Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Рекомендовано Центросоюзом Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов Центросоюза РФ






ИСТОРИЯ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ

КООПЕРАЦИИ

РОССИИ

 

Учебник

Рекомендовано Центросоюзом Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов Центросоюза РФ, средних специальных учебных заведений и профессиональных училищ потребительской кооперации

 

Вахитов К.И. История потребительской кооперации России.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°, 2007.- 400с.

 

Москва, 2007

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

ГЛАВА 1. КООПЕРАТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ И КООПЕРАТИВЫ

1.1. Основные понятия, относящиеся к кооперации

1.2. Родовые признаки кооперативов

1.3. Современные кооперативные ценности и принципы

1.4. Классификация кооперативов

1.5. Виды кооперативов по международной классификации

1.6. Кооперативные союзы

 

ГЛАВА 2. УЧЕНИЯ О КООПЕРАТИВНОМ ДВИЖЕНИИИ КООПЕРАЦИИ

 

2.1. Проекты великих социалистов-утопистов. Ранний " кооперативный социализм"

2.2. Идеи развития кооперации для освобождения труда от капитала

2.3. Кооперативный капитализм: основы теории и практическое воплощение

2.4. Марксизм о кооперативном движении

и кооперативах

2.5. Ленинская концепция " строя цивилизованных кооператоров"

2.6. " Кооперативная республика" нимской школы

2.7. Кооперативные концепции в российских условиях

2.8. Современные оценки социально-преобразующей роли кооперативов

 

ГЛАВА 3. ПРИЧИНЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КООПЕРАЦИИ

3.1. Причины возникновения кооперативного движения и кооперативов 3.2. Предпосылки возникновения кооперативного движения и кооперативов

3.3. Возникновение потребительской кооперации в зарубежных странах

3.4. Кооперация и государство. Кооперация и негосударственные организации

 

ГЛАВА 4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ СКЛАДЫВАЮЩЕГОСЯ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА (1831-1917 ГГ.)

4.1. Исторические предшественники первыхкооперативов. " Большая артель" декабристов

4.2. Первые потребительские общества в России

4.3. Образование Московского союза потребительских обществ

4.4. Развитие потребительской кооперации страны

в начале XX века

 

ГЛАВА 5. ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПЛАНОВОЙ (КОМАНДНОЙ) ЭКОНОМИКИ (1917-1991 ГГ.)

5.1. Потребительская кооперация после революции в октябре 1917 г. Начало повторного огосударствления кооперации

5.2. Потребительская кооперация в период новой экономической политики 5.3. Потребительская кооперация после

свертывания нэпа

5.4. Потребительская кооперация в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период

5.5. Образование Российского союза потребительских обществ. Развитие потребительской кооперации страны

5.6. " Новые кооперативы" периода перестройки. Закон о кооперации 1988 г

 

ГЛАВА 6. ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ЭТАПЕ СОВРЕМЕННЫХ РЫНОЧНЫХ

ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

6.1. Потребительская кооперация в условиях формирования рынка

6.2. Правовые основы возрождения потребительской кооперации

6.3. Деятельность потребительской кооперации

в постсоветский период

6.4. Организационные и уставные основы системы потребительской кооперации

6.5. Образование, реорганизация и ликвидация потребительского общества 6.6. Кооперативное самоуправление. Органы управления и контроля потребительских обществ и их союзов

6.7. Основы экономической деятельности потребительского общества.

Распределение доходов

6.8. Отрасли хозяйственной (предпринимательской) деятельности потребительской кооперации

6.9. Кадры, образование и наука в потребительской кооперации

6.10. Проблемы и перспективы развития потребительской кооперации

ВВЕДЕНИЕ

 

Да! Кооперация — дочь нужды, но она — мать благосостояния. Владимир Поссе

На протяжении примерно двух последних столетий коо­перация вызывает к себе неослабный, возрастающий интерес. Кооперация сегодня, в начале XXI века, представляет собой весьма распространенное общественное явление.

