Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткий обзор функций Роспотребнадзора и Санитарно-эпидемиологического надзора






 

Основными исполнителями регулирования внутренней торговли являются конкретные государственные органы.

Правом осуществлять контроль (надзор) за ведением торговли наделены следующие федеральные службы[6]:

- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей иблагополучия человека.

- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохраненияи социального развития.

- Федеральная служба по труду и занятости.

- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

- Федеральная служба по экологическому, технологическомуи атомному надзору.

- Федеральная налоговая служба.

- Федеральная миграционная служба.

- Федеральное агентство по техническому регулированию иметрологии.

Компетенция названных федеральных служб в части осуще­ствления государственного контроля (надзора) за торговлей в Российской Федерации определена в соответствующих норма­тивных правовых актах, регламентирующих их деятельность.

Каждый из названных государственных органов в той или иной степени контролирует торговую деятельность в части своей компетентности и правомерности.

Вместе с тем ключевым контрольно-надзорным органом в торговле является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Роспотребнадзор.

Роспотребнадзор находится в ведении Министерства здраво­охранения и социального развития РФ и наделен обширными полномочиями по контролю за соблюдением правил внутренней торговли, зашиты прав потребителей, ранее традиционно выпол­няемых Министерством экономического развития и торговли РФ. Роспотребнадзор выполняет следующие функции[7]:

- контроль за соблюдением правил продажи предусмотрен­ныхзаконодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;

- контроль за соблюдением законов, иных нормативных ак­тов РФ, регулирующих отношения в области защиты правпотребителей;

- санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением са­нитарного законодательства РФ.

Роспотребнадзор осуществляет свою деятельность непосред­ственно и через свои территориальные органы во взаимодейст­вии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами мест­ного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В целях реализации своих полномочий Роспотребнадзор имеет право:

- организовывать проведение контроля необходимых иссле­дований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, связанных с торговой деятельностью;

- пресекать факты нарушения законодательства РФ, а также
применять меры ограничительного, предупредительного, профилактического, ликвидационного характера в установ­ленной сфере деятельности.

В обязанности организаций Роспотребнадзора входит выпол­нение следующих функций[8]:

- проведение плановых и частных контрольных проверок со­блюденияправил торговли и качества товаров у продавцов, по мере необходимости - непосредственно у изготовителей;

- проверка наличия у продавцов (изготовителей) сертификата
на продаваемые товары, других нормативных документов;

- контроль за соблюдением порядка применения цен на пред­приятиях торговли и общественного питания, а также отдельными физическими лицами, осуществляющими аналогичную деятельность;

- контроль за использованием весов, измерительных приборов, торгового технологического оборудования, контроль­но-кассовых машин, за сроками их проверки и аттестации;

- получение от министерств, ведомств, предприятий, НИИ, лабораторий, а также граждан документации, характеризующей качество продукции, данных о производителях товаров;

- составление актов и направление обязательных к исполне­нию продавцами, изготовителями соответствующих предписаний о снятии среализации товаров, опасных, вредныхдля жизни, здоровья, имущества потребителей, устранениивыявленных нарушений правил торговли и технологиче­ской дисциплины при производстве товаров;

- координация своей деятельности с органами местной власти и управления общественными организациями в вопросах защиты прав и интересов потребителей;

- рассмотрение писем, обращений, заявлений, жалоб покупателей на качество товаров, нарушения в торговле, обще­ственном питании, принятие по результатам проверки соответствующих решений;

- вынесение решений о применении в установленном порядке штрафных санкций к продавцам, изготовителям, допустившим нарушения, связанные с торговлей;

- передача материалов в следственные органы для привлечения к ответственности должностных лиц, допускающихсерьезные нарушения, злоупотребления в торговле;

- выступление стороной в органах суда и арбитражного суда;

- составление и представление в установленные сроки в вы­шестоящую организацию информации и отчетности;

- участие в разработке предложений по совершенствованию
правил торговли.

Должностные лица и специалисты Роспотребнадзора обязаны строго соблюдать Конституцию РФ, действующие законы, нор­мативные акты, а также права и охраняемые законом интересы продавцов, изготовителей товарной продукции, обеспечивать сохранность технологической и коммерческой тайн.

