Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 35. Культура Западной Европы в V-XV вв.






 

Генезис средневековой культуры происходил в виде синтеза варварской, позднеантичной и христианской культурных традиций.

Кельты и скандинавы внесли свой вклад в виде эпических произведений в прозе. Так называемые саги рассказывали об исторических и мифических героях и событиях. У скандинавов саги собраны в «Старшей Эдде» и «Младшей Эдде».

Англосаксонский героический эпос «Поэма о Беовульфе» повествует о борьбе витязя из племени гаутов с монстрами, немецкий – «Песнь о Нибелунгах» – о гибели Бургундского царства под ударами гуннов, французский – «Песнь о Роланде» – о битве 778 г. басков и франков в Ронсевальском ущелье, испанский – «Песнь о моем Сиде» – о событиях Реконкисты.

Античную культуру частично сохранили для Средних веков немногие интеллектуалы. В первой половине V в. Марциан Капелла составил 9-томную компиляцию «О браке Филологии и Меркурия», систематизировав знания в виде семи «свободных искусств»: грамматики, риторики, диалектики, под которой понималась формальная логика, геометрии, арифметики, астрономии и музыки. Римские аристократы Северин Боэций (480-524) и Флавий Кассиодор (490-583) разделили их на trivium (три пути познания) – о науки о слове: грамматика, риторика, диалектика, и quadrivium (четырехпутье) – науки о числах: арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Тривиум преподавался в начальных классах латинских школ, квадривиум – в старших.

Боэций – философ-неоплатоник, автор сочинений по логике, арифметике, музыке и богословию, латинских переводов и комментариев к Аристотелю. Его трактат «Утешение философией» был переведён на многие языки и вошел в сокровищницу мировой литературы. Кассиодор – автор трудов по богословию, истории, правописанию, сыграл огромную роль в сохранении древней литературы, основав в Калабрии Виварийский монастырь, где собрал множество античных рукописей.

Христианская церковь в постримской Западной Европе оказалась единственной структурой, заинтересованной в сохранении античного знания. Клиру необходимо было уметь возводить и украшать храмы, рассчитывать даты церковных праздников, наставлять мирян в вере, опровергать еретиков, посредством изобразительных, литературных и музыкальных форм заботиться об эстетической стороне богослужения. Такой утилитарный подход едва ли можно поставить церкви в вину – забота о светской культуре не входила в её задачу и была ей не по силам.

До VIII в. в культурной жизни Западной Европы лидировали Британские острова. В Ирландии св. Патрик основал монастыри, где укрылись бежавшие из Галлии последние представители античной образованности. Из Бангорского монастыря вышел в VI в. ученый монах и миссионер св. Колумбан, который обращал в христианство население Галлии, затем удалился в Италию, где основал знаменитый монастырь Боббио. Его ученик св. Галл создал центр церковной образованности в Швейцарии – Сен-Галленский монастырь. В Англии действовали монастырские школы в Йорке, Кентербери, Мальмсбери, Ярроу. Англосаксонский миссионер Бонифаций (Винфред), апостол Германии, основал в 744 г. Фульдский монастырь.

Беда Достопочтенный (679-735), автор «Церковной истории народа англов», впервые применил исчисление «от рождества Христова». Саму идею предложил римский монах Дионисий Малый, который ввёл в пасхальные таблицы 525 г. дату рождества Христа, за которую принял 25 декабря 753 г. от основания Рима истории.

Каролингское возрождение. Вслед за церковью на защиту культуры встала власть, нуждавшаяся в образованных администраторах и юристах.