Многозначное интернациональное слово " кооперация" происходит от латинского cooperatio, состоящего их двух час­тей: со (cum) — совместно, заодно и opus (operis) — труд, работа. Следовательно, ставшее международным слово " кооперация" можно в самом общем виде перевести как сотрудничество, сов­местную деятельность, объединенное действие.

Универсальное, сложное понятие кооперации имеет как очень широкое толкование, так и относительно узкую трак­товку.

В самом широком смысле под кооперацией наука подра­зумевает в одном случае всеобщее свойство окружающего нас мира с его связями и отношениями, в другом — синоним само­го человеческого общества, в третьем — основной социальный механизм, созданный людьми для поддержания общественной жизни, либо общественное взаимодействие, взаимопомощь, трудовую ассоциацию, солидарность. Как очень точно выра­зился русский художник и ученый Николай Рерих (1874-1947), " все создается лишь истинной кооперацией" 1. Зачатки, заро­дыши кооперации людей в форме их совместной жизни, а за тем и совместного труда появились в первобытном обществе. Кооперация в ее еще примитивном виде тогда возникла и стала развиваться, а вот кооперативов (и, понятно, слова " коопера­ция") в те доисторические времена не существовало. Значит, то была кооперация без кооперативов. Она в возрастающих масш­табах применяется во все последующие эпохи. Без кооперации нет самого общества.

Кооперация в указанном выше широком понимании пред­метом учебной дисциплины " История потребительской коопе­рации России" не является.

В сравнительно узком значении под кооперацией понима­ется совокупность либо некоторая часть особых общественно-хозяйственных объединений. Иначе говоря, в данном случае собирательное понятие " кооперация" включает прежде всего кооперативы (кооперативные общества). Это понятие охваты­вает также кооперативные союзы, другие кооперативные объ­единения, организации, предприятия и учреждения. Такая ко­операция появилась только на определенной ступени развития кооперации как формы труда, когда лишь два — два с полови­ной столетия тому назад в Западной Европе и Северной Амери­ке начали возникать самые ранние кооперативы.

С тех пор кооперация как " сумма кооперативов" получи­ла практически во всех странах значительное развитие. Одним из ее старейших и наиболее распространенных видов является потребительская кооперация.

Сегодня в Российской Федерации существуют три боль­шие группы потребительских кооперативных обществ:

во-первых, сельскохозяйственные потребительские ко­оперативы, занимающиеся переработкой и сбытом продукции растениеводства и животноводства, снаб­жением сельскохозяйственных товаропроизводителей средствами производства, ремонтом машин, объединя­ющие граждан для совместного ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства и т. д.;

во-вторых, специализированные потребительские коопе­ративы, которые для своих участников строят дома и гаражи, предоставляют им кредиты, оказывают меди­цинские, консультационные и прочие услуги;

в-третьих, потребительские общества, осуществляющие торговлю и общественное питание, закупочную, произ­водственную и другую экономическую деятельность, которая одновременно является социально ориентиро­ванной, нацеленной на удовлетворение материальных и иных потребностей своих членов1.

В курсе " История потребительской кооперации России" изучается последняя, третья группа кооперативных потреби­тельских обществ.

Система потребительских обществ и их союзов в районах, округах, областях, краях, республиках и в масштабе страны об­разует потребительскую кооперацию. Именно она и только она является предметом дисциплины " История потребительской кооперации России".

Потребительская кооперация изучается под определенным, историческим углом зрения. Конечно, глав­ное внимание уделяется закономерностям ее возникновения, становления и развития; но в поле зрения находятся и такие случайные события, зигзаги в истории потребительской коопе­рации, которые имели для нее наиболее серьезные последствия. Данная учебная дисциплина суть общественная, гума­нитарная, потому что история кооперации вообще и потреби­тельской кооперации в частности представляет собой одну из областей обществознания.

