Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели и задачи менеджмента.






Сущность и содержание менеджмента.

Менеджм – управление социально-эк-ми системами. Управление – процесс целенаправ­ленного воздействия для достижения поставленных целей. Менеджм и управление слова – синонимы. Менеджм – процесс планирования, организации, мотивации и контроля необходимых для постановки целей, а затем для их достиже­ния. Менедж – особый вид деятельности, превращающий неорганиз. толпу в эффектив­ную, целенаправленную и производственную группу. Менеджмент - управление в условиях рынка, рыночной экономики означает: 1. Ориентация фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей. 2. Постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами; 3. хозяйственную самостоятель­ность, обеспечиваю­щую свободу принятия решений. 4. постоянную корректировку це­лей и про­грамм в зависимости от состояния рынка; 5. необходимость использова­ния

современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии решений. Термин " менеджмент" применя­ется лишь к управле­нию социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях.

Цели и задачи менеджмента.

Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходно­сти, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного про­цесса. Менеджмент призван создавать условия для успешного функционирова­ния фирмы исходя из того, что прибыль - не причина существования фирмы, а результат ее деятельности, который в конечном итоге определяется рынком. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию фирмы, поскольку только прибыль и ее накопление на предприятии в виде различ­ных резервных фондов позволяют ограничивать и преодолевать риски, связанные с реа­лизацией товаров на рынке. Постоянное наличие риска. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска. В задачу менеджмента входит: 1. обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией; 2. Стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления бо­лее высокой заработной платы; 3. постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координа­ция работы всех подразделений фирмы; 4. постоян­ный поиск и освоение новых рынков. К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также определение конкрет­ных целей развития фирмы, выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения; разработка стратегии развития фирмы. Выработка системы мероприятий для решения намечае­мых проблем на различные временные периоды. Задачи управления непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов - материальных, финансовых, трудовых и др. 2. Функции менеджмента в современной компании. ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА – особый вид деятельности, протекающий в управляющей системе и выполняемый особыми методами и способами. Процесс управления должен быть устойчивым, т.е. сохранять основные свойства при измене­нии внешней и внутренней среды. Функции разделяются на общие и частные.Общие функции управления не зависят от объекта управления и отра­жают сущность процес­сов управления. К ним относят: •прогнозирование •планирование •организация •координация •мотивация •контроль. Частные или конкретные функции отражают содержание процесса управления для различных объектов. Выделениефункций управления связано с разделением специализации труда. 3. Виды и уровни менеджмента в организационной структуре. В менеджм. существует 3 осн. уровня управления: •высший уровень управления (ген. директор, зам директора) •средний уровень (руководители подразделений, начальники цехов) •низовой уровень (старшиемастера, мастера). На высшем уровне управления решаются стратегические задачи, ориентированные на долгосроч­ный период. В их компетенцию входят такие вопросы как: •открытие новых филиалов •выпуск новых акций •выпуск новых товаров •открытие представи­тельств •выработка мис­сии. Менеджеры среднего звеназанимаются сбором информации и разработкой управленческих решений для руководителей высшего уровня. Они организуют работу руководству низового уровня, т.е. являются связующим звеном. На низовом уровне управления находятся руководи­тели, которые руководят непосредственно теми, кто производитматериальные блага или оказывает услуги. Наибольшее внимание уделяется контролю. 4. Современный международный менеджмент. Особенности развития российского менеджмента. Переход к рыночной экономике стал предпосылкой формирования российского менеджмента. Предпосылки возникновения: 1) развитие товарного производства, менеджмент как форма управления присуща товарному производству; 2) становление российского менеджмента зависит от уровня технического и технологического развития общества.Основные концепции российского менеджмента.1.Концепция копирования западной теории менеджмента.Эта концепция не учитывает особенностей российского менталитета. Для освоения теории надо будет лишь перевести западные учебники и монографии на русский язык. Затем использовать данные положения на практике, не меняя их. Реализация этой концепции достаточно проста, но может привести к необратимым последствиям в силу различий в экономические процессы разных стран.2.Концепция адаптации западной теории менеджмента. Характеризуется частичным учетом особенностей русской ментальности, предполагает не слепое копирование, а приспособление западной теории к современным российским условиям. Необходимо определить, какая из западных теорий будет использоваться, т.к. системы управления Японии, США, Западной Европы различаются между собой. Необходимо учитывать специфические особенности, условия функционирования экономики, уровень социально-экономического развития страны, ментальность жителей.Адаптированные теории, слабо учитывающие специфику российской действительности, не смогут дать российской экономике максимального положительного эффекта.3.Концепция создания российской теории менеджмента. Основывается на учете особенностей российской ментальности с использованием аспектов мирового опыта управления. При этом невозможно полное копирование западного и восточного опыта или полное отрицание достижений западной и восточной школы менеджмента. Российский менеджмент должен обладать своим характерным содержанием, формой и методами управления, которые должны соответствовать специфике российского менталитета и национальных особенностей.