Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Естественные науки






 

Влияние естественных наук на современную жизнь и их проникновение в повседневность огромно. Это сказывается на отношении как к природе, так и к науке вообще. Огромен и авторитет ученых. Вместе с тем, очень часто забывают о том, что наука имеет пределы своих возможностей, что современная наука ставит целый ряд ранее не известных этических проблем. Приведенные ниже вопросы затрагивают наиболее существенные и общие черты научного способа познания мира, роль эксперимента, возможности и ограниченность " научного метода".

 

Определение естественных наук

* Что означает слово " наука"? Одинаково ли его значение в разных языках? Какие дисциплины входят в понятие естественных наук?

* Следует ли под понятием науки подразумевать скорее метод исследования окружающего мира, чем сумму знаний о нем?

 

Естественные науки: методы получения знаний

* Что подразумевается под " научным методом"? Какова роль рассуждений в науке? Существует ли один универсальный метод, годный для всех естественных наук?

* Что такое эксперимент? Какова его роль и место в естественных науках? Возможен ли эксперимент в других науках?

* В чем сходство и отличие методов в науках о природе и науках о человеке? Насколько области их исследований перекрываются? Насколько справедливо утверждение, что гуманитарные науки менее " научны", так как их предмет исследований более сложен?

* Является ли научный метод принадлежностью Западной цивилизации или он универсален?

* Какова роль творчества в науке? Можно ли сравнивать создание гипотезы или разработку методики исследования с работой художника?

* Какая область знаний, если таковая есть, всегда будет ускользать от науки?

* Что может означать высказывание Пуанкаре, что " с помощью науки мы доказываем, а открытия совершаются благодаря интуиции"?

 

Естественные науки и притязания на знание

* Можно ли утверждать, что наука устанавливает причинно-следственные связи? Если да, то как она это делает?

* Что мог иметь в виду Пуанкаре, когда говорил, что " наука построена из фактов как дом из кирпичей: но накопление все большего количества фактов - столь же наука, как куча кирпичей - дом"?

* Чем различаются притязания на знания в таких естественных науках как эволюционная биология, палеонтология, геология и космология, которые являются преимущественно историческими науками, от таких как физика и химия, где главным является эксперимент?

* Какие типы объяснений явлений предлагают ученые - естественники, и как они отличаются от объяснений в других областях знаний? Чем различаются теории и мифы, как способы объяснения явлений?

* В какой степени можно овладеть всеми естественными науками, изучая лишь одну? Правомерно ли говорить, что биологию можно свести до химии, а ту, в свою очередь - до физики?

* Является ли естественнонаучное знание прогрессивно нарастающим? Как в этом отношении можно его сравнить с другими областями знаний? Возможно ли наступление " конца" естественных наук, когда все существенное в научном смысле будет выявлено и описано?

* Правомерно ли говорить, что наука изучает такие сущности и понятия, которые лежат вне повседневного обыденного опыта, например, электромагнитные поля, ядерные частицы, пространственно-временной континуум? В какой мере эти вещи реально существуют?

 

Естественные науки и ценности

* Насколько социальный контекст влияет на деятельность ученых?

* Следует ли общественности контролировать деятельность ученых? Если да, то как?

* Многое из того, что раньше считалось научно доказанным, впоследствии оказалось неверным. Можно утверждать, что многое, что сегодня кажется абсолютно доказанным также будет отвергнуто. Принимая это во внимание, может быть следует вообще прекратить тратить деньги на научные изыскания?

 

Естественные науки и технология

* Имеют ли научные исследования ценность сами по себе, или только как средство совершенствовать технологию? Есть ли такие естественные науки, которые могут последовательно развиваться без использования достижений технологии?

* Ответственны ли ученые за то, как их открытия используются? В какой степени правомерно утверждать, что развитие технологии определяет смену ценностных ориентиров? Есть ли какая - либо область научных знаний, которая неприемлема по этическим соображениям?

 

Естественные науки: метафора и реальность

* Если естественные науки определять как науки о природе, то что подразумевается под природой в данном случае? Изменится ли что-нибудь, если рассматривать природу как машину (например часовой механизм) или как организм? насколько полезны могут быть подобные метафоры?

* Служит ли научный язык преимущественно описанию или интерпретации природных явлений?

* Являются ли модели и теории создаваемые учеными аккуратным отражением реального мира, или же они просто удачные интерпретации, позволяющие объяснять, предсказывать и контролировать природные явления?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.