Основными участниками потреби­тельских обществ являются простые люди труда — коопера­торы, которые в своем стремлении к самопомощи и взаимопо­мощи добровольно объединяются в потребительские общества, самостоятельно управляют ими, на основе общности своих ин­тересов совершенствуют их деятельность, пользуются их ус­лугами. Они, кооперированные потребители-товарищи, вдох­нули жизнь в свои потребительские общества, совместно ведут морально оправданную хозяйственную и нехозяйственную кооперативную работу, были и остаются подлинными творцами потребительской кооперации.

В курсе " История потребительской кооперации России" основное внимание уделяется тому особенному, что составляет отличительную черту отечественной потребительской коопе­рации. При этом прослеживается преимущественно ее эконо­мическая и организационная история.

Ядро курса составляют три темы, посвященные соответ­ственно трем историческим этапам потребительской коопера­ции страны:

на первом этапе (30-е годы XIX века - 1917 г.) потреби­тельские общества возникли и развивались в естественных для них условиях складывающегося внутреннего рынка, причем кооператоры учитывали как зарубежный опыт, так и самобыт­ные российские традиции;

на втором этапе (1917г. — конец 80-х годов XX века) пот­ребительская кооперация продолжала существовать, но фун­кционировала в условиях плановой (командной) экономики и была в значительной степени огосударствлена;

третий, современный этап (с начала 1990-х годов) харак­теризуется как этап возрождения кооперации в ходе нынешних рыночных, демократических реформ и ее возвращения к про­должению пути, прерванного в 1917 г. Однако это не " точный возврат", который в буквальном смысле невозможен, а возврат на качественно новой основе современного витка истории.

Кроме истории, кратко излагаются основы общей теории кооперации всех видов, составляющим элементом которой яв­ляется частная теория кооперации потребительской. В связи с этим рассматриваются и присущие кооперации понятия, на­пример, такие, как кооперативное движение, потребительское общество, кооперативные ценности и принципы, кооператив­ные выплаты и др. Раскрытие содержания подобных понятий, равно как и описание и объяснение исторических фактов, — одна из задач данного курса.

До середины 20-х годов прошлого столетия теория, исто­рия и практика кооперации как учебная дисциплина в нашей стране изучалась в университетах, институтах, техникумах и школах. Но очень скоро полезный опыт был отброшен. Только в середине 1950-х годов в учебных заведениях потребительской кооперации эта дисциплина вновь " обрела гражданство". Меж­ду тем во многих странах курс кооперации уже давно препода­ют в государственных и частных университетах и колледжах, во всех общеобразовательных школах. В последние годы в не­которых сельских школах России тоже начато изучение основ потребительской кооперации.

Как учебная дисциплина " История потребительской коо­перации России" призвана выполнять две важнейшие функ­ции — познавательную и прикладную.

Познавательная заключается в том, что в курсе даются систематизированные научные знания, объективные представ­ления об историческом прошлом потребительской кооперации нашей страны. А знание истории необходимо для того, чтобы не повторить ошибки прошлого и использовать положительный опыт кооператоров предыдущих поколений в настоящем и бу­дущем.

Прикладная функция состоит в том, что в курсе рассмат­риваются некоторые актуальные вопросы практики российской потребительской кооперации, стабилизации и роста ее эконо­мики, подчинения кооперативной хозяйственной деятельности выполнению социальной миссии — решению задач преодоле­ния бедности, создания новых рабочих мест и духовно-нравс­твенного оздоровления села. Таким образом, история " стыку­ется" с современностью.

В конечном счете, обе указанные функции нацелены на приобщение студентов к этическим ценностям кооперации, ориентированы на воспитание деятельного кооператора, зна­тока кооперативного дела, участника рыночных преобразова­ний в России.

Задача формирования современного специалиста для коо­перативных организаций имеет большое самостоятельное зна­чение. И в кооперативных учебных заведениях первым шагом на пути ее осуществления является изучение теории, истории и практики потребительской кооперации нашего Отечества.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.