Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственная пошлина






Размер и поря­док оплаты государственной пошлины регулируется Законом ПМР от 30 сентября 2000 г. N 345-ЗИД (СЗМР 00-3) «О государственной пошлине».

Государственная пошлина взимается:

а) с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции,;

г) за выдачу документов судом;

Различают два вида государственный пошлины:

1) пропорциональная — взыскивается с исковых заявлений и жа­лоб на решения суда по делам имущественного характера и зависит от цены иска, определяемой по правилам, установленным ГПК;

2) фиксированная, которая определяется в зависимости от катего­рии или сущности требования, подлежащего оплате государственной пошлиной в размере, кратном установленному законом минимальному размеру оплаты труда.

Первый вид государственной пошлины — пропорциональная — за­висит от цены иска.

Цена иска представляет собой институт искового производства, ха­рактеризующий стоимостное денежное выражение предмета спора между истцом (третьим лицом, заявляющим самостоятельные требова­ния относительно предмета спора) и ответчиком. Цена иска не определяется по неимущественным взысканиям, а также по делам особого производства, и произ­водства по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Обозначение цены иска по исковым требованиям, подлежащим де­нежной оценке, является обязательным реквизитом искового заявления, предъявляемого в суд первой инстанции.

Цена иска определяется следующим образом:

1) в исках о взыскании денег - взыскиваемой суммой;

2) в исках об истребовании имущества - стоимостью отыскиваемого имущества;

3) в исках о взыскании алиментов - совокупностью платежей за один год;

4) в исках о срочных платежах и выдачах - совокупностью всех платежей или выдач, но не более чем за три года;

5) в исках о бессрочных или пожизненных платежах и выдачах - совокупностью платежей или выдач за три года;

6) в исках об уменьшении или увеличении платежей или выдач - суммой, на которую уменьшаются или увеличиваются платежи или выдачи, но не более чем за один год;

7) в исках о прекращении платежей или выдач - совокупностью оставшихся платежей или выдач, но не более чем за один год;

8) в исках о досрочном расторжении договора имущественного найма - совокупностью платежей за пользование имуществом в течение оставшегося срока действия договора, но не более чем за три года;

9) в исках о праве собственности на строения, принадлежащие гражданам на праве частной собственности, - стоимостью строения, но не ниже инвентаризационной оценки, а для строений, принадлежащих организациям, - не ниже их балансовой оценки;

10) в исках, состоящих из нескольких самостоятельных требований, - общей суммой всех требований.

Следует обратить внимание на то, что в случае явного несоответствия указанной истцом цены действительной стоимости истребуемого имущества цену иска определяет судья при принятии искового заявления.

Так, при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.

При увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований.

Ст. 5 Закона «О государственной пошлине» уста­навливают случаи, когда отдельным субъектам гражданских процессу­альных правоотношений предоставляется процессуальная льгота по освобождению от оплаты в доход государства одного из видов судеб­ных расходов — государственной пошлины. Например, от уплаты госу­дарственной пошлины в доход государства освобождены истцы по де­лам о взыскании алиментов, о защите прав потребителей, возмещении материального ущерба, причиненного преступлением. Кроме того, в отношении отдельных лиц установлено безусловное, вне зависимости от категории дела и процессуального положения, освобождение от оп­латы государственной пошлины.

К безусловным случаям освобождения от уплаты пошлины

1) истцы - рабочие и служащие - по искам о взыскании заработной платы и по другим требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений;

2) истцы - по искам, вытекающим из авторского права, а также из права на открытие, изобретение, рационализаторское предложение и промышленные образцы;

3) истцы - по искам о взыскании алиментов;

4) истцы - по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также в связи с потерей кормильца;

5) органы социального страхования и органы социального обеспечения - по регрессным искам о взыскании с причинителя вреда сумм пособий и пенсий, выплаченных потерпевшему, а органы социального обеспечения - также по искам о взыскании неправильно выплаченных пособий и пенсий;

6) истцы - по искам о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением;

7) стороны - по спорам, связанным с возмещением ущерба, причиненного гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу либо незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;

8) граждане - с кассационных жалоб по делам о расторжении брака;

9) органы прокуратуры, а также органы государственной власти и управления, организации или отдельные граждане, обратившиеся в случаях, предусмотренных действующим законодательством, с заявлениями в суд в защиту прав и интересов других лиц;

10) органы государственной власти и управления, осуществляющие контроль за обеспечением поступления налогов, сборов и других обязательных платежей - за подачу в суд заявлений по делам особого производства;

11) граждане, административные органы, органы государственной власти и управления, должностные лица - по делам, возникающим из административно-правовых отношений, за исключением случаев, предусмотренных статьей 94-2 настоящего Кодекса.

Судья вправе освободить конкретное физическое лицо от оплаты государственной пошлины. Основани­ем для такого освобождения является тяжелое имущественное поло­жение лица, заявляющего соответствующее ходатайство. Доказательства тяжелого имущественного положения (справки о доходах членов семьи, о количестве иждивенцев, документы, подтверждающие необхо­димость затрат заявителя на лечение, и т.п.) должны быть представле­ны самим заявителем, однако критериев их достаточности не установ­лено.

Кроме того, суд вправе предоставить отдельным субъектам граж­данских процессуальных правоотношений (гражданам и юридическим лицам) в силу их тяжелого имущественного положения процессуаль­ную льготу по рассрочке и отсрочке оплаты в доход государства госу­дарственной пошлины, а также по ее уменьшению.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.