Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ деятельности Банка России в 2011-2013 гг.






 

В процессе реализации денежно-кредитной политики Банка России

разрабатываются наиболее перспективные направления развития денежно-кредитной сферы страны и постоянно редактируются, исходя из сложившихся условий.

Центральный банк РФ считает главной целью единой государственной денежно-кредитной политики в 2011-2013 гг. удержание инфляции в границах 5-7 % в год. Это предусматривается проектом основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 г и на плановый период 2012 и 2013 гг. http: //www.cbr.ru/

В соответствии с прогнозом социально-экономического развития РФ на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 гг., одобренным 8 сентября 2010 г на заседании правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период, темпы инфляции составят в 2011 г до 6-7 %, в 2012 г - до 5-6 %, в 2013 г - 4, 5-5, 5 проц.

При выборе целей и инструментов денежно-кредитной политики Банк России рассмотрел три варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2011-2013 гг.

В рамках первого варианта Банк России предполагает снижение в 2011 г среднегодовой цены на российскую нефть на мировом рынке до 60 долл. за баррель. Прирост ВВП ожидается на уровне 3, 6 проц.

В качестве второго варианта рассматривается прогноз правительства РФ, положенный в основу проекта федерального бюджета. Предполагается, что в 2011 г цена на российскую нефть может составить 75 долл. за баррель. Прирост ВВП ожидается на уровне 4, 2 проц.

Третий вариант развития российской экономики предусматривает, что среднегодовая цена на нефть марки Urals в 2011 г повысится до 90 долл. за баррель. Прирост ВВП ожидается на уровне 4, 8 проц.

В 2012-2013 гг. увеличение ВВП в зависимости от варианта прогноза ожидается в диапазоне 3, 7-5 проц.

Политика валютного курса Банка России в 2011-2013 гг. будет направлена на удержание в приемлемых границах волатильности российской национальной валюты. При этом Банк России видит своей задачей последовательное сокращение прямого вмешательства в процессы курсообразования и подготовку субъектов экономики к работе в условиях плавающего валютного курса.

По мнению Банка России, повышающий вклад в формирование курсовых тенденций динамики потоков капитала, которые зависят от трудно прогнозируемого развития ситуации на мировых финансовых рынках и характеризуются высокой волатильностью, формирует значительную неопределенность в динамике курса рубля в среднесрочной перспективе.

Характеризуя использование системы инструментов денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе, Банк России отмечает, что одной из важнейших задач является создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики.

Банк России допускает вероятность сохранения избытка банковской ликвидности. В этих условиях будут востребованы инструменты абсорбирования ликвидности: операции по размещению облигаций Банка России, депозитные операции, а также операции на открытом рынке с государственными облигациями и другими ценными бумагами в соответствии с законодательством.

Под влиянием экономического кризиса текущее состояние банковской отрасли в России характеризуется процессами снижения качества активов, трудностями в формировании ресурсной базы. Происходящие качественные и количественные изменения в современном банковском бизнесе требуют повышенного внимания со стороны органов регулирования.

Мероприятия, проводимые Банком России, направлены на приближение банковского регулирования к общепринятым международным стандартам, однако процесс преобразования еще не завершен.

Надзор за деятельностью кредитных организаций осуществляется на всех стадиях её деятельности от регистрации и лицензирования до ликвидации кредитной организации. Соответственно для выявления недостатков, необходим анализ на всех этапах деятельности. Проанализируем первый этап Принятие решений о государственной регистрации кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности.

На основании данных диаграммы 1 следует, что в 2010 году сохранилась тенденция предыдущих лет к сокращению общего количества зарегистрированных кредитных организаций. За рассматриваемый период общее количество зарегистрированных кредитных организаций сократилось с 1345 до 1178. Сократилось и количество действующих кредитных организаций с 1189 в 2008 году до 1108 в 2009. Также сокращение наблюдается и на 01.01.2010 до 1058. Таким образом, за рассматриваемый период в 3 года наблюдается снижение, на что в большей мере повлиял мировой финансовый кризис, наблюдавшийся как раз в рассматриваемый период. Однако, уменьшение числа зарегистрированных и действующих кредитных организаций не говорит об ослаблении банковской системы. Напротив, слабые кредитные организации не выдерживают воздействие кризиса и таким образом, происходит своеобразное оздоровление банковской системы, вытеснение из неё посредствам кризиса не стабильных, не конкурентоспособных и финансово не устойчивых кредитных организаций. А дальнейшее пруденциальное регулирование должно ориентироваться именно на оставшиеся кредитные организации, т.е. которые оказались более финансово устойчивыми.

Диаграмма 1 www.cbr.ru.

Количество действующих кредитных организаций, имеющих генеральную лицензию на осуществление банковских операций, в 2009 году в сравнении с предыдущим годом также сократилось - c 298 до 291. Однако если сравнивать предыдущие года, а именно 2008 год с 2007 произошло небольшое увеличение количества кредитных организаций, имеющих генеральную лицензию.

За 2009 год было зарегистрировано 13 вновь созданных кредитных организаций, в том числе 8 банков и 5 небанковских кредитных организаций, против 12 кредитных организаций за 2008 год (8 банков и 4 небанковские кредитные организации).

