Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и метод исторического исследования. Отечественная история в контексте мировой истории






СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ ИСТОРИИ

2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАННЯЯ ИСТОРИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

3. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. КИЕВСКАЯ РУСЬ

4. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО В X – НАЧАЛЕ XII в

5. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА. РОЛЬ ЦЕРКВИ В ЖИЗНИ ДРЕВНЕЙ РУСИ

6. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РУССКИХ КНЯЖЕСТВ

7. МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ИГО И ЕГО РОЛЬ В ИСТОРИИ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА

8. НЕМЕЦКО-ШВЕДСКАЯ АГРЕССИЯ В XII в

9. РУССКИЕ ЗЕМЛИ В XII–XIV вв

10. ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ. КУЛИКОВСКАЯ БИТВА И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

11. ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ДУХОВНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ. ПРИЧИНЫ ВОЗВЫШЕНИЯ МОСКВЫ

12. ЗАВЕРШЕНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ. ИВАН III И ВАСИЛИЙ III – СОБИРАТЕЛИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ (1462–1530)

13. КУЛЬТУРА РУСИ XIV–XV вв

14. ИВАН IV И ОСНОВНЫЕ ПРОВОДИМЫЕ ИМ РЕФОРМЫ

15. ОПРИЧНИНА И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА

16. РУССКАЯ КУЛЬТУРА В XVI в

17. ПРАВЛЕНИЕ ФЕДОРА ИОАННОВИЧА. ОБОСТРЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ В СТРАНЕ. БОРИС ГОДУНОВ

18. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА И. БОЛОТНИКОВА

19. БОРЬБА ЗА СОХРАНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В 1609–1612 гг. ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ЗЕМСКОЕ ОПОЛЧЕНИЕ

20. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII в. СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ. СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 г

21. ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ. ПАТРИАРХ НИКОН

22. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ С. РАЗИНА

23. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XVII в

24. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I И ИХ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

25. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I И ИХ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

26. ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ

27. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПЕТРА I

28. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПРЕЕМНИКОВ ПЕТРА I

29. ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ ЕКАТЕРИНЫ II

30. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в

31. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ПРИ ЕКАТЕРИНЕ II. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА 1773–1775 гг

32. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ПРИ ЕКАТЕРИНЕ II

33. КУЛЬТУРА РОССИИ В XVIII в

34. ЭКОНОМИКА РОССИИ В НАЧАЛЕ XIX в. НАЧАЛО ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА

35. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в. ПРОЕКТЫ ЛИБЕРАЛЬНЫХ РЕФОРМ М.М.СПЕРАНСКОГО

36. ПРИЧИНЫ, ХАРАКТЕР И ПЕРИОДЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 г

37. ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

38. ТЕОРИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ С.С. УВАРОВА. СЛАВЯНОФИЛЬСТВО И ЗАПАДНИЧЕСТВО

39. В.Г. БЕЛИНСКИЙ, А.И. ГЕРЦЕН, Н.П. ОГАРЕВ. ТЕОРИЯ ОБЩИННОГО СОЦИАЛИЗМА

40. ЦАРСТВОВАНИЕ НИКОЛАЯ I. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ

41. КУЛЬТУРА РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в

42. ПРЕДПОСЫЛКИ КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ 1861 г., ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА

43. БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. И ИХ ЗНАЧЕНИЕ

44. РАЗВИТИЕ РЕВОЛЮЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ В 70-80-е гг. XIX в

45. РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА В ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ

46. РОССИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА III. КОНТРРЕФОРМЫ 1890-х гг

47. КУЛЬТУРА РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX И XX вв

48. ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В НАЧАЛЕ XX в

49. РЕВОЛЮЦИЯ 1905–1907 гг., ПРИЧИНЫ, ЗАДАЧИ, ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ, ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

50. СТОЛЫПИНСКИЕ РЕФОРМЫ 1906–1911 гг

51. РОССИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ 1914–1918 гг

52. ФЕВРАЛЬСКАЯ БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. ДВОЕВЛАСТИЕ

53. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 г., ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ВЛАСТИ

54. ПРИЧИНЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ И ИНОСТРАННОЙ ВОЕННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ В РОССИИ 1918–1921 гг

55. ОСНОВНЫЕ ФРОНТЫ И ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ГРАЖсДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ 1918–1921 гг

56. ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В РОССИИ.СОЗДАНИЕ СССР

57. ВНУТРИПАРТИЙНАЯ БОРЬБА В РОССИИ В 1917–1920 гг

58. РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В ГОДЫ НЭПА

59. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЙ РОССИИ В 20-е гг. XX в

60. ЗАДАЧИ И ТРУДНОСТИ ФОРСИРОВАННОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ СТРАНЫ

61. КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ

62. КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ

63. СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ СТАЛИНА. МАССОВЫЕ РЕПРЕССИИ

64. ФОРМИРОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОГО СТИЛЯ РУКОВОДСТВА

65. ПЕРВЫЕ СОВЕТСКИЕ ПЯТИЛЕТКИ – ПЛАНЫ И НЕРЕАЛИЗОВАННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

66. БОРЬБА С ИНАКОМЫСЛИЕМ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СССР

67. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

68. НАЧАЛО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

69. КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ В ХОДЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

70. ОСВОБОЖДЕНИЕ НАРОДОВ ЕВРОПЫ ОТ ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ

71. СОЮЗНИКИ СССР. ОБРАЗОВАНИЕ АНТИГИТЛЕРОВСКОЙ КОАЛИЦИИ

72. ПАРТИЗАНСКАЯ И ПОДПОЛЬНАЯ БОРЬБА СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ В ТЫЛУ ВРАГА

73. ТЫЛ В ГОДЫ ВОЙНЫ, ПЕРЕВОД ЭКОНОМИКИ НА ВОЕННЫЕ РЕЛЬСЫ

74. ЦЕНА ПОБЕДЫ СОВЕТСКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

75. ИТОГИ И УРОКИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ И ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙН

76. ПОСЛЕВОЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

77. НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» И ГОНКИ ВООРУЖЕНИЙ. «ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС»

78. РАЗВЕРТЫВАНИЕ НОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В СТРАНЕ. СМЕРТЬ СТАЛИНА

79. КУРС НА ЛИКВИДАЦИЮ КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ СТАЛИНА. Н.С. ХРУЩЕВ

80. «ОТТЕПЕЛЬ»

81. КОСЫГИНСКИЕ РЕФОРМЫ 60-х гг

82. ЗАСТОЙНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В СССР, ИХ СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ (1970–1985 гг.)

83. ПАДЕНИЕ АВТОРИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ПАРТИЙНОЙ ВЛАСТИ. ДИССИДЕНТСТВО. А.Д. САХАРОВ, А.И. СОЛЖЕНИЦЫН

84. НАЧАЛО ПЕРЕСТРОЙКИ В СССР. М.С. ГОРБАЧЕВ

85. ОБРАЗОВАНИЕ МНОГОПАРТИЙНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

86. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В ГОДЫ ПЕРЕСТРОЙКИ

87. СОБЫТИЯ АВГУСТА 1991. Б.Н. ЕЛЬЦИН. ОБРАЗОВАНИЕ СНГ

88. КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ в 90-е гг. XX в

89. РОССИЯ НА ПУТЯХ СУВЕРЕННОГО РАЗВИТИЯ В НАЧАЛЕ XXI в

90. РОССИЯ И МИР НА ПОРОГЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ. МЕСТО РОССИИ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ

 

ПРЕДМЕТ И МЕТОД ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ ИСТОРИИ

История – это наука, которая изучает прошлое человека и человеческого общества во всем многообразии. История как способ самопознания страны, человека существовала с древних времен. Без знания прошлого нельзя понять настоящее и в какой-то мере предсказать будущее. Все наши сегодняшние проблемы, как правило, имеют корни в более отдаленных временах.

Исторические источники:

1) устные предания, легенды, в которых вымысел переплетается с реальными фактами;

2) письменные документы. Самые древние – глиняные таблички с клинописью, древнеегипетские иероглифы. К письменным источникам относятся также летописи, судебники, договоры, литературные и публицистические памятники и др.;

3) археологические находки;

4) архитектурные сооружения.

Один из главных принципов, нарушение которого при изучении истории может привести к ее искажению, – историзм. Это означает, что создание научной концепции, догадки и предположения должны быть исторически выверенными и исторически обусловленными.

Первоначально предметом истории являлись прославленные герои, правители государств, история царских династий и войн. По мере обогащения исторических знаний изменялись и представления о задачах и предмете науки. История, формируясь как наука, стремится всесторонне отражать прошлое. В процессе изучения прошлого для воссоздания полной его картины историки изучают не только события и факты, но и архивные документы, предметы обихода, природную среду и даже разговорную речь. История, которую мы сейчас изучаем, является историей людей и идей. Жизнь и развитие идеологии неотделимы от истории человечества.

Анализируя исторические события, историческая наука использует следующие методы:

1) сравнительно-исторический. Этот метод позволяет выявить общее и особенное в исторических явлениях, а также установить их закономерность, типичность, тенденцию развития;

2) статистико-математический, который позволяет рассматривать человеческое общество как единую сложную систему взаимосвязей;

3) структурно-системный, который позволяет устанавливать взаимосвязь социально-экономических, культурных и других явлений общественной жизни;

4) ретроспективный. Данный метод основан на творческом поиске ученого-исследователя, который в своем поиске идет от более поздних исторических материалов к более ранним, реконструирует прошлое с помощью археологических, лингвистических и других данных.

Историю нашего Отечества невозможно понять вне связи с мировыми историческими процессами, с развитием мирового сообщества. Историки рассматривают историю России во взаимосвязи с мировыми общественными процессами. Современная историческая наука, стремясь к многостороннему, объемному изображению исторических событий и процессов, не может достигнуть какой-то окончательной истины. Это связано с тем, что со временем появляются новые факты, открываются новые источники. Каждое новое поколение задает свои вопросы истории в поисках решения сегодняшних проблем.

История несет познавательную, интеллектуально-развивающую и мировоззренчески-воспитывающую функции. Она способствует нравственному развитию человеческой личности, формированию культуры, гражданственности, патриотизма и интернационализма, сохранению, упрочению общечеловеческих ценностей.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.