Со второй половине VIII в. главным культурным центром в Европе стало Франкское государство. Подъём культуры стал неотъемлемой составляющей политической программы Карла Великого – «иколои Romani imperii». Карл Великий инициировал феномен, получившего в XIX в. название «каролингский Ренессанс», под которым понимается возрождение культуры в виде творческого преобразования античных ценностей. Карл Великий, который сам не знал письма, «Капитулярием о науках» от 787 г. предписал открывать школы во всех епархиях, при каждом монастыре, где должны были обучаться не только клирики, но и дети мирян. Он собрал при своем дворе самых образованных людей Европы – англосаксонского ученого, педагога Алкуина (ок. 735-804), лангобардского аристократа, историка Павла Диакона (ок. 720-799), знатного франка, биографа Эйнгарда (770-840), вестгота, поэта Теодульфа Орлеанского, которые образовали Академию. Подъем архитектуры, фресковой живописи, скульптуры, резьбы был связан со строительством дворцов и церквей в Аахене, Вормсе и других королевских резиденциях. Из этих скромных копий византийской архитектуры до нашего времени дошла капелла в Аахене.

Каролингский ренессанс в первой половине IX в. продолжали Рабан Мавр (780-856), Валафрид Страбон (ок. 808-849), Лупус Феррьерский (ок. 805-после 862), Иоанн Скот Эриугена (810-877). Но Империя распалась, двор перестал быть центром культурной жизни государства, образованность утратила престижность.

В Англии король Альфред Великий (871-900) собирал ученых монахов со всей Европы, основал школу для молодых знатных англосаксов, и сам, выучившись латинской грамоте на сороковом году жизни, занялся переводом латинских сочинений на англосаксонский язык.

Во второй половине X в. культурный центр Западной Европы переместился в Германию, где Оттоновское возрождение стало ослабленным повторением Каролингского.

В XI в. к духовенству и светской элите присоединилась еще одна социальная сила, заинтересованная в развитии культуры, – бюргеры, и набрали силу процессы, придавшие культурному подъему необратимый характер – активизация товарно-денежных отношений и государственная централизация.

Искусство зрелого Средневековья подразделяется два этапа: романский (XI-XII вв.) и готический (конец XII, XIII и XIV вв.). Его ведущим видом была церковная архитектура, а главным типом храма – базилика, вытянутое в плане и расчленённое продольными рядами колонн на нефы (корабли) здание.

Романская базилика – трехнефная (реже пятинефная), пересекаемая одним, иногда двумя трансептами (поперечными нефами), – отличается геометричностью и массивностью форм. В ней четко разделяются пространственные зоны: нартекс (притвор – входное помещение, примыкавшее к западной стороне храма); нефы, трансепты, восточная абсида (алтарный выступ), капеллы (отдельные помещения в боковых нефах). Внешний облик романской базилики четко выражает ее внутреннюю структуру. Снаружи без труда различаются разная высота главного и боковых нефов, деление пространства на отдельные ячейки. Столбам-устоям, членящим интерьер нефов, соответствуют приставленные к наружным стенам контрфорсы (столбы-пилоны, предназначенные для усиления основных несущих конструкций). Главный неф перекрывался цилиндрическим сводом из клинчатых камней. Распор свода снимался массивными стенами и крестовыми сводами в боковых нефах. Чтобы обезопасить свод от обрушения под силой собственной тяжести, средний неф строили узким и невысоким. Мощные стены (во избежание их ослабления) прорезали немногими узкими, напоминающими бойницы окнами.

В связи с архитектурой развивались скульптура и живопись. В последней всюду, за исключением Италии, где сохранялись традиции мозаичного искусства, преобладала фреска (роспись стены по влажной штукатурке). Романское искусство отличается символичностью, условностью приемов и стилизацией форм. В изображении человеческой фигуры пропорции часто нарушены, жесты утрированы, складки одеяний не согласуются с реальной пластикой тел. Фигуры находятся в пространстве, лишенным глубины, нет ощущения расстояния между ними. Они разномасштабны, поскольку их размеры зависят от иерархической значимости того, кто изображен, и от архитектурных членений. Фигуры в центре тимпана (внутреннее поле фронтона) крупнее находящихся по углам, статуи на фризах обычно приземисты, а у статуй, расположенных на столбах и колоннах, пропорции удлиненные. Такое приспособление пропорций тела, способствуя большей слитности архитектуры, скульптуры и живописи, вместе с тем ограничивало образные возможности ваяния.