Санитарно-эпидемиологический надзорфункционирует на ос­новании действующего законодательства по обеспечению сани­тарно-эпидемиологического благополучия населения. Ответст­венная и сложная задача по контролю и профилактике возложе­на на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Организацию государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации осуществляют[9]:

- руководитель Роспотребнадзора (Главный государствен­ный санитарный врач Российской Федерации);

- руководители территориальных органов Роспотребнадзора(главныегосударственные санитарные врачи по субъектамРоссийской Федерации);

- главные государственные санитарные врачи по городам, районам на транспорте;

- главные государственные санитарные врачи министерств и ведомств, в частности Министерства внутренних дел, Ми­нистерства обороны, Федеральной службы безопасности, Главного управления специальных программ Президента РФ, Федерального медико-биологического агентства и дру­гих служб федерального значения.

Главный государственный санитарный врач РФ координирует деятельность территориальных и ведомственных главных госу­дарственных санитарных врачей.

На товарном рынке утвержден следующий перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологической экспертизе[10]:

1. Пищевые продукты в натуральном или переработанном
виде, употребляемые человеком в пищу, алкогольная продукция(в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная ре­зинка, продовольственное сырье и др.

2. Товары для детей: игрушки, игры, одежда, обувь, постель­ное белье, мебель, коляски, ранцы, канцелярские товары, учеб­ные пособия, книжные и журнальные издания для детей и подростков и пр.

3. Материалы, контактирующие с пищевыми продуктами.

4. Материалы, оборудование, вещества, применяемые в практике хозяйственно-питьевого водоснабжения.

5. Продукция машиностроения и приборостроения производ­ственного, медицинского и бытового назначения.

6. Полимерные и синтетические материалы, предназначенныедля применения в строительстве, изготовлений мебели и другихпредметов домашнего обихода.

7. Изделия из натурального сырья, подвергающегося в процессепроизводства обработке (окраске, пропитке, воздействиюионизирующего излучения и т.п.).

8. Материалы для изделий, контактирующих с кожей человека.

9. Табачные материалы.

10. Другие материалы и изделия: продукция, изделия, являю­щиеся источником ионизирующего излучения, а также содержа­щие радиоактивные вещества, средства индивидуальной защиты, пестициды и агрохимикаты и др.

Контроль направлен на предупреждение, выявление, ликви­дацию опасного и вредного влияния среды обитания человека на его здоровье.

Органы санитарно-эпидемиологического надзора постоянно следят за соблюдением субъектами товарного рынка санитарного законодательства Российской Федерации. Мероприятиями кон­троля могут быть: [11]

- наблюдение, оценка, прогнозирование состояния здоровья
населения;

- выявление причин, факторов, условий возникновения и
распространения инфекционных, паразитарных, профессиональных заболеваний, пищевых отравлений, а также другихмассовых заболеваний людей;

- принятие в пределах своей компетенции обязательных решений попроведению гигиенических и противоэпидеми­ческих мероприятий длявыполнения их органами госу­дарственной власти РФ, органамигосударственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями (организациями) и учреждениями, а также различными коммерческо-хозяйственными субъектами товарного рынка независимо от их подчиненности и форм собственности;

- проверка выполнения гигиенических и противоэпидемических мероприятий, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов при эксплуатации зданий, торговыхпомещений, складов, прилавков, торгового оборудования, транспортных средств;

- принятие мер по предупреждению и ликвидации инфекционных и массовых инфекционных заболеваний и отравлений населения, связанных с неблагоприятным влияниемсреды обитания человека на его здоровье;

- выдача по результатам контроля заключения (гигиениче­ского сертификата) по проектам строительства, реконст­рукции, модернизации торговых объектов, зданий, сооружений, транспортных средств и ввода их в эксплуатацию, а также условиям производства, применения, хранения, транспортировки, продажи продуктов питания, по проектам нормативной и технологической документации на новуютоварную продукцию, упаковку, тару;

- принятие мер административного принуждения при выявлении санитарных правонарушений, а также передача дел

- привлечении лиц, совершивших такие правонарушения, к дисциплинарной и уголовной ответственности.

 

2.2. Основные функции Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии; Государственного контроля за производством, оборотом, качест­вом и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодер­жащей продукцией; Контроля за торговлей драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями, их содержащими; Контроля за продажей меховых товаров; Пожарного надзора

 

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, подведомственное Министерству промышленности и энергетики РФ, осуществляет государственный метрологиче­ский контроль и надзор за соблюдением обязательных требова­ний государственных стандартов и технических регламентов.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требова­ний технических регламентов проводится должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в порядке, установ­ленном законодательством Российской Федерации.

