Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гуманитарные науки






 

Науки о человеке стремятся понять и объяснить поведение людей в различных сферах деятельности. Некоторые ученые в этих областях используют те же методы и подходы (суть выявление причинно-следственных связей), которые используются в естественных науках. Другие считают, что нельзя понять действия и поведение человека, не поняв его мотивы. Приведенные ниже вопросы затрагивают существенные особенности научных исследований в гуманитарных областях, проблему " эксперимента", роль исследователя.

 

Определение наук о человеке

* Какие знания обычно включают в группу наук о человеке? Как соотносятся понятия гуманитарные науки и социальные науки?

* В какой степени на научный подход воздействует тот факт, что предметом исследования является поведение человека? Применимо ли вообще понятие научного метода к гуманитарным наукам?

 

Науки о человеке: методы приобретения знаний

* Существуют принципиальные различия наук о природе и наук о человеке? Есть ли различия в роли моделей и теорий, способах сбора данных, наблюдениях и экспериментировании, роли наблюдателя, использовании количественных методов6 точности предсказаний и т.д.?

* Какова роль различных инструментов познания в естественных и гуманитарных науках? Можно ли говорить, что язык, интуиция, эмпатия являются ключевыми составляющими познания в области наук о человеке? Отличаются ли методы построения рассуждений в науках и природе и о человеке?

* Насколько язык, используемый в вопросниках, анкетах влияет на получаемые результаты и их интерпретацию? Сопоставима ли степень точности результатов, получаемых в гуманитарных науках и в естественных науках? Как эти различия, если они есть, влияют на социальный статус и значимость этих областей знаний?

* С какими основными трудностями сталкиваются ученые при попытке объяснить поведение людей? Насколько точно можно предсказывать, если вообще это возможно, поведение людей?

* Дает ли использование наук о человеке больше возможностей понимать поведение людей по сравнению с литературой и поэзией? В чем можно усматривать сходства и различия этих двух видов знаний?

 

Науки о человеке и притязания на знание

* Насколько использование статистики, диаграмм, графиков и т.п. влияет на восприятие достоверности результатов гуманитарных исследований?

* Следует ли пытаться объяснять поведение людей не обращая внимание на их заявки о намерениях?

* Насколько различаются притязания на знание таких наук как археология (преимущественно исторических) от таких как психология (преимущественно экспериментальных)?

* Какой тип объяснений предлагают гуманитарные науки, и как он отличается от других областей знаний? В какой мере можно говорить о научных законах, моделях и предсказаниях в гуманитарных науках?

 

Гуманитарные науки и ценности

* Имеет ли смысл классифицировать и категоризировать человеческое поведение? Если да, то следует ли делать это в рамках одной культуры или можно говорить о подобной общечеловеческой классификации?

* В какой мере верования и интересы исследователя могут влиять на его выводы в исследованиях о поведении людей, о природе, в математических изысканиях?

* В какой степени социальные, политические, культурные и религиозные факторы могут влиять на решение о финансировании того или иного исследования в сфере наук о человеке? Имеют ли гуманитарные исследования ценность сами по себе, или же они всегда преследуют утилитарные цели?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.