Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи Департамента стран Европы и Америки






  • развитие двустороннего экономического сотрудничества Российской Федерации со странами Европы, Америки и Европейским союзом в соответствии с приоритетами Внешнеэкономической стратегии Российской Федерации до 2020 года;
  • сотрудничество с Европейским союзом во внешнеэкономической сфере, включая реализацию Концепции формирования Общего экономического пространства России и ЕС, разработку/модернизацию договорно-правовой базы в вопросах внешнеэкономических связей с ЕС, подготовку экономического раздела нового базового соглашения Россия – ЕС, участие в подготовке саммитов Россия-ЕС, встреч: Правительство Российской Федерации - КЕС;
  • участие в подготовке предложений по установлению и развитию отношений с международными экономическими организациями, включая Совет государств Балтийского моря (СГБМ). Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР), Центрально-Европейское Соглашение о Свободной Торговле (ЦЕССТ) и Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС);
  • участие в реализации программ технического содействия со странами Европы;
  • разработка предложений по урегулированию долговых обязательств Российской Федерации во взаимоотношениях со странами Европы, а также разработка предложений по сбалансированию расчетов с ними;
  • наращивание торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества с США и Канадой, включая повышение эффективности деятельности Рабочей группы по развитию деловых связей и торгово-экономическим отношениям Российско-Американской Президентской комиссии, реализацию подписанных совместных меморандумов и планов действий с целью обеспечения равноправного, недискриминационного режима в двусторонней торговле на постоянной и безусловной основе;
  • развитие двустороннего внешнеэкономического сотрудничества Российской Федерации со странами Латинской Америки, включая реализацию межправительственных планов действий по стратегическому партнерству, программ торгово-экономического и научно-технического сотрудничества;
  • обеспечение выполнения и подготовка новых международных договоров и соглашений Российской Федерации со странами Европы и Америки по вопросам внешнеэкономических связей, проведение соответствующих переговоров и консультаций, наблюдение за выполнением обязательств, вытекающих из этих договоров и соглашений;
  • подготовка страновых планов действий, концепций, прогнозов, программ и предложений в области торгово-экономического сотрудничества со странами Европы и Америки;
  • анализ экономической ситуации, внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности и мер, регулирующих указанную деятельность в странах Европы и Америки, в целях использования их позитивного опыта в российских условиях;
  • защита экономических и торгово-политических интересов Российской Федерации в странах Европы и Америки;
  • содействие формированию благоприятных условий для активизации связей между регионами Российской Федерации и странами Европы и Америки;
  • содействие реализации проектов торгово-экономического, инвестиционного сотрудничества, сопровождение реализации совместных кооперационных проектов, в частности, в области инноваций и создания кластеров;
  • подготовка внешнеэкономической составляющей переговоров со странами Европы, ЕС и Америки, в том числе на высшем и высоком уровнях, а также материалов по вопросам экономического сотрудничества к визитам в Российскую Федерацию делегаций официальных и деловых кругов стран Европы и Америки;
  • руководство деятельностью торговых представительств Российской Федерации в странах Европы и Америки;
  • содействие совместно с торговыми представительствами Российской Федерации в странах Европы и Америки расширению и диверсификации российского экспорта товаров и услуг, обеспечение участников внешнеэкономической деятельности актуальной информацией в целях продвижения российских экспортных и инвестиционных проектов со странами Европы и Америки;
  • оказание совместно с торговыми представительствами Российской Федерации в странах Европы и Америки информационной поддержки и содействия российским участникам внешнеэкономической деятельности по вопросам защиты их экономических интересов на рынках стран Европы и Америки в случае введения или угрозы введения этими странами или ЕС тарифных и нетарифных ограничительных мер или других мер неторгового характера, а также по вопросам предотвращения открытия таких расследований;
  • содействие совместно с торговыми представительствами Российской Федерации в странах Европы и Америки российским участникам внешнеэкономической деятельности в урегулировании двусторонних, многосторонних, региональных торговых и инвестиционных споров в целях обеспечения недискриминационного и благоприятного доступа российских товаров и услуг на внешние рынки, а также оперативного выявления торговых и инвестиционных барьеров в странах Европы и Америки;
  • участие, в рамках своей компетенции, в подготовке проектов нормативных правовых актов по вопросам совершенствования системы торговых представительств Российской Федерации;
  • внесение предложений по оптимизации структуры и штатной численности сотрудников торговых представительств Российской Федерации в странах Европы и Америки, участие в определении критериев оценки их профессиональной пригодности, подборе кадров на конкурсной основе для работы в торговых представительствах Российской Федерации в странах Европы и Америки и обеспечении их стажировки;
  • рассмотрение вопросов целесообразности командирования представителей субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и организаций для их работы в составе торговых представительств Российской Федерации в странах Европы и Америки;
  • совместно с другими структурными подразделениями Министерства проведение комплексного анализа деятельности торговых представительств Российской Федерации в странах Европы и Америки и внесение предложений по совершенствованию их работы, в частности, подготовка заключений по ежегодным отчетам по оперативной деятельности торговых представительств Российской Федерации в странах Европы и Америки;
  • выработка позиции Российской Федерации по вопросам, рассматриваемым на сессиях межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству со странами Европы и Америки (МПК), координация деятельности российских частей МПК и их секретариатов, контроль за ходом реализации решений и рекомендаций МПК, координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и структурных подразделений Министерства по вопросам, связанным с деятельностью МПК;
  • привлечение представителей федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, российских организаций и предпринимательских структур к работе МПК;
  • подготовка и организация проведения сессий МПК, а также заседаний рабочих органов МПК, подготовка предложений по повышению эффективности их работы;
  • переориентирование деятельности МПК на реализацию конкретных проектов сотрудничества, их сопровождение в целях развития российской экономики;
  • внесение в установленном порядке предложений о создании, ликвидации и приостановлении деятельности, оптимизации структуры МПК, по кандидатурам председателей российских частей МПК, а также о формировании российских частей МПК и их секретариатов, включая межведомственные секретариаты с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений и ассоциаций российских деловых кругов;
  • участие в приеме иностранных делегаций, прибывающих в Российскую Федерацию, и внесение предложений о направлении делегаций Российской Федерации в страны Европы и ЕС;
  • взаимодействие с посольствами, представительствами по торгово-экономическим вопросам стран Европы, Америки и ЕС в Российской Федерации, министерствами, ведомствами, организациями и компаниями этих стран, а также с представительствами международных организаций в Российской Федерации и за рубежом;
  • подготовка инструктивно-методических и информационно-аналитических материалов по вопросам, находящимся в компетенции Департамента;
  • проведение работ по созданию в Министерстве информационных систем и баз данных, а также по распространению информации по вопросам внешнеэкономических отношений со странами Европы и Америки;
  • формирование заказа на проведение научно-исследовательскими организациями на конкурсной основе научно-исследовательских и прикладных экономических исследований по вопросам, находящимся в компетенции Департамента.