Рассматривать дела об административных правонарушениях по стандартизации, метрологии и сертификации вправе[12]:

1) Главный государственный инспектор Российской Федера­ции по надзору за государственными стандартами и обеспечением
единства измерений, а также его заместители;

2) главные государственные инспектора субъектов (регионов)
Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений, а также их заместители.

Органы государственного контроля (надзора) вправе:

- требовать от изготовителя (продавца) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие товарной продукции требова­ниям технических регламентов;

- осуществлять мероприятия по государственному контролю
(надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством РФ;

- выдавать предписания об устранении нарушений требований
технических регламентов в срок, установленный с учетом
характера нарушений;

- приостанавливать или прекращать действие декларации о
соответствии или сертификата соответствия;

- привлекать изготовителя (исполнителя, продавца) к ответственности, предусмотренной законодательством РФ;

- принимать иные меры в целях недопущения причинения
вреда.

Государственный контроль (надзор) осуществляется в плано­вом порядке посредством выборочных проверок (иногда сплош­ной контроль) не более чем один раз в два года в отношении од­ного юридического лица или индивидуального предпринимателя. Внеплановые проверки проводятся в исключительных случаях.

Мероприятия по государственному контролю (надзору) про­водятся по распоряжениям главных государственных инспекторов субъектов (регионов) Российской Федерации, их заместителей.

Государственный контроль за производством, оборотом, качест­вом и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодер­жащей продукцией осуществляется по лицензиям уполномоченными федеральными органами исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации в пределах их компетен­ции. При этом государственный контроль за счет средств прове­ряемых организаций не допускается.

Правительство РФ определило основные задачи уполномо­ченной службы[13]:

а) государственный контроль за производством и оборотом
этилового спирта из всех видов сырья, готовой алкогольной
продукции, виноматериалов и полуфабрикатов этой продукции;

б) участие в разработке основ государственной политики в
сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной
продукции, направленных на защиту экономических интересов
государства, прав потребителей и отечественных товаропроизводителей;

в) участие совместно с уполномоченными федеральными ор­ганами исполнительной власти и органами исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации в разработке ежегодных балансов объемов производства и потребления этилового спирта и алкогольной продукции.

Контроль за торговлей драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями, их содержащими осущест­вляет Государственное учреждение по формированию государст­венного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и камней (ГОХРАН России).

ГОХРАН выполняет следующие функции[14]:

- организацию и проведение на территории Российской Федерации пробирного надзора;

- контроль за извлечением, переработкой, использованием, учетом, хранением и оборотом драгоценных металлов идрагоценных камней насоответствующих предприятиях (ворганизациях);

- контроль за совершением сделок с драгоценными метал­лами идрагоценными камнями, а также за их реализациейна внешнем рынке;

- определение размеров выплат пробирной палате за опробование иклеймение изделий из драгоценных металлов, экспертизу материалов, содержащих драгоценные металлыи драгоценные камни;

- выдачу сертификатов качества на отдельные виды ювелирных и другихбытовых изделий из драгоценных металлов идрагоценных камней, которые в соответствии с действующим законодательством не подлежат клеймениюгосудар­ственным пробирным клеймом Российской Федерации, нопредназначены для продажи;

- организацию и учет выдачи регистрационных удостовере­нийюридическим лицам, осуществляющим использованиедрагоценных металлов и драгоценных камней, а также физическим лицам, производящим операции с ними;

- участие в разработке для торговых предприятий правил
торговли с учетом требований Положения о пробах и клеймении изделий из драгоценных металлов в Российской Федерации;

- разработку предложений по совершенствованию законода­тельства в области использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней и внесение их в Правительство РФ в установленном порядке на рассмотрение.

Контроль за продажей меховых товаров воз­ложен на Министерство природных ресурсов РФ, которое в этой сфере выполняет следующие функции[15]:

- разработку и утверждение перечня редких и находящихся
под угрозой исчезновения животных, продажа изделий (мехов, меховых и овчинно-шубных изделий) из шкур ко­торых запрещена законодательством РФ;

- наложение запрета на торговлю меховыми товарами, изготовленными изшкур животных, занесенных в Краснуюкнигу Российской Федерации;

- разработку правил продажи изделий из меха;

- обеспечение контроля за использованием научно обоснованных норм (квот, лимитов) изъятия объектов животного мира, включая охотничьи виды животных;

- организацию и осуществление государственного контроля
в области охраны и использования охотничьих видов жи­вотных, в том числе надзор за предоставлением права на охоту и выдачей разрешений (лицензий) на охотничьи виды животных;