В 2009 году продолжался процесс реорганизации кредитных организаций - 12 кредитных организаций были присоединены к другим кредитным организациям.

2009 год характеризовался увеличением участия иностранного капитала в российской банковской системе. Количество кредитных организаций со 100 % иностранным участием в уставном капитале увеличилось с 77 до 82, также увеличилось и количество кредитных организаций с долей участия нерезидентов более 50% выросло с 76 до 82 (в 2008 году - с 65 до 86).

В 2009 году незначительно уменьшилось число филиалов действующих кредитных организаций - на 1.01.2010 их количество составило 3183 против 3470 на 1.01.2009, а за 2008 год напротив наблюдается увеличение с 3455 до 3 470.

В 2009 году сохранилась тенденция к увеличению количества внутренних структурных подразделений кредитных организаций, таких как дополнительные офисы, операционные офисы и передвижные пункты кассовых операций.

Таким образом, наблюдается снижение числа зарегистрированных, действующих кредитных организаций, имеющих генеральную и валютную лицензию. Число ликвидированных кредитных организаций увеличилось за весь рассматриваемый период, несмотря на то, что Банк России в 2009 году разрешил реструктуризацию кредитов без последствий для резервирования и ослабил критерии для просроченной задолженности.

Как известно банковская деятельность характеризуется рискованностью, снизить которую, и призван пруденциальный надзор. На банки влияют различные виды рисков. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Кредитный риск включает в себя качество кредитного портфеля по уровню качества выданных ссуд, а также наличие задолженности, которое показывает качество обслуживания долга.

В отчетный период на постоянной основе проводилась работа по повышению качества инспекционной деятельности, эффективности и уровня предпроверочной подготовки, совершенствованию методической базы инспекционной деятельности, усилению контроля за качеством актов проверок.

В целях повышения качества проверок, оптимизации процесса проверок проводился текущий мониторинг хода и предварительного результата проверок, были разработаны технологические карты проверки кредитной организации по оценке качества ссудной задолженности юридических лиц, оценке кредитного риска по вексельной задолженности третьих лиц, оценке деятельности кредитной организации в области потребительского кредитования, проверки активных операций с ценными бумагами.

В 2009 году возросли роль и значение межрегиональных инспекций Главной инспекции кредитных организаций в планировании и организации инспекционной деятельности, повышении качества проверок кредитных организаций. Специалисты межрегиональных инспекций приняли непосредственное участие в 47 проверках, проанализировали около 900 актов проверок, проведенных территориальными учреждениями Банка России. По 199 актам проверок в адрес территориальных учреждений были направлены заключения по совершенствованию инспекционной деятельности. Таким образом, можно сделать сказать, что за рассматриваемый период в динамике всех показателей имеет место ухудшение по всем статьям, это обусловлено всемирным финансовым кризисом 2007-2008г. г. Повышенное внимание уделялось именно преодолению кризиса. Однако к началу 2009г. наблюдается рост стабильности и финансовой устойчивости, из чего можно сделать вывод о правильности принятия решений Банком России по преодолению кризисной ситуации. Дальнейшее регулирование должно быть направлено на финансово устойчивые банки.

Эффективность банковского надзора - сложная экономическая категория. Она характеризуется определенными критериями и показателями.

Обычно, когда рассматривают вопрос об эффективности управленческой деятельности, прежде всего имеют в виду адекватность достигнутых в процессе ее осуществления результатов намеченным целям, степень приближения результата к цели с одновременным учетом производственных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т. д.).

С учетом этого положения критерием эффективности банковского надзора будет соотношение достигнутого контролирующим органом результата к поставленной цели.

В широком смысле такой целью для банковского надзора будет обеспечение стабильности банковской системы. Методологической проблемой установления критериев по этой цели является определение " вклада" банковского надзора в уровень достижения цели. Но в принципе это возможно.

Понятие эффективности банковского надзора тесно связано с понятием его результативности, поскольку результативность является ее главным критерием.

От критерия результативности неотделим критерий действенности банковского надзора, который отражает то положительное влияние, которое банковский надзор оказывает на содержание деятельности проверяемого органа или лица, ее качество, умение контролирующего выправить положение: обеспечить своевременное и полное выполнение подконтрольным субъектом своих рекомендаций, указаний и предложений, а при необходимости добиться их выполнения, используя предоставленные законодательством полномочия.

Критерии эффективности банковского надзора - результативность, действенность, экономичность - позволяют судить о ней только в общей форме. Конкретно оценивать практические результаты банковского надзора помогают разработка и использование устойчивых, постоянных измерителей - показателей. Если критерии достижения цели надзора имеют общий характер, то для показателей характерно раскрытие внутреннего содержания надзорной работы, показ составных частей, из которых складывается полученный положительный результат, что и дает возможность оценивать качество надзора. Показатели играют двойную роль: с одной стороны, свидетельствуют об уровне работы контролирующего органа, являются основой оценки его работы, а с другой - выявляют и устраняют возникающие в подконтрольных субъектах нарушения. Показатели всегда должны содержать в себе количественную оценку проводимой контрольным органом работы.