Готический стиль базируется на каркасной системе, развившейся из романского крестового свода, ребра которого (нервюры, или гурты) стали основой конструкции. Нервюры создают как бы скелет свода, их выкладывали из хорошо отесанных и пригнанных клинчатых камней, а получавшиеся распалубки заполняли тонкими тесаными камнями. Такой свод, во-первых, был легче, что уменьшало и вертикальное давление, и боковой распор. Во-вторых, он своими пятами опирался не на стены, на столбы-устои. В-третьих, он обладал гибкостью: усадка грунта, катастрофическая для романских сводов, была для него относительно безопасна. В-четвертых, он позволял перекрывать пространства неправильной формы.

В опасных местах боковой распор нейтрализовался контрфорсами. Проблему бокового распора сводов в среднем нефе решал аркбутан (арка из клинчатых камней). Перекинутая через боковые нефы она одним концом упиралась в пазухи свода, а другим – на контрфорс.

Еще одним отличием готической конструкции считается стрельчатая арка. Ее преимущество перед полуциркульной тоже заключается в меньшем боковом распоре.

Благодаря этим инновациям появилась возможность возводить здания невиданной ранее высоты (под сводами – до 40 м и выше) и перекрывать широкие пролеты. Стена, став излишней как конструктивная часть здания, заполнялась громадными окнами. Готические соборы устремлены ввысь, часто ассиметричны. Их стены с высокими стрельчатыми окнами кажутся ажурными и лёгкими.

Готический стиль развивался и имел особенности в различных странах. В XIV-XV вв. появилась так называемая пламенеющая готика, которой присущи изощренность в конструкциях, изысканность в убранстве и особая экспрессия скульптур.

В изобразительном искусстве главную роль играла пластика (скульптура и рельеф), в которой фигуры воспринимаются как элементы единой декоративно-монументальной композиции. Отдельные статуи и украшения на порталах, на карнизах, водостоках, на капителях непосредственно срастаются со структурой здания и образуют как бы один большой многофигурный рельеф. Готические лица и фигуры, вытянутые и изломанные, как бы стремящиеся к освобождению от плоти, отражают предельное напряжение душевных сил. Они призваны передать искания, борения и торжество духа над плотью. Готические мастера умели создавать и реалистические изображения, в которых запечатлевали теплое человеческое чувство, но ближе им были иные образы. Готическое искусство нередко в первую очередь ассоциируется с химерами – изображения фантастических чудовищ, олицетворяющих пороки и силы зла.

Живопись занимала подчиненное место. Замена глухих стен окнами привела к почти повсеместному исчезновению монументальных росписей. Фреску заменил витраж – вид живописи, в котором изображение составляется из кусков цветных расписных стекол, соединенных между собой свинцовыми полосками и охваченных железной арматурой. Витражи наполняли внутреннее пространство собора мягким светом.

Живописные готические композиции представлены росписью алтарей и алтарных обходов, где они чередовались с яркими цветными рельефами. В наибольшей степени готическая живопись реализовалась в рукописях с изысканными миниатюрами.

В XIV в. во Франции и Англии зарождаются новые тенденции в живописи: появляется станковый портрет и монументальная светская живопись.

В целом формы художественного выражения Средневековья были заданы мироощущением эпохи, в основе которого лежала культивировавшаяся церковью доктрина презрения к земному миру. Соответственно, искусство предназначалось для воплощения высшей, «незримой» красоты, пребывающей вне земного бытия, в горнем мире, было нацелено на постижение абсолютной идеи, божественной истины, что определило его символизм и аллегоризм. Духовное доминировало над чувственным. От художника требовалось не подражание природе, а наоборот, максимальное обобщение, при котором изображение – прежде всего знак сокрытого.

