Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Архитектура, живопись и скульптура в 9-12вв.






Архитектура. Мир Византии привнес на Русь новый строительный опыт и традиции. Русь восприняла сооружение церквей по образу крестово‒ купального храма греков. Языческая Русь не знала храмового строительства. После принятия христианства(988) по заказам государства, князей в городах начинается каменное строительство. Русь оставила нам величественные памятники древнего зодчества: Богородицу Десятинную (Десятинную церковь, построенную в честь принятия христианства), Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, Золотые ворота в Киеве, Владимире. Принципы строительства храмов (крестово-купольный стиль) были заимствованы из Византии. Храм являл собой как бы уменьшенное отображение мироустройства. Внимание к сводчатым аркам определилось традицией, связанной с грандиозным символом неба ‒ куполом. Все центральное пространство храма в плане образовывало крест. Особенность зодчества Киевской Руси проявлялась, с одной стороны, в следовании византийским традициям (вначале и мастера были преимущественно греки), с другой ‒ сразу наметился отход от византийских канонов, поиск самостоятельных путей в архитектуре. Так уже в первой каменной церкви ‒ Десятинной ‒ наметились такие не характерные для Византии черты, как многокупольность (до 25 куполов), пирамидальность ‒ это чисто русское наследие деревянного зодчества, перенесенное на каменное.

Живопись. С принятием христианства под влиянием Византии на Руси появились новые виды монументальной живописи - мозаика и фреска, а также станковая живопись - иконопись. Уникальными памятниками светской живописи являются росписи стен Софии Киевской, далекие по своему характеру от обычных церковных росписей. Здесь изображены сцены княжеской охоты, музыканты, скоморохи, фантастические звери и птицы. В XII в. в живописи культурных центров Руси все отчетливее проявляются местные особенности. Формируется новгородская школа монументальной живописи. Для нее было характерно стремление к упрощению художественных приемов, экспрессивной трактовке иконографических образов, что усиливало воздействие на чувства верующих (например, " Ангел Златые власы"). О постепенном становлении владимиро-суздалъской школы живописи свидетельствуют сохранившиеся от домонгольского периода фрагменты фресок Успенского и Дмитриевского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше, а также несколько икон (" Боголюбская Богоматерь" и " Дмитрий Солунский"). Распространение письменности привело к возникновению еще одного вида живописи - книжной миниатюры. Древнейшие русские миниатюры отличались ярким орнаментом и обилием золота, например Остромирово (1057) и Мстиславово евангелия (между 1103 и 1117 г.). Русская культура домонгольского периода по праву стояла в одном ряду с западно-европейской и активно с ней взаимодействовала. Интенсивный культурный подъем Русских земель, бурное развитие самобытных региональных культурных центров были прерваны нашествием монголо-татарских завоевателей.

Скульптура.

Большинство сохранившихся произведений — рельефы с аллегорическими композициями, растительным или геометрическим орнаментом. Они украшали фасады и интерьеры зданий, часто в качестве вставок.

Примеры ранних произведений — рельефы XI века из Михайловско- Златоверхого монастыря (Киев) с изображением всадников; шиферные плиты Софийского собора с геометрическими и растительными узорами. Тематические сцены и орнаменты того времени выражают своеобразное восприятие мира древним художником. В орнаментальных мотивах проявляется богатство фантазии, интерес к «узорочью», чувство декоративных возможностей пластики. Рельеф также получил большое распространение в произведениях прикладного искусства Киевской Руси. Богатство и содержание орнаментов свидетельствует о давних традициях. Особенно это заметно в ювелирном искусстве. Для развития русской скульптуры важно, что православная церковь по идеологическим соображениям сопротивлялась проникновению скульптуры в церковное искусство. Однако жанр вторгался туда — в виде рельефов, орнаментальных узоров, обрамлений иконостасов, окладов икон. О «богатстве народной фантазии и тонком понимании красоты пластики в ее синтезе с архитектурой свидетельствуют монументально-декоративные рельефы Владимиро-Суздальской земли, которые по богатству тематики и разнообразию композиционных мотивов не имели себе равных». Это проявляется в убранстве следующих храмов — Успенский собор (Владимир), Дмитриевский собор (Владимир), церковь Покрова на Нерли. Религиозные темы в их украшении перемежаются со светскими, современные мотивы с языческими, а профессиональная декоративная скульптура с народной резьбой. Также заслужено знамениты рельефы следующих церквей — Суздальский собор, Георгиевский собор (Юрьев-Польский). Стены храма в Юрьеве- Польском вообще покрывает целиком тончайший «ковер» резьбы, создавая ощущение праздничности и пышности.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.