TSX Venture), специализирующийся на

операциях с ценными бумагами новых компаний. Исходя из потребностей компаний на ранних

этапах развития, на венчурном рынке TSX Venture организована Программа " компаний пулов

капитала", в рамках которой малые фирмы, нуждающиеся в капитале и экспертных знаниях,

выходят на команду опытных менеджеров, что представляет собой альтернативу процессу

первоначального публичного размещения акций фирмы. Эта программа позволяет людям,

имеющим большой опыт работы в бизнесе и на публичном рынке, создавать " компании пула

капиталов" (КПК), у которых нет активов, кроме небольшого " посевного" капитала, а затем

организовать их листинг на венчурном рынке TSX Venture, чтобы мобилизовать дополнительный

капитал. Затем такая компания ищет возможности инвестиций в растущий бизнес и использует

мобилизованные средства для приобретения этого бизнеса в результате так называемой

" квалификационной сделки". После этого акции компании продолжают торговаться на бирже как

акции фирмы обычного листинга.

В 1980-х и начале 1990-х годов объемы деятельности ВК в Канаде были относительно

небольшими. Взрывной рост этой индустрии произошел в период 1996-2001 годов, когда было

создано более 200 фондов ВК. Одной из характерных черт канадской индустрии ВК является ее

территориальная близость к США и то, что она, естественно, подвержена влиянию США. Если в

1996 году менее 5% инвестиций ВК в Канаде приходилось на иностранные источники, то в

2001 году этот показатель составил уже почти 30%132. Это дало значительные возможности

канадским фирмам ВК учиться опыту аналогичных фирм в США.

