрыкин, Н.Савин, А. Хитрин, Х. Алексеев, Л. Мызин, Д. Бокарев. [1] с 264-268   УО-1
16. Обзор аграрных преобразований в первой половине XX века: просчеты и достижения. Аграрный кризис в России в начале XX века. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Создание опытных полей.Коллективизация – этап развития сельского хозяйства. [1] с 271-282   УО-1
17. Формирование отечественной академической агронауки в XX веке. Аграрная наука в первой половине XX века. Вклад в аграрную науку Д.Н. Прянишникова, А.Н. Лебедянцева, А.В. Соколова, Ф.В. Турчина, Н.С. Авдонина, Я.В. Пейве, Д.В. Сабинина, О.К. Кедрова-Зихмана, В.Р. Вильемса, А.Г. Дояренко, Н.М. Тулайкова, Т.С. Мальцева, А.И. Бараева, В.А. Ковды, М.И. Хаджинова, А.П. Шехурдина, П.Н. Константинова, Н.В.Рудницкого, В.Н. Ремесло, Б.С. Пустовойта, И.В. Мичурина, В.В. Таланова. Жизнь и научная деятельность Д.Н. Прянишникова, библиография. Вопросы питания растений и применения удобрений. Организация географической сети опытов. Создание института удобрений (ВИУА – ныне ВНИИ агрохимии им. Д.М. Прянишникова). Разгром отечественных школ агрономии в 30-40 гг. XX века. Роль Т.Д. Лысенко в изничтожении отечественных школ агрономии в 40-50 гг. XX века. Идеи Т.Д. Лысенко. Наступление лысенковщины на отечественные школы агрономии в 40-50 гг. XX века. Итоги освоения целинных и залежных земель. [1] с 282-360   УО-1, ПР-4
18. Освоение целинных и залежных земель. Итоги освоения целинных и залежных земель Западной и Восточной Сибири, Казахстана. Зерновой баланс страны. Создание крупных научно-исследовательских центров в том числе селекционных. Развитие машино-тракторного парка страны. Экологическое нарушение в результате освоения целинных и залежных земель. Земледелие – дело творческое. Т.С. Мальцев и его творческое наследие. [1] с 356-360   УО-1, ПР-4
Сельскохозяйственные мелиорации и итоги реализации программы преобразования Нечерноземной зоны России. Основные программы мелиорации в России. Программа преобразования Нечерноземной зоны России 1975-1990 гг. Развитие аграрной науки в Марий Эл. [1] с 373-390   УО-1
19. Сельское хозяйство России в 1965-1990 годы. Интенсификация сельского хозяйства. Развитие механизации, химизации, мелиорации. Разработка и внедрение технологических комплексов, главными из которых являлись зональные системы земледелия и животноводства – 70-80 гг. Освоение интенсивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур – 80-е годы. 90-е годы – застой сельского хозяйства: сокращение поставок тракторов, машин, зерноуборочных комбайнов, внесения органических и минеральных удобрений, доли зернобобовых в структуре посевных площадей, ухудшение качества высеваемых семян. [1] с 360-373   УО-1
20. Мировые тенденции и аграрная наука России в современный период. Государственные документы в области национальной стратегии устойчивого развития сельского хозяйства. «Концепция развития сельского хозяйства в районах освоения целинных и залежных земель Российской Федерации на период 2004-2010 гг.»; «Концепция развития сельского хозяйства в Нечерноземной зоне России на период 2005-2010 гг.»; «Концепция развития мелиорации сельскохозяйственных земель в России»; «Концепция развития агрохимии и агрохимического обслуживания сельского хозяйства Российской Федерации на период до 2010 года»; «Концепция развития аграрной науки и научного обеспечения агропромышленного комплекса Российской Федерации на пеоиод до 2025 года». [1] с 399-400   УО-1
21. Адаптация систем земледелия и агротехнологий к условиям изменяющегосяклимата. Проблема изменения климата на планете. Реакция урожайности сельскохозяйственных культур на возможные изменения климата. Глобальное потепление – это проблема не только будущего, но и настоящего. [1] с 460-473   УО-1
22. Аграрное образование в России. История развития аграрного образования в Европе и России. Возникновение высшего сельскохозяйственного образования в России. Вклад «тимирязевки в развитие аграрного образования. [1] с 477-485   УО-1
  Всего    






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.