- выдачу лицензий на право продажи меховых товаров, ко­торые в соответствии с законодательством РФ облагаются акцизами;

- организацию работы по выдаче в установленном порядке
предприятиям (организациям) и физическим лицам разрешений на добываниедиких животных, не отнесенных кохотничьим видам животных, а также на продажу, скупку, приобретение, обмен, содержание и хранение объектов
животного мира и их продуктов;

- обеспечение охраны и регулирования использования объектов животного мира, не отнесенных к перечню охотничьихвидов животных, а также проведения учета указанных ре­сурсов, на которые имеется коммерческийспрос;

- разработку и утверждение необходимой нормативной документации по стандартизации, регламентирующей порядок хранения, упаковки, маркировки, транспортировки меховых изделий, а также правила приемки и методы контроля за качеством;

- организацию и проведение экспертизы с привлечением соответствующих специалистов.

Пожарный надзор осуществляет Государст­венная противопожарная служба, входящая в состав Министер­ства внутренних дел РФ в качестве единой самостоятельной оперативной службы. Она организует разработку и осуществле­ние государственных мер, нормативное регулирование и контроль за пожарной безопасностью на всех торговых объектах товарного рынка.

Должностные лица пожарного надзора имеют право прово­дить обследования и проверки складских, торговых и иных по­мещений и строений в целях контроля за соблюдением требова­ний пожарной безопасности, а также в целях пресечения и вы­явления нарушений.

 

Заключение

 

В завершении отметим, что взаимосвязь целей и методов государственного регулирования (которая выражается в том, что применение каждого предусмотренного нормативным правовым актом метода должно быть обусловлено необходимостью достижения государственно значимой цели) является способом обеспечения нормативно-правовой сбалансированности государственного воздействия на общественные отношения. С учетом данного обстоятельства для облегчения проверки наличия связи между целями и методами государственного регулирования используется такой прием законодательной техники, как объединение данных элементов в одну статью. Отсутствие же связи между методом государственного регулирования и целью государственного регулирования, то есть фактически объяснения, зачем государство регламентирует определенные общественные отношения и воздействует на них (их определенный участок), чаще всего свидетельствует о непроработанности нормативного акта, но нередко - о необоснованном и, следовательно, чрезмерном вмешательстве государства в соответствующие отношения.

Контроль за торговлей осуществляется главным образом для защиты прав потребителей и обеспечения непрерывного поступ­ления в государственную казну (в соответствии с законодатель­ством) денежных средств от товарооборота на всех его стадиях. Такой контроль позволяет регулировать отношения как между покупателем и продавцом, так и между продавцом и государством.

Контроль за торговлей включает надзор за выполнением за­конов и установленных правил, а в случае их нарушения преду­сматривает применение соответствующих санкций в пределах компетенции проверяющего органа (организации).

Объектами контроля являются торговые предприятия (орга­низации) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, имеющие непо­средственное отношение к производству, реализации товаров и услуг.

Контроль за деятельностью конкретных торговых предпри­ятий (организаций) осуществляют территориальные управления Роспотребнадзора самостоятельно, иногда во взаимодействии с другими органами исполнительной власти.

Подводя итоги, следует отметить, что закон о регулировании торговой деятельности в РФ является лишь первой ступенью на пути создания единой нормативно-правовой базы для регулирования стремительно развивающейся торговой деятельности в России и оставляет возможность для его дальнейшего совершенствования.

Успех развития экономики во многом зависит от законодательного регулирования. Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и отдельных граждан. Она не обеспечивает социально справедливого распределения дохода, не гарантирует права на труд и поддержки незащищенных слоев населения.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 31.12.2014) " Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2015)// КонсультантПлюс, 2015.

2. Баженов Ю.К. Розничная торговля в России. - М.: ИНФРА-М, 2011. – 239 с.

3. Бакшт К. Построение бизнеса услуг. С нуля до доминирования на рынке. – СПб.: Питер, 2012. - 496 с.

4. Бузукова Е. Закупки и поставщики. Курс управления ассортиментом в рознице. - СПб.: Питер, 2015. — 470 с.

5. Гридина С. Время продаж в России по закону// Закон. – 2014. - №9. – С.21.

6. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К., Памбухчиянц О.В. Организация и правовое обеспечение бизнеса в России. Коммерция и технология торговли. - М.: Дашков и К, 2012. – 912 с.

7. Дашков Л.П., Пахбумчиянц В.К., Коммерция и технология торговли. – М.: Дашков и К, 2011.- 394 с.