Хотя правительство Канады начало оказывать помощь в создании канадской индустрии ВК

еще на ранних этапах ее становления, его главные усилия были не вполне успешными. Основным

механизмом, с помощью которого правительство оказывало поддержку венчурному капиталу,

стали Спонсируемые работниками корпорации венчурного капитала (LSVCC)133 -

инвестиционные фонды с льготами по налогообложению, по организационной структуре

напоминающие фонды взаимных обязательств и имеющие право осуществлять инвестиции в

частные компании. Инвестировать в LSVCC могли только физические лица, которых привлекала

экономия средств на налоговых льготах, предложенных правительством. Главными целями

фондов LSVCC были создание как можно большего количества рабочих мест, обеспечение

ценности акций и содействие экономическому развитию. Эта программа была введена в действие

в 1984 году, и в течение более 10 лет по линии этой программы осуществлялся основной объем

деятельности канадского ВК. К 2005 году в стране насчитывалось 125 фондов, управляемых

LSVCC, на долю которых приходилась почти половина объема ВК в Канаде; у этих фондов были

низкая прибыльность и высокие административные расходы. За период с 1992 по 2002 год

издержки на эту программу превысили 3 млрд. долл. США134, и в основном ее считают неудачной.

Неудовлетворительные результаты работы LSVCC объясняются следующими факторами:

(1) распыление внимания инвестора ведет к недостаточному контролю за работой менеджеров

фонда, (2) жесткие ограничения на инвестиции приводят к тому, что инвестиции направляются в

компании относительно низкого качества, (3) увеличение количества портфельных компаний в

расчете на одного управляющего менеджера мешает обучению этих менеджеров. Кроме того,

выполнение этой программы привело к значительным косвенным издержкам, в частности, фонды

LSVCC конкурировали с частными фондами ВК и вытесняли их с рынка, поскольку, благодаря

своим налоговым льготам, могли предложить более благоприятные условия инвестиций. Этот

 

132 OECD (2003), Venture capital policy review: Canada.

133 Cumming (2007).

134 Cumming and MacIntosh (2004). 48 Сравнительный обзор

процесс вызывает удорожание сделок и соответственно снижает их прибыльность.

В 2004-2005 годах несколько провинций Канады начали более тщательно отслеживать работу

LSVCC и подняли вопрос о прекращении предоставляемых им налоговых льгот.

В 2001 году в политике Канады произошел сдвиг в направлении большего стимулирования

создания частных фондов ВК и поощрения институциональных инвестиций. В 2002 году были

созданы три " фонда фондов", которые стали важной частью инфраструктуры канадских рынков

прямых инвестиций. Кроме того, Федеральное правительство ввело новые правила создания

Квалифицированных партнерств с ограниченной ответственностью (Qualified Limited Partnerships

(QLP)), облегчающие использование таких партнерств при структурировании инвестиций ВК

освобожденными от уплаты налогов и иностранными инвесторами. По новым правилам,

нерезиденты, осуществляющие инвестиции через партнерства с канадскими менеджерами

инвестиций, не будут облагаться канадскими налогами.

На уровне провинций применяется ряд налоговых схем, поощряющих финансирование

молодых предприятий в соответствующих регионах. Налоговые льготы предоставляются

физическим лицам и корпорациям, приобретающим акции в зарегистрированных фондах ВК

провинциального уровня. Например, Программа прямых инвестиций провинции Британская

Колумбия предусматривает предоставление налоговых кредитов инвесторам-резидентам,

приобретающим акции в зарегистрированных корпорациях ВК. Величина налогового кредита как

для физических лиц, так и для корпораций составляет 30% от суммы инвестиций в корпорацию

ВК, в пределах установленного объема инвестиций и с учетом некоторых других ограничений на

величину скидок. Фактические размеры налоговых льгот зависят как от типов инвестиционных

инструментов, так и от региона.

Отделение венчурного капитала (BDC Venture Capital) в Банке развития бизнеса Канады

функционирует с 1975 года. Через него осуществляются инвестиции на суммы от 500 000 до

5 млн. долл. США как в частные, так и в публичные котируемые на бирже компании на всех

этапах развития. Отделение представлено в советах директоров финансируемых компаний и

оказывает им поддержку по вопросам менеджмента. К настоящему времени по линии венчурного

отделения оказана поддержка более чем 400 компаниям135. Существует также несколько

региональных фондов венчурных инвестиций, пользующихся поддержкой правительств

соответствующих провинций; главными целями таких фондов являются стимулирование развития

техники и технологии, повышение конкурентоспособности фирм, создание новых рабочих мест и

экономический рост. Они поддерживают " стартующие" компании, многие из которых относятся к

сектору высоких технологий и инвестиции в которые на первом этапе составляют от 250 000 до

2 500 000 долл. США. Помимо предоставления консультативных услуг и мониторинга эти фонды

помогают привлечь крупные суммы средств банков и других кредитных организаций.