Литература зрелого Средневековьяобычно ассоциируется с рыцарством. Верность сеньору составляла ядро рыцарского этоса (норм поведения), который обязывал сеньора и вассала ко многим достоинств, суммировавшихся в понятии «благородство». Рыцарь тот, кто «благородно поступает и ведет благородный образ жизни». Благородство включало в себя чувство собственного достоинства, храбрость, уважение и милосердие к побеждённому противнику, нравственность, честность и открытость, щедрость, учтивость – всё, что французы заключили в формулу «рыцарь без страха и упрека». Неотъемлемой стороной благородства являлась публичность. Достоинства, о которых мало кто знал, девальвировались. Их надо было показывать и доказывать. Особое внимание уделялось атрибутике, ритуалу, символике, этикету. Поэтому устраивались рыцарские турниры, особо пышные в XIII-XIV вв. Обязательной составляющей рыцарского благородства была куртуазность – придворный стиль поведения и выражения чувств. В самой куртуазности главным был культ прекрасной дамы. Куртуазность требовала не только подвигов, но и стихов в её честь.

Первые поэты-рыцари (трубадуры) появились в конце XI в. в Южной Франции. Они слагали сирвенты (стихи) о любви и воинских подвигах, воспевали радости жизни. Сирвенты писались и звучали, нередко в музыкальном сопровождении, на провансальском языке.

В середине XII в. появились рыцарские романы. Действие в них развивалось как череда приключений-авантюр героев и описывалось на народных языках. Важным сюжетным источником рыцарского романа стал кельтский эпос о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Его герои Ланселот, Персеваль, Пальмерин, Амидис и другие воплощали человеческие добродетели. Распространенным мотивом рыцарского романа являются поиски святого Грааля, чаши, в которую была собрана кровь Христа, движущей силой – любовь, а классическим сюжетом – история прекрасной страсти Тристана и Изольды. Самый известный автор рыцарских романов – французский поэт XII в. Кретьен де Труа.

В середине XII в. оформился бюргерский жанр реалистической стихотворной новеллы на народных наречиях: фаблио во Франции, швенки в Германии. Им были присущи сатирическая направленность, непритязательный юмор, незатейливая, но яркая образность. Их главный герой – неунывающий, смышленый и плутоватый простолюдин с практическим взглядом на мир, всегда торжествует над алчными клириками и кичливыми сеньорами. Фаблио и швенки выполняли задачу социальной реабилитации горожан, стремившихся доказать, что они ничем не хуже привилегированных сословий.

В XIII в. сложился городской сатирический эпос, крупнейшим памятником которого является французский «Роман о Лисе», переведенный на многие европейские языки. Его персонажи: король – лев Нобль, знатный сеньор – медведь Брен, рыцарь – волк Изегрин, клирик – осел Бодуэн и неизменно побеждающий их в разных ситуациях главный герой горожанин – лис Ренар. Попутно лис Ренар не отказывает себе в удовольствии поиздеваться и поживиться за счет недалёких селян – кур, зайцев, улиток.

Более сложным является другое выдающееся произведением городской литературы, также созданное во Франции и переведенное на многие языки, – аллегорическая поэма «Роман о Розе», первая часть которой написана в 1230-х гг. Гильомом де Лорис, вторая – в 1270-х гг. Жаном де Мен.

Вершиной французской поэзии XIV-XV вв. считается живший в середине XV в. Франсуа Вийон, которого называют «последним вагантом», в котором видят одного из предшественников Возрождения и новой романтической поэзии.

В немецкой литературе XIV-XV вв. распространяется мейстерзанг (поэзия представителей ремесленно-цеховой среды), который постепенно вытесняет рыцарский миннезанг.

Английская литература знаменита именами Уильяма Ленгленда (ок. 1332-ок. 1377) и Джефри Чосера (ок. 1340-1400). Первый – автор очень популярной у современников аллегорической поэмы «Видение о Петре-Пахаре». Он прославляет зажиточный трудовой люд, который составляет здоровую основу всякого общества. Второй перевёл на английский язык «Роман о Розе», написал «Кентерберийские рассказы» из 24-х стихотворных новелл и считается «отцом английской поэзии».

Особое место в средневековой литературе принадлежит поэзии вагантов, или голиардов. Так называли странствующих (лат. иколо – бродить) поэтов-студентов, легендарным праотцом которых считался Голиаф. Они происходили из разных социальных слоев и, утратив связь с ними, стали своего рода средневековыми разночинцами, образовали первую в Западной Европе интеллигенцию. Они гордились образованностью и писали на латыни, но совершенно по-светски стихи любовные, пасторальные, попрошайные, сатирические.