8. Давыдова А. Договор купли-продажи: особенности и правила заключения// Закон. – 2013. - №5. – С.18.

9. Зозуля Т. Цели и задачи торговли как профессиональной деятельности// Бизнес. – 2015. - №12. – С.5.

10. Иванов Г.Г. Экономика организации (торговля). - М.: ИНФРА-М, 2012.- 351 с.

11. Кент Т., Омар О.Розничная торговля. – М.: Юнити-Дана, 2012. - 719 с.

12. Качаева Е.В. Организация коммерческой деятельности (по сферам и отраслям применения). – СПб.: ИНЖЭКОН, 2011. — 90 с.

13. Колобов С.В. Современная торговля: теория, практика, перспективы развития. – М.: МГУ, 2013. — 343 с.

14. Никулина Н.Н., Эриашвили Н.Д., Суходоева Л.Ф.Организация коммерческой деятельности предприятий. По отраслям и сферам применения. – М.: Юнити-Дана, 2012. - 319 с.

15. Памбухчиянц О.В.Технология розничной торговли. – М.: Дашков и К, 2014. - 575 с.

16. Памбухчиянц О.В.Организация коммерческой деятельности. – М.: Дашков и К, 2014. - 272 с.

17. Плиханов Г.В. Торговое дело. – М.: Инфра-М, 2013. – 452с.

18. Панкратов Ф. Г. Коммерческая деятельность. – М.: Дашков и К, 2013. - 302 с.

19. Подшивалова Н.А. Торговый сервис. – Чита: СибУПК, 2012. – 305 с.

20. Рогожин М. Правила торговли. Санкции (постановление правительства РФ). По состоянию на 2015 год. - М.: АСТ, 2015. — 100 с.

21. Слыщенков В.А. Договор купли-продажи и переход права собственности. - М.: Статут, 2011. – 240 с.

22. Спиридонов О. Правила продажи отдельных видов товаров// Новости и общество. – 2013. - №2. – С.22.

23. Степкин А. Что такое торговля? Ее типы и виды// Бизнес. – 2015. - №7. – С.30.

24. Трубенева Т.Г. Организация торговли. – СПб.: Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей», 2014. – 135 с.

25. Шоленинова Г.В. Современная ассортиментная политика предприятий торговли. – Чита: СибУПК, 2012. – 406 с.

26. Янковская Л. Как правильно оформить договор купли-продажи. - М.: Рипол классик, 2013. - 78 с.

 

 


[1]Зозуля Т. Цели и задачи торговли как профессиональной деятельности// Бизнес. – 2015. - №12. – С.5.

 

[2]Дашков Л.П., Пахбумчиянц В.К., Коммерция и технология торговли. – М.: Дашков и К, 2011.- 394 с.

 

[3]Давыдова А. Договор купли-продажи: особенности и правила заключения// Закон. – 2013. - №5. – С.18.

 

[4] Рогожин М. Правила торговли. Санкции (постановление правительства РФ). По состоянию на 2015 год. - М.: АСТ, 2015. — 100 с.

 

[5] Бузукова Е. Закупки и поставщики. Курс управления ассортиментом в рознице. - СПб.: Питер, 2015. — 470 с.

 

[6]Гридина С. Время продаж в России по закону// Закон. – 2014. - №9. – С.21.

 

[7]Кент Т., Омар О.Розничная торговля. – М.: Юнити-Дана, 2012. - 719 с.

[8] Колобов С.В. Современная торговля: теория, практика, перспективы развития. – М.: МГУ, 2013. — 343 с.

 

[9]Панкратов Ф. Г. Коммерческая деятельность. – М.: Дашков и К, 2013. - 302 с.

 

[10]Подшивалова Н.А. Торговый сервис. – Чита: СибУПК, 2012. – 305 с.

 

[11]Бакшт К. Построение бизнеса услуг. С нуля до доминирования на рынке. – СПб.: Питер, 2012. - 496 с.

 

[12] Слыщенков В.А. Договор купли-продажи и переход права собственности. - М.: Статут, 2011. – 240 с.

 

[13]Памбухчиянц О.В.Организация коммерческой деятельности. – М.: Дашков и К, 2014. - 272 с.

 

[14] Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К., Памбухчиянц О.В. Организация и правовое обеспечение бизнеса в России. Коммерция и технология торговли. - М.: Дашков и К, 2012. – 912 с.

 

[15]Иванов Г.Г. Экономика организации (торговля). - М.: ИНФРА-М, 2012.- 351 с.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.