В 1995 году внимание отделения венчурного капитала BDC Venture Capital сместилось в

направлении удовлетворения финансовых потребностей малых фирм путем стимулирования

финансирования, предоставляемого частным сектором. Организованная по линии этого отделения

Программа создания фондов " посевного" капитала и коммерциализации была направлена на

создание, совместно с партнерами из частного сектора, фондов " посевного" капитала для

финансирования предстартового этапа молодых компаний, разрабатывающих новые технологии

на территории Канады. До 2001 года было создано четыре фонда " посевного" капитала с общим

объемом капитала 112, 5 млн. долл. США. В рамках нового раунда этой инициативы отделение

BDC Venture Capital намерено инвестировать на создание " посевного" капитала и на цели

коммерциализации 100 млн. долл. США в пять новых независимых фондов ВК на территории

Канады. Размер каждого из этих фондов должен быть не менее 40 млн. долл. США, в том числе

 

135 Источник: BDC. https://www.bdc.ca/en/business_solutions/venture_capital/about_us/default.htm. Финансирование инновационного развития 49

инвестиции BDC Venture Capital составят 20 млн. долл. США. Предполагается, что эти фонды

будут финансировать в Канаде все начальные инвестиции, связанные с коммерциализацией

технологии.

BDC Venture Capital также предлагает венчурные займы – гибридный финансовый

инструмент, включающий в себя элементы как займа, так и ВК. Эти инструменты ориентированы

на фирмы, располагающие небольшим залоговым обеспечением или даже вообще не

располагающие таким обеспечением, и не желающие дробить структуру владения фирмой.

Выплаты по этим займам предусматривают процентные платежи и определенную долю потока

наличности компании.

Правительство Канады пыталось также увеличить количество " подготовленных для

инвестиций" небольших фирм и вывести их на потенциальных инвесторов из числа бизнес-

ангелов. В 1995 году был запущен План инвестиций в развитие общин Канады (CCIP),

представляющий собой семилетнюю программу действий, направленную на развитие в общинах

экспертизы по вопросам инвестиций. Через один из компонентов этой программы, основанный на

использовании Интернета, предпринимателей обучают профессионально структурировать и

представлять имеющиеся у них инвестиционные возможности и сводить подготовленные фирмы с

местными, региональными или национальными источники капитала. В рамках второго

компонента этой программы было выполнено 22 ориентированных на конкретные общины

проекта, направленных на улучшение доступа к капиталу для местных динамичных фирм.

В рамках каждого проекта на пятилетний период выделялось до 600 000 канадских долларов, и эти

проекты выступали в роли посредников между местными предприятиями и различными

источниками рискового капитала. Успех этих проектов объясняется наличием в стране

критической массы ориентированных на рост предпринимателей и частных инвесторов.

2. Соединенные Штаты Америки

Развитие индустрии венчурного капитала в США неотделимо от исторического контекста и

внешних условий для такого развития. Один из пионеров индустрии венчурного капитала США

Уильям Хэмбрехт указывает на три события, послужившие катализаторами выхода США на

позиции технологического лидерства и в значительной мере способствовавших энергичному

развитию индустрии ВК США: эмиграция из Европы выдающихся ученых и инженеров в 1930-е

годы; широкомасштабные государственные инвестиции в научные исследования и разработки во

время второй мировой войны и принятие Закона о ветеранах (G.I. Bill)136. В этом контексте

создание в 1946 году первой компании ВК " Америкэн рисерч энд дивелопмент" (АРД) стало

отражением растущего стремления к коммерциализации технологий, разработанных в

государственных научно-исследовательских учреждениях.