С городом связано зарождение в XIII в. театрального искусства. Церковные мистерии (религиозные театрализованные представления), известные значительно раньше, под влиянием новых веяний становятся более яркими, карнавальными. В них проникают светские элементы, они разыгрывались прямо на городских площадях бродячим актерами – жонглерами, бывшими одновременно танцорами, певцами, музыкантами, акробатами, фокусниками. Библейские сюжеты дополнялись жизненными, выразительные средства заимствовались из фольклора. В XIV-XV вв. распространились фарсы – юмористические сцены на сюжеты бюргерского быта.

Образованиес началом Классического Средневековья из монастырей перемещается в города, где с XI в. появляются светские школы. Они возникали по инициативе отдельных магистров (учителей), которым ученики платили за знания.

В XII в. наиболее успешные школы приобрели статус «всеобщая школа» (stadium generale), подразумевавший, во-первых, что в ней обучали всем наукам, во-вторых, что она переросла местный уровень и собирала школяров из разных стран. Со временем они стали называться университетами (от лат. universitas – совокупность, общность). Университет понимался как объединение преподавателей (universitas magistrorum) или объединение преподавателей и учащихся (universitas magistrorum et scholarium). Магистры объединялись в факультеты (от лат. facultas – способность, в данном случае подразумевающая знание, умение преподавать ту или иную дисциплину), и выбирали декана – главу факультета. Студенты (от sthudere – усердно учить) объединялись в провинции, или нации, т. е. землячества неопределенного состава. Например, в Парижском университете имелось четыре «нации»: английская, нормандская, пикардийская и галльская. Во главе каждой «нации» стояло выборное лицо – прокуратор (лат. cura – забота). Все четыре «нации» вместе выбирали главу всего университета – ректора (лат. rector – правитель).

Студенты жили в общежитиях, которые назывались коллегиями и содержались на средства благотворителей, отцов города, королевской власти. Студенты получали в них кров и стол. Со временем в коллегиях стали устраиваться занятия и появились аудитории. Так основанная в 1257 г. духовником французского короля иколо де Сорбон коллегия для студентов-богословов превратилось в учебный центр, куда приходили читать свои лекции профессора. Названная Сорбонной она постепенно разрослась, и по ее имени стал называться весь Парижский университет.

Факультетов было четыре: «младший», или «артистический», и «старшие»: богословский, медицинский и юридический. На младший принимались слушатели в возрасте 12-13 лет. Здесь они изучали «семь свободных искусств». По овладению курсом тривиума студенту присуждалось степень бакалавра искусств, квадривиума – магистра искусств.

Бакалавру искусств разрешалось поступление на один из «старших» факультетов, выпускникам которых присуждалась степень бакалавра, магистра, а наиболее успешным доктора соответственно богословия, медицины или права.

Преподавание строилось как лекционно-семинарское. На лекции магистр читал и комментировал выдержки из произведений церковных и античных авторов, студенты слушали и записывали. Практические занятия проходили в виде диспутов, где магистр предлагал так называемую тезу, а студенты её обсуждали.

Такая система была обусловлена дефицитом литературы. До XII в. книги были преимущественно сосредоточены в церковных библиотеках. В XII-XV вв. появляются библиотеки при университетах, королевских дворцах, у крупных феодалов, клириков и состоятельных горожан. Тогда же открываются городские мастерские по переписке книг, в которых работали не монахи, а ремесленники. С XIV в. бумага вытесняет пергамен, и процесс изготовления книг упрощается. Однако массовое производство книг стало возможным только после изобретения книгопечатания Иоганном Гуттенбергом из Майнца (1400-1468).

По этой же причине приобретение знаний было необычайно трудным делом и требовало феноменальных памяти, терпения и сосредоточенности. Любая несобранность ограничивала успех. Подавляющему большинству записывавшихся на артистический факультет не удавалось стать даже бакалавром свободных искусств. Хотя обучение можно было продолжать многие годы, переходя из одного университета в другой.