Критерии эффективности банковского надзора обладают большей твердостью и устойчивостью, чем показатели. Таким образом, если критерии эффективности банковского надзора отличаются единством, общим характером, то для показателей эффективности характерны конкретность, множественность и разнообразие.

Показатели, отражающие степень воздействия банковского надзора на деятельность подконтрольного субъекта или лица, его влияние на содержание управленческой деятельности, ее стиль, могут быть подразделены на количественные и качественные. Те и другие характеризуют деятельность органов управления уже после проверки по тем или иным вопросам. При использовании таких показателей, как количество проведенных проверок, принятых по ним и реализованных решений, предполагается, что предложения надзорного органа основательны, а задачи проверок определены правильно. При установлении действенности банковского надзора этот критерий в сочетании с другими позволяет судить о силе воздействия надзора на качество управления.

Конечно, эффективность надзора не может измеряться только количеством проведенных проверок, охваченных контролем объектов, числом принятых по материалам проверок решений. Преувеличение роли количественных показателей может привести к увлечению контролеманией, формализму, при котором обилие проверок не сопровождается фактическим устранением недостатков и нарушений. Вместе с тем это не значит, что такой показатель надо совсем сбросить со счетов, поскольку он свидетельствует о систематичности надзора, загрузке надзорного органа, его активности и инициативе.

Правильная оценка результатов деятельности надзорных органов связана с выявлением и учетом таких показателей, которые характеризуют затраты, связанные с осуществлением надзора. Они включают число проверяющих и число работников проверяемого органа, которые готовят необходимые материалы, затраченное теми и другими время, полноту предоставленных сведений, общее число участников проверки и т. д.

Изучение подобных показателей позволяет устанавливать соразмерность произведенных затрат и реальных результатов надзора. В ряде случаев сопоставление затрат и достигнутых результатов показывает, что надзор проводился наспех или, наоборот, было затрачено много времени, привлечено значительное число людей, а результаты оказались ничтожными. Практика показывает, что при правильной организации затраты на банковский надзор обычно являются относительно небольшими.

Выявление и разработка показателей эффективности банковского надзора, их систематизация, установление взаимосвязи и взаимозависимости между различными показателями контроля и его результатами - непростая задача. Для ее решения необходима целенаправленная методическая работа.

При всей сложности выделения критериев эффективности банковского надзора в общей эффективности управленческой деятельности их определение все-таки возможно при использовании следующих методических подходов.

Во-первых, мы должны четко установить структуру эффективности банковского надзора. Она, по нашему мнению, состоит из двух частей: во-первых, это макроэффективность банковского надзора и, во-вторых, промежуточная эффективность деятельности органа государственного банковского надзора.

Макроэффективность - это сумма эффектов, полученных от проведения банковского надзора, которые можно классифицировать следующим образом:

социальный эффект;

экономический эффект.

Социальный эффект банковского надзора проявляется в том, что по его результатам применяются меры к лицам, допустившим нарушение банковского законодательства, включая их увольнение и привлечение к уголовной ответственности. В результате банковского надзора, таким образом, улучшается социальная структура коллективов, руководящие должности занимают более квалифицированные, ответственные люди.

Таким образом, в обществе в целом создается большое доверие к власти, поскольку оно (общество) видит действенность власти, а это является одной из основ социальной стабильности в государстве.

Экономический эффект достигается в результате улучшения деятельности кредитных организаций и банковской системы в целом.

Промежуточная эффективность деятельности органа государственного финансового контроля - это соотношение экономических результатов исполнения представлений и предписаний и затрат на содержание органа банковского надзора.

Количественная оценка макроэкономической эффективности банковского надзора может быть определена по следующей формуле:

Э эф. = (Э с. + Э э.) /З.

где Э эф. - экономическая эффективность; Э с. - денежное выражение социального эффекта; Э э. - денежное выражение экономического эффекта; З. - затраты на содержание органа банковского надзора.

Как видно из формулы, не все показатели и не всегда можно оценить количественно и в денежной форме, поэтому в практической деятельности наиболее приемлем упрощенный расчет экономической эффективности:

Э эф. = (Э б. + Э с.) /З.

где Э б. - средства, полученные в результате взыскания штрафов с кредитных организаций; Э с. - средства, полученные в результате улучшения деятельности объекта надзора.

Промежуточная эффективность деятельности органа банковского надзора рассчитывается по формуле:

Э эф. = Э б / З.

Для повышения эффективности банковского надзора необходимо, во-первых, повышать качество работы инспекторского состава, который должен выявлять максимально возможное количество нарушений, во-вторых, снижать себестоимость надзорной работы.

Следует отметить, что в этой работе могут быть и определенные ограничения, которые заключаются в следующем: объем выявленных нарушений может снижаться по мере повышения результативности надзора, а сокращение себестоимости надзорной работы ограничивается необходимым уровнем ее качества. В идеале банковский надзор должен привести к уменьшению нарушений, т. е. в перспективе он должен иметь характер профилактический, но это, конечно, в идеале.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.