В равной степени важным для развития рассматриваемой индустрии было наличие

динамичного фондового рынка, представляющего возможности выгодного выхода из инвестиций

для компаний, поддерживаемых венчурным капиталом, на критически важных этапах их развития,

и тем самым стимулирующего новую мобилизацию ресурсов и инвестиции ВК. В частности,

успех компании АРД и ее выдающаяся роль в индустрии ВК в основном связана с ее инвестицией

в 1957 году 70 000 долл. США в компанию " Диджитал эквипмент корпорейшн", которая

генерировала в 1971 году доход в 355 млн. долл. США и повысила 25-летний уровень

рентабельности всего портфеля АРД с 7, 4% до 14, 7%137. Фондовый рынок НАСДАК

поддерживает индустрию ВК в США, обеспечивая примерное функционирование ее механизмов

выхода из инвестиций. За время, прошедшее после создания этой биржи в 1971 году, НАСДАК

 

136 Hambrecht (1984).

137 Hsu and Kenney (2005). 50 Сравнительный обзор

опередил все остальные рынки США по числу операций листинга первоначального публичного

размещения акций и стал, с большим отрывом, самым успешным вторичным рынком ценных

бумаг в странах ОЭСР. На пике деятельности НАСДАК в 1999 году на этой бирже в листинге

находилось почти 5000 фирм, а их рыночная капитализация превышала 50% ВВП138.

Наконец, успехи современного рынка ВК в Соединенных Штатах являются результатом

процесса обучения и распространения знаний, который продолжается уже более половины

столетия и который готовит все новые поколения инвестиционных менеджеров. Например,

основатели некоторых из наиболее известных американских фирм ВК учились венчурному

капитализму у одного их основателей компании АРД Джорджа Дориота в Гарвардской школе

бизнеса, или на опыте самой АРД139.

В этом контексте выдающихся достижений правительство США сыграло ключевую роль,

создавая стимулы и оказывая поддержку, а также внося изменения в законодательно-нормативную

базу на важнейших этапах развития рассматриваемой индустрии. Возможно, что

последовательность государственных инициатив не менее важна, чем их существо и результаты.

a) Конец 1950-х годов - Закон о малом бизнесе

Стимулом для правительственных программ, облегчающих финансирование новых

рисковых предприятий, послужили растущие опасения по поводу того, что США отстают с

развитием инноваций140. Начиная со средины 1950-х годов, с принятия Закона о малом бизнесе

1953 года, государство обращает особое внимание на финансовые потребности малого бизнеса.

Программа Инвестиционные компании малого бизнеса (ИКМБ) (Small Business Investment

Company - SBIC), принятая в 1958 году, была предназначена " …стимулировать и дополнять

потоки частного акционерного капитала и долгосрочных ресурсов, необходимых малым

предприятиям для нормального функционирования их бизнеса, а также для его роста, расширения

и модернизации, но не имеющихся в достаточном количестве"

141. В этом контексте были созданы

Инвестиционные компании малого бизнеса (ИКМБ), которые должны были облегчить новым

предприятиям доступ к ресурсам.

Компании ИКМБ – это частные корпорации, специально уполномоченные (имеющие

лицензии) предоставлять капитал предприятиям высокого риска. ИКМБ было разрешено

пополнять свой капитал за счет специальных ссуд Администрации малого бизнеса (АМБ),

пользовавшихся определенными налоговыми льготами. В обмен на эти ссуды АМБ

устанавливало ограничения на инвестиционные операции ИКМБ в отношении предприятий

высокого риска. За первые пять лет функционирования этой программы ИКМБ было выдано 692

лицензии, что обеспечило управление инвестициями ВК в объеме 464 млн. долл. США142. За

период с 1958 по 1969 год ИКМБ предоставили малым фирмам более 3 млрд. долл. США, что

 

138 OECD (2003). Venture capital policy review: United States.

139 Хсу и Кенни (Hsu and Kenney (2005)) описывают, как два выпускника этой школы, Артур Рок и Томас Дэвис,

создали один из самых первых фондов, организационно представляющих собой партнерство с ограниченной

ответственностью (" Дэвис энд Рок") (успешно ликвидированное в 1970 году, обеспечив 3 млн. долл. инвестиций на

вклад в сумме 100 долларов). Впоследствии Томас Дэвис основал фонд Мэйфилд. Артур Рок стал легендой

Силиконовой долины, и ему приписывают авторство термина " венчурный капитал". Уильям Элферс в 1965 году

оставил АРД и основал фирму " Грейлок".

140 Запуск Советским Союзом спутника в 1957 году явился одним из крупных событий, усиливших эти опасения.