Университеты были многолюдными. Так, в Сорбонне было до 10 тыс. студентов. Когда в 1409 г. чешская «нация» изгнала из Карлова университета три немецкие: баварскую, саксонскую и польскую, Прагу покинули 5 тыс. человек, которые основали университет в Лейпциге.

Профессора и студенты представляли собой активную и влиятельную социальную силу. Университеты сыграли заметную роль во многих знаменитых политических потрясениях. В частности, Оксфордский – в баронской войне середины XIII в., Парижский – противостоянии арманьяков и бургундцев в начале XIV в., Пражский – в гуситском движении в начале XV в.

Студенты происходили из низшего клира, рыцарской, бюргерской и даже крестьянской, среды. Но к концу XV в. выявился элитный характер университетов – все большее число профессоров и студентов составляли выходцы из привилегированных слоев общества.

Университеты пользовались широкой автономией и нередко вступали в конфликты с городами, в которых находились. Столкновения между студентами и горожанами имели место постоянно и часто перерастали в настоящие побоища.

В начале XIII в. часть профессоров и студентов Парижского университета в знак протеста против городских властей перебралась в Англию, где создали Оксфордский университет. Не ужившись с местными властями и здесь, они из Оксфорда перебрались в Кембридж, где также появился университет.

Дату рождения того или иного университета связывается с самой ранней хартией подтверждения его статуса папой или монархом. Старейшим университетом считается Болонский, конституировавшийся в конце XI – середине XII в. Первая хартия Парижского университета – датируется 1200 г. В XIII в. университеты появились в Оксфорде, Кембридже, Монпелье, Саламанке, Палермо, Салерно, в XIV в. – Праге и Кракове, в XV в. – Гейдельберге и Лейпциге, а их общее число в Европе достигло 60.

НаукаСредневековья известна под именем схоластики, которое порой ассоциируется с бессодержательным умствованием, в подтверждение чего обычно приводят пример спора о том, сколько ангелов может уместиться на острие иглы. На самом деле данный вопрос не так смешон, как кажется. Кончик иглы – это минимум пространства, ангел – это бестелесное существо, т. е. в пространственном континууме – абсолютный нуль. Таким образом, вопрос о числе ангелов на конце иглы представляет собой вопрос о соотношении максимально малой величины и нуля. Иными словами, это попытка дифференциального исчисления величины, бесконечно стремящейся к нулю. Собственно научного языка, в данном случае математического, у схоластов не было. Но то, что они пытались ставить научные проблемы доступными средствами, содействуя тем самым интеллектуальному прогрессу и создавая предпосылки для подлинно научного знания, только делает им честь.

Латинская «scholastica» произошла от созвучных греческих терминов, означающих «ученый», «ученая беседа», «школа». Главный предмет схоластики составляли выработка иерархии понятий, их систематизация и классификация с целью всеобъемлющего описания мироздания и миропонимания в так называемых «Суммах». Таким образом, схоластика – это средневековая философия, сущность которой заключалась в рационализации положений христианского вероучения. Схоластика делится на три периода: ранний – VIII-XII, зрелый – XIII и поздний – XIV-XV вв.

Схоластов занимала, во-первых, проблема соотношения веры и разума. В её решении одни, например, Ансельм Кентерберийский исходил из тезиса «верую, чтобы понимать». Другие, как Петр Абеляр (1079-1142), – из тезиса «понимаю, чтобы верить». Во-вторых – вопрос о природе «общих понятий», или «универсалий». Одни, так называемые «реалисты», признавали первичность общих понятий по отношению к единичным вещам. Другие, «номиналисты», рассматривали универсалии как нечто вторичное и производное по отношению к единичным вещам. В такой форме нашел в схоластике свое выражение основной вопрос философии – об отношении сознания к бытию.

Родоначальником «реализма» считается Иоанн Скот Эриугена (IX в.), видными реалистами были Петр Дамиани и Ансельм Кентерберийский.

