Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 13. Этносы, народности нации. Этнические общности в современном мире.






Понятие этноса. Критика биосоциальной природы этничности, этнос как социокультурная общность. Признаки этноса. Этнос как механизм сохранения традиций. Структурные уровни организации этноса. Этническое самосознание: идеология и поведение. Межэтнические отношения, межэтнические браки. Миграционные процессы. Проблема этнического предпринимательства. Межэтнические и межнациональные конфликты: природа и типология. Межнациональные конфликты на постсоветском пространстве. Народности и нации как этнополитические общности. Этносы в глобальном мире: причины сохранения и укрепления. Этнические общности в мире аномии. Информационная теория этноса.

 

Тема 14-15. Социальные институты как регуляторы жизнедеятельности общества. Религия как социальный институт.

Понятие социального института, основные элементы социального института. Возможно ли общество без институтов? Институты вокруг нас. Структура социальных институтов, их классификации. Функции институтов, понятие явных и латентных функций. Процесс институционализации. Важнейшие институты современного общества. Религия как феномен культуры и социальный институт. Предпосылки возникновения социологии религии, особенности социологического подхода. Формирование основ социологии религии в трудах Конта, Маркса, Дюркгейма, Вебера. Проблема происхождения религии: был ли безрелигиозный этап в истории человечества? Определения религии, их преимущества и недостатки. Основные типы религиозных организаций: церковь, секта, деноминация, культ, особенности их динамики. Основные функции религии, специфика функций религии в современном мире. Религия и экономика. Основные тенденции развития религий, понятия модернизации, секуляризации, экуменизма. Основные мировые религии.

 

Тема 16. Социальная обусловленность познания. Наука как социальный институт.

Феномен человеческого познания, несводимость знания к ощущениям, гносеологические парадоксы античности. Проблема до опытного (априорного) знания. Социальное объяснение человеческого знания и сознания. Детерминированность сознания исторической эпохой, основные проблемы и задачи социологии знания. Концепция Маркса о социально-экономической детерминации сознания. Взаимосвязь социологии религии и социологии знания в концепции Дюркгейма, интерпретация категорий как проявления социальной природы человека. Социология науки как частная область социологии знания. Современные представления о признаках науки и ее специфике. Проблема научного метода. Культурно-исторические условия формирования рационального мышления, роль протестантской этики в данном процессе (Вебер). Основные социальные функции науки как Социальная организация науки, роль сообществ ученых в развитии науки, теория научных парадигм Куна. Специфика социального познания и социальных наук, знание как элемент функционирования социальных систем.

 

Тема 17. Семья как социальный институт. Определение семьи и брака. Дискуссии о происхождении семьи и ее эволюции. Семья как малая группа и социальный институт. Типологии брака:, моногамия, полигамия (полигиния, полиандрия), причины их возникновения (основные концепции). Типология семьи: нуклеарная, расширенная (патриархальная), неполная. Понятие рода, его признаки. Экзогамность и эндогамность. Социальные функции семьи: экономическая, воспроизводства населения, социализации, статусная, релаксационная, регулирования сексуальных отношений. Типы лидерства в семье, формирование эгалитарной семьи. Семья школьника глазами социолога. Семья в современном обществе, тенденции развития современной семьи, основные дискуссии. Гендер как социологическая категория. Гендерные проблемы современного общества, гендерное неравенство, дискриминация, различие. Различные подходы к пониманию социального равенства полов. Российская семья на различных этапах истории российского государства.

 

Тема 18. Образование как институт.

Понятие образования, образование и социализация. Социально-экономические предпосылки возникновения образования как самостоятельного института. Историческая эволюция форм образования, массовое и элитарное образование. Экономические и социальные потребности эпохи Нового времени в формировании системы массового образования. Разработка классно-урочной системы Я.О. Коменским, идея всеобщего обучения. Явные и латентные социальные функции образования, функционалистские и конфликтологические подходы. Эволюция образования в России. Стратификационная роль образования в современном мире. Образование в постиндустриальном, информационном обществах. Тенденции современного образования, гуманизация и гуманитаризация. Глобализация образования: Болонский процесс, его возникновение, цели, результаты. Присоединении Российское к Болонскому процессу. Факультеты НИУ-ВШЭ в Болонском процессе.

 

Тема 19. Глобализация как неизбежный процесс современности. Понятие глобализация. Экономические, политические, технологические причины глобализации. Теоретические подходы к процессу глобализации. Экологическая катастрофа, демографический кризис, разрыв стран первого и третьего мира как последствия глобализации. Глобализация и ее влияние на социальные институты – семью, образование, религию. Модели мира: однополярный, много полярный или внеполярный мир?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.