141 Widicus, Jr. (1966).

142 В источнике Fenn, Liang, and Prowse (1995) содержится подробное описание истории индустрии частного

капитала в США. Финансирование инновационного развития 51

более чем в три раза превышает объем частного ВК, использованного за этот же период. Были

выявлены некоторые недостатки этой программы, а именно: (1) (непреднамеренное)

предоставление займов малым предприятиям с положительными потоками денежных средств,

(2) привлечение индивидуальных, а не институциональных капиталов, особенно через ИКМБ,

котируемые на бирже, и (3) неспособность привлекать инвестиционных менеджеров высокого

профессионального калибра, обладающих навыками работы с инвестициями. К 1977 году число

ИКМБ сократилось до 276. Несмотря на отмеченные недостатки, ИКМБ предоставили динамично

растущим компаниям рекордно высокие объемы капитала и послужили трамплином для создания

солидной индустрии ВК.

В 1994 году программа ИКМБ была существенно модифицирована, чтобы устранить ее

выявленные недостатки. Был разработан новый метод мобилизации ресурсов этими

корпорациями – путем выпуска участвующих привилегированных акций (Participating Preferred

Securities), по которым предусмотрена отсрочка выплаты части причитающихся федеральному

правительству процентных платежей в начальные годы существования фонда в обмен на участие

правительства в прибылях ИКМБ. Это новшество позволило решить присущую первоначальному

методу работы проблему несоответствия между имеющимися активами и потоками наличности

при осуществлении прямых инвестиций с использованием заемных средств. Теперь ИКМБ могли

инвестировать в относительно молодые малые предприятия, а правительство могло выполнять при

этом роль партнера с ограниченной ответственностью (a limited partner). В этом новом варианте

произошло возрождение программы ИКМБ и ее колоссальный рост. За период с 1994 по 1999 год

АМБ выдала лицензии 194 новым корпорациям ИКМБ с первоначальным частным капиталом в

объеме свыше 2, 7 млрд. долл. США – то есть было мобилизовано больше частного капитала, чем

за все предшествовавшие 36 лет существования этой программы! Что еще более важно, если в

период с 1994 по 2002 год на долю компаний ИКМБ приходилось лишь 8% общего объема

инвестированного ВК, то их доля в " посевном" финансировании в США за этот же отрезок

времени составила 65%, а объем " посевных" инвестиций составил 9, 3 млрд. долл. США143.

Другим ключевым законодательным актом этого периода был Раздел 1244 Налогового

кодекса США, разрешивший списывать 25 000 долл. США, инвестированных в новые или малые

предприятия, с суммы обычного дохода. Эта норма была направлена на поощрение

неформальных инвестиций физических лиц в частные предприятия. В настоящее время

предельная сумма списания по этому правилу составляет 50 000 долл. США (100 000 долл. США

при использовании совместных налоговых деклараций). Это правило применяется в отношении

инвестиций в корпорации малого бизнеса (а именно в фирмы с оплаченным акционерным

капиталом менее 1 млн. долл. США), у которых поступления из пассивных источников

(лицензионные вознаграждения, рента, дивиденды, процентные поступления и т.д.) не превышают

50% общей суммы поступлений.

b) Конец 1970-х годов – изменения регулятивной среды

В условиях энергично развивающейся индустрии и утверждения партнерств с ограниченной

ответственностью в качестве инструмента для мобилизации инвестиций, обеспечивающего

согласование интересов инвесторов и менеджеров, в конце 1970-х годов было принято несколько

ключевых законодательных актов, способствующих притоку институциональных ресурсов в

компании ВК. Во-первых, разъяснение Министерством труда США правила относительно

" разумно действующего человека", содержащегося в Законе о гарантированном пенсионном

доходе трудящихся (ЭРИСА) (the Employee Retirement Income Security Act’s (ERISA)), позволило

снять барьеры, препятствовавшие размещению средств пенсионных фондов в ВК или в ценные

бумаги малых или молодых компаний. Это разъяснение сначала вызвало оживление рынка новых

выпусков акций малых компаний, а впоследствии явилось сильным стимулом, побуждающим

 

143 SBA (2002). 52 Сравнительный обзор

пенсионные фонды размещать средства в ВК. Вторая законодательная норма связана с принятым

в 1980 году постановлением Министерства труда США, согласно которому партнерствам ВК

предоставлялось " убежище", выводящее их из сферы применения норм, касающихся активов

корпорации144. Наконец, в принятом в 1980 году Законе о стимулировании инвестиций малого

бизнеса было дано новое определение партнерств ВК как компаний, занимающихся развитием

предприятий, что выводит их из сферы применения Закона об инвестиционных советниках

(the Investment Advisers Act).