Реалист Жильбер Порретанский (1076-1154) предпринял одну из первых попыток утвердить мысль о независимости философии от догм теологии, которая в дальнейшем вылилась в теорию «двух истин», или «двойственной истины».

«Номинализм» основали Беренгар Турский и Росцелин Компьенский (1050-1120), которые утверждали, что действительно объективно существуют только «единичные вещи» (res singulars), а универсалии – это только наименования (nomina), отсюда и название всего направления.

В XIII в. схоластика получила мощный импульс развития за счет включения в научный оборот новых материалов – арабских и античных. В Испании и Сицилии были переведены на латынь труды Авиценны, аль-Фараби, Маймонида, Ибн-Гебироля, Ибн-Рушда (Аверроэса) по астрономии, медицине, математике, оптике. Ещё большее значение имели переводы, тоже с арабского, неизвестных до этого западноевропейцам произведений Платона, Плотина, Прокла, Секста Эмпирика, Диогена Лаэрта, Галена, Эвклида и, главное, Аристотеля.

Этот информационный взрыв вызвал к жизни радикальное толкование Аристотеля. Магистры Парижского университета Амальрик Бенский (ум. 1206) и Давид Динанский выступили с пантеистическими взглядами. Пантеизм (от греч. Pan – все, theos – бог) – учение, отрицающее существование надприродного личного бога и признающее существование безличного бога, внутренне присущего природе и сливающегося с ней в одно целое, что является почти неприкрытой ересью.

Глава парижских авероистов, магистр артистического факультета Парижского университета Сигер Брабантский (ок. 1240-1281/84) развил теорию «двух истин» о существовании взаимно независимых богословских и научных истин, которые постигаются разными путями и могут противоречить друг другу.

Церковь тщетно пыталась запретить изучение естественнонаучных произведений и «Метафизики» Стагирита, как по месту рождения называли Аристотеля. Папы не могли остановить научную любознательность даже своих верных сторонников.

Проблему католической ассимиляции Стагирита решили два величайших схоласта. Альберт Великий (1193-1280), носивший почетный титул «всеобъемлющий доктор» в «Сумме теологии» изложил аристотелевскую философию в духе церковной догмы. Его ученик Фома Аквинский (1125-1274) в «Сумме истины католической веры против язычников», известной также как «Сумма философии», и «Сумма теологии», довел схоластику до высшего развития. Вначале его подозревали в ереси, но посмертно удостоили титула «ангельский доктор», канонизировали и причислили к «отцам церкви». Официальная католическая философия от его имени получила название «томизм» до настоящего времени не утратила актуальности.

Параллельно с томизмом развивались оппозиционные течения. На исходе XIII в. схоластику подверг критике монах-францисканец Иоанном Дунс Скот (1265/66-1308), в XIV – Уильям Оккам (1300-1349/1350). Эти английские «номиналисты», противопоставляя томизму концепцию двойной истины, настаивали на разграничения сфер веры и разума, теологии и философии. Оккам говорил о вечности движения и времени, бесконечности Вселенной, развивал учение об опыте как фундаменте познания. Его книги были сожжены, но осужденный церковью оккамзм поддержали парижские профессора Жан Буридан (ок. 1350-после 1358), Николай Орем (1320-1382).

Долгое время сама мысль об основанном на опыте изучении природы просто не укладывалось в средневековом сознании. Практические науки прелюбодейными «прелюбодейными». Но в Оксфордском университете монах-францисканец Роберт Гроссетест (1175-1253) изучал оптику, математику и астрономию. Он высказал мысли о том, изучение явлений начинается с опыта, посредством анализа явлений формулируется некоторое общее положение, которое рассматривается как гипотеза. Из нее уже дедуктивно выводятся следствия, а проверка опытом устанавливает их истинность или ложность.