Кроме того, в соответствии с Законом о восстановлении экономики и налогообложении

1981 года были созданы материальные стимулы в виде опционов на акции (Incentive Stock Options

(ISO)) как инструмент согласования интересов работников предприятий и их акционеров.

Опционы на акции являются одним из основных элементов системы взаимоотношений между

предпринимателями и менеджерами ВК.

c) Начало 1980-х годов – поощрение развития инновационных предприятий

В связи с падением конкурентоспособности США в мировой экономике, в 1982 году была

принята программа " Инновационные исследования в малом бизнесе" (ИИМБ) (The Small Business

Innovation Research - SBIR), направленная на поощрение малых предприятий, занимающихся

технологическими инновациями. На эту программу приходится 60% ресурсов государственных

программ финансирования малого и среднего бизнеса в США. Финансирование по программе

ИИМБ получали такие известные компании, как " Эппл", " Компак" и " Интел".

В рамках программы ИИМБ компаниям (или индивидуальным предпринимателям,

составляющим компанию) в два этапа предоставляется до 850 000 долл. США на финансирование

ранних стадий научных исследований и конструкторских работ. Первый этап предусматривает

предоставление до 100 000 долл. США на срок до шести месяцев для выполнения технико-

экономического обоснования проекта. В случае позитивных результатов технико-экономического

обоснования компании могут подавать заявки на предоставление им финансирования второго

этапа в размере 750 000 долл. США на работу по проекту и разработку прототипа.

Продолжительность второго этапа может составлять до двух лет. Предполагается, что после

второго этапа участвующие в программе ИИМБ получатели фондов приступят к

коммерциализации своего продукта с использованием внешнего частного финансирования, часто

предоставляемого фондами ВК. Программой ИИМБ управляет Департамент технологий

Администрации малого бизнеса (АМБ). Финансирование и отбор проектов осуществляют

11 федеральных агентств. Каждое агентство выделяет 4% своих ресурсов малым инновационным

предприятиям. Общая сумма федеральных средств, выделенных в 2007 году на выполнение

программы ИИМБ и Программы трансферта технологий малого бизнеса (The Small Business

Technology Transfer Program – STTК) составила 2 315 млн. долл. США, из которых почти 55%

предоставило Министерство обороны.

Недавно выполненные оценки программы ИИМБ145 показывают, что выживаемость и темпы

роста фирм-получателей ресурсов по этой программе более высокие, чем фирм, не получавших

таких ресурсов. Помимо этого программа ИИМБ побуждает ученых заняться

 

144 В соответствии с нормами, касающимися активов корпорации, предусматривается, что менеджеры фонда

обязаны регистрироваться как инвестиционные советники, что им запрещается получать компенсацию, связанную с

результатами работы, и что на них распространяются правила в отношении «запрещенных сделок» (Fenn, Liang, and

Prowse, 1995).

145 Audretsch, 2003; Audretsch et al, 2002, Lerner, 1999. Wallsten (2000) не соглашается с этой оценкой, считая, что

частично положительные результаты финансирования по программе ИИМБ объясняются тем, что получателями

ресурсов являются относительно крупные фирмы; он также полагает, что финансирование по программе ИИМБ

вытесняет собственное финансирование НИОКР соответствующими фирмами. Финансирование инновационного развития 53

предпринимательской деятельностью и представляет собой основной источник финансирования

для предприятий, открываемых учеными. Большинство учредителей компаний, получающих

финансирование по линии ИИМБ, вышли из университетов. Если бы финансирования по

программе ИИМБ не было, то 20% учредителей фирм не смогли бы открыть свою фирму и 40% не

смогли бы продолжить работу открытой фирмы. Финансирование по программе ИИМБ оказывает

также важное стимулирующее влияние на других ученых соответствующих учебных заведений.

Одним из основных элементов, определяющих действенность и успех программы, является

децентрализация решений о предоставлении финансирования, которые принимают одиннадцать

федеральных агентств146.

Целью Программы трансферта технологий малого бизнеса (The Small Business Technology

Transfer Program – STTК), учрежденной в соответствии с Законом о трансферте технологий малого

бизнеса 1992 года и управляемой Администрацией малого бизнеса (АМБ), является

стимулирование партнерства между государственным и частным сектором в сфере научных

исследований в целях коммерциализации новых технологий. Пять федеральных агентств

резервируют часть своих ресурсов на НИОКР для предоставления малым фирмам грантов на

сумму до 100 000 долл. США для оценки возможности технической и коммерческой реализации

конструкторской идеи или технологии (ТЭО) и до 750 000 долл. США – на последующие

исследования и развитие проекта. Получатели грантов работают совместно с учеными и

исследователями в университетах и других научных учреждениях. Финансирование по линии этой

программы в 2007 году составило 131 млн. долл. США.

В 1988 году Национальный институт стандартов и технологий США организовал

Программу высоких технологий (Advanced Technology Programme - ATP), предусматривающую

оказание помощи в разработке находящихся на ранней стадии инновационных технологий

посредством финансирования НИОКР с высокой степенью риска, выполняемых государственно-

частными партнерствами. С 1990 года до сентября 2004 года в рамках программы АТР было

профинансировано 768 проектов на общую сумму 2, 27 млрд. долл. США, а суммы,

предоставленные на один проект, колебались от 434 000 до 31 млн. долл. США147. По проектам

этой программы было привлечено параллельное финансирование частного сектора на сумму

2, 1 млрд. долл. США. Из профинансированных 768 проектов 433 (56%) проекта получили малые

предприятия с единственным получателем средств, а 75 проектов (10%) - совместные

предприятия, в которых ведущую роль играли малые предприятия.

d) Программы на уровне штатов

Все больше штатов оказывают содействие программам венчурного капитала, относящимся к

одной из следующих пяти категорий: фонды, финансируемые и управляемые государством;

фонды, финансируемые государством, но управляемые частным сектором; налоговые скидки или

стимулы для отдельных лиц или бизнесов, осуществляющих инвестиции ВК; спонсируемые или

поддерживаемые государством сети бизнес-ангелов, и спонсируемые или поддерживаемые

государством ярмарки ВК148.

Самый первый управляемый штатом фонд ВК - Массачусетская корпорация

технологического развития (МКТП) – был создан в 1978 году с целью увеличения занятости на

высокотехнологичных предприятиях штата Массачусетс. Эта корпорация предоставляет капитал

 

146 Lerner (2002).

147 ATP. https://www.atp.nist.gov/eao/statistics.htm.

148 Barkley, Ferland et al. (2000). 54 Сравнительный обзор

для ранних этапов становления бизнеса, для коммерциализации технологии и для инвестиций

" мезонинного типа" – обычно в пределах от 250 000 до 500 000 долл. США. В каждой инвестиции

параллельно с финансированием МКТП привлекаются частные средства, суммы которых в

среднем в 4, 5 раза превышают суммы, инвестируемые штатом. В 1998 году в штате Калифорния

крупнейший в США государственный пенсионный фонд Система пенсионного обеспечения

государственных служащих Калифорнии (the California Public Employees’ Retirement System

(CalPERS)) создал программу " Новые венчурные предприятия Калифорнии" (The California

Emerging Ventures (CEV)). По своей структуре программа CEV представляет собой " фонд

фондов", и ее инвестиции в компании на ранних этапах развития составили свыше 2 млрд. долл.

США. Пенсионный фонд CalPERS управляет также Калифорнийской программой биотехнологии,

первоначальные инвестиции в которую составили 500 млн. долл. США. Другая действующая в

этом же штате программа – Партнерство технологических инвестиций Калифорнии -

предоставляет гранты размером до 250 000 долл. США технологическим компаниям, выигравшим

на конкурсной основе гранты федерального правительства США.

На уровне штатов существуют разнообразные налоговые стимулы для поощрения частных

инвестиций. Пожалуй, наиболее значительным из них является налоговый кредит,

предоставляемый страховым компаниям за инвестиции, внесенные в " сертифицированные

инвестиционные компании" (" certified capital companies" (CAPCOs)); такой кредит достигает

100-120% суммы произведенных инвестиций и распространяется на 10-летний период. Компании

CAPCO – это коммерческие предприятия, которые предоставляют венчурный капитал местным

отвечающим определенным критериям предприятиям с конечной целью создать новые рабочие

места. Первоначально эта программа была введена в 1983 году в штате Луизиана, а с конца 1990-х

годов получает все большее распространение и в других штатах. Представляется, что эта система

налогового кредита - наиболее значительный из применяемых в странах ОЭСР фискальных

стимулов, поощряющих венчурные инвестиции149.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.