Его ученик францисканец Роджер Бэкон (ок. 1214-после 1292), которого называли «удивительным доктором» (doctor mirabilis), преподавал в Парижском университете и Оксфорде математику, физику, греческий, еврейский, арабский языки. О масштабах и смелости научной мысли Роджера Бэкона свидетельствует описание им в «Послании о тайных действиях природы и искусства» управляемых одним человеком судов без гребцов, колесницах без коней, летательных аппаратов с крыльями, приспособлений, передвигающихся по дну морей и рек. В «Большом сочинении» говорится о зеркалах, концентрирующих солнечные лучи, способные сжигать все на их пути. Написал Бэкон и о некой смеси селитры, серы и каких-то других компонентов, способной производить гром и блеск.

Крупным мыслителем, повлиявшим на становление натурфилософии Возрождения, был Николай Кузанский (1401-1464), который настаивал на обособлении предмета рационального познания (изучения природы) от богословия.

Мистикапредставляла собой второе, наряду со схоластикой, направление развития религиозно-философской мысли. Мистицизм – это учение о возможности непосредственного общения человека с Богом в виде непостижимой, таинственной, сверхразумной и сверхчувственной связи, в процессе которого происходит познание Бога. Таким образом, схоластика и мистика, не исключая одна другую в качестве методов религиозного философствования, разнятся иколоием рационалистически-философского и религиозно-иррационалистического элементов.

Мистицизм опирался на учение Августина об «озарении» свыше и возможности для христианина через ревностное выполнение церковных обрядов проложить себе путь к озарению. Выдающимся мистиком был при жизни стяжавший себе славу святого Бернард Клервоский (1091-1153), гонитель Петра Абеляра. В своих произведениях «О ступенях смирения и гордости», «О почитании Бога», «О благодати и свободе воли», «О размышлении» он объяснял, а своим личным примером пропагандировал практику аскетизма и подвижничества как путей максимально интимного общения с Богом.

В XIII в. мистическая линия в философии была развита итальянцем Джованни Фиданца Бонавентурой (ок. 1217-1274). Генерал Ордена францисканцев и кардинал, канонизированный в конце XV в., он прославился как выдающийся теолог, удостоенный титула «серафического доктора» и, отдавал дань новым веяниям, связанным с аристотелизмом, арабским и еврейским неоплатонизмом. Но при этом оставался крайним теоцентристом. Все научные вопросы он сводил к теологии. В этом плане показательно название одной из его работ «О возведении искусств к теологии».

ИсториографияСредневековьяисходила из христианской идеи о единстве человечества, послужившей отправной точкой для развития всемирно-исторической теории, основы которой заложил Августин Блаженный (354-430) в знаменитом сочинении «De civitate Dei». Всемирную историю Августин трактовал как осуществление заранее предопределенного божественного плана, направленного на развитие «государства Божьего» – царства божьих избранников. Воплощение божественного плана носит прогрессивный характер. Однако этот прогресс относится исключительно к «государству Божьему», прогресс в истории земного общества отрицается. Августина занимало не только о прошлое и настоящее, но и будущее человечества. Он размышлял о конечных судьбах отдельных людей, человечества и всего мира вплоть до «страшного суда» и торжества христианских праведников в Божьем царстве на небесах, что и является конечной цели земной истории. Система представлений об завершающем этапе человеческой истории известна под именем «эсхатология» (греч. – учение о последних вещах).

Данная философия истории определяется понятием «провиденциализм», которое допускает двоякое понимание. С одной стороны, можно было толковать воздействие божественной власти на реальную действительность, как осуществление в земной жизни предначертанного провидением плана, который заранее определен во всех мелочах от начала до конца и исключает всякое дополнительное вмешательство со стороны Бога. Такая точка зрения открывала широкие возможности для обобщений и поиска каких-то исторических закономерностей, так как путь развития общества был последовательно логичным и закономерным. С другой стороны, позволительно было думать, что божественный план намечен лишь в общих чертах и не исключает, но, наоборот, подразумевает контроль и вмешательство Бога в его осуществление. Такое понимание провиденциализма облегчало труд историка, который при столкновении с непонятными или трудными для объяснения моментами привлекал на помощь волю провидения и тем самым очень убедительно и для себя и для своих читателей разрешал все сомнения и неясности. Большое значение в провиденциализме как ориентирам божественного плана придаётся мистике чисел и символике знамений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.