В последние годы наблюдается тенденция развития специальных видов менеджмента: муниципального менеджмента, риск-менеджмента, финансового менеджмента, инвестиционного менеджмента, инновационного менеджмента, антикризисного менеджмента и др.Становление самостоятельного вида специального менеджмента предполагает разработку специфических для данного вида деятельности особых приемов, методов и технологий управления.Отличительная черта: все специальные виды менеджмента носят прикладной характер, и их развитие опирается на обобщения практики управления в соответствующих специальных сферах.В последние годы большое внимание уделяется формированию культуры организации. Ее составляющими компонентами являются: правила, нормы, принципы, ценности, идеалы, история организации, символы, церемонии, ритуалы, формы наград и поощрений, размещение, здание, окружение. Культура организации является составляющим фактором успеха, эффективности деятельности и выживаемости организации в рыночных условиях. 5. История становления и развития менеджмента. Основные школы и направления. Как наука М. Появилась 100 лет назад, а в начале века Ф.Тейлор сформулировал и опубликовал принципы управления. Школы М.: 1) школа научного управления (рационалистическая школа) 1885-1920 - Тейлор, Гилберт, Гант. Основной прин­цип, глав­ная идея - рационализация труда в трудовом производстве плюс материаль­ная заинтересованность рабочих ведут к повышению производительно­сти труда; 2) административная (поведенческая) школа - 1920-50 г.г. - А.Файоль, Урвик. Основная идея - существуют “универсальные” принципы управления, применение которых гарантирует успех в любой организации; 3) школа человече­ских отношений (1930-50г.г.) Мэйо, Фоллетт, Маслоу - для эффективного достиже­ния целей организации необходимо и достаточно наладить межличностные отношения между работниками; 4) поведенческая школа (1950-настоящее время), представители - Арджирис, Лайкерт, Мак-Грегор, Блейк - “эффективность достиже­ния целей организации требует максималь­ного использования человече­ского потенциала на основе данных психоло­гии и социологии; 5) количественная школа (1950-настоящее время) - оптимальные управленческие решения ищутся с помощью компьютеров на основе использова­ния математических моделей ситуации. Так сформировалась современная наука, примене­ние принципов которой на практике приносят повыше­ние эффективности производ­ства. Символический ключ М. “цель человека - эффектив­ность”. Золотое правило М.: “эф­фективный М., обеспечивающий выживание и успех в условиях рыночной конкуренции, требует ориентации на человека: во внешней среде - на потребителя, во внутренней - на персонал”. В науке современного М. Выделяются следующие черты: 1) системный подход к управлению; 2) ситуационный принцип управления; 3) определяющая роль организацион­ной культуры; 4) механизация и автоматизация управленческих процес­сов; 5) демократизация управления; 6) интернационализация М. 6. Вопросы применения системного, ситуационного и оперативного подхода в менеджменте.Системный. Теория систем создана Берталанфи в 1930-е гг. XX в. Она связана с анализом, проектированием и функционированием самостоятельных подразделений.Организационные системы подразделяют на закрытые и открытые.Закрытая организационная система – система, не имеющая связи со своей внешней средой, она не обменивается с внешней средой продуктами, услугами, товарами.Открытая организационная система имеет связи с внешней средой.Любая организация является открытой системой, поскольку взаимодействует с внешней средой. Она получает из окружающей среды ресурсы в виде информации, людей, капитала, сырья, энергии, оборудования, которые становятся элементами ее внутренней среды.Часть ресурсов преобразуется в продукты и услуги, которые затем передаются во внешнюю среду.Любая организация функционирует внутри более крупной системы: внешнеполитической, экономической, социальной и технической среды, в которой она постоянно вступает в сложные взаимодействия. Она включает в себя подсистемы, которые тоже взаимосвязаны и взаимодействуют.Нарушение функционирования в одной части системы приводит к трудностям в других ее частях.Основные понятия и характеристики общей теории систем.1. Границы системы – это различные материальные и нематериальные ограничители, отделяющие систему от внешней среды. Каждая система является частью большей системы, которая называется надсистемой. В свою очередь каждая система состоит из двух или более подсистем.2. Элементы. Любая система независимо от открытости определяется через ее состав. Компоненты и связи между ними определяют свойства системы.3. Вход – преобразование – выход. Организационная система в динамике представляется в качестве трех процессов. При системном подходе сначала исследуются параметры «выхода», т. е. что необходимо производить, с какими показателями качества, с какими затратами, кто будет являться покупателем, в какие сроки реализовывать и по какой цене. На «выходе» в итоге должна быть конкурентоспособная продукция либо услуги. После этого определяются параметры «входа», т. е. анализируется потребность в ресурсах, которая определяется после детального изучения организационно-технического уровня рассматриваемой системы (уровня техники, технологии, особенности организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (социальной, экономической, геополитической, экологической). И исследование характеристик «процесса», преобразующего ресурсы в готовую продукцию. На этом этапе рассматривается производственная технология либо технология управления и пути ее совершенствования.4. Синергия (в переводе с греческого – «вместе действующий»). Это понятие употребляется для описания явлений, при которых целое всегда больше или меньше, чем сумма частей, составляющих это целое.5. Системообразующий элемент, от которого в решающей степени зависит функционирование всех остальных элементов и жизнеспособность системы в целом.6. Цикл жизни: возникновение, становление, функционирование, кризис, крах. Ситуационный. Основоположником ситуационного подхода является Фидлер. Он считал, что поскольку руководитель изменить себя и свой стиль управления не способен, следовательно, его нужно помещать в те условия, где он сможет лучшим образом себя проявить.В условиях, когда задачи управления четко сформулированы, то должностные полномочия значительны, и отношения с подчиненными становятся благоприятными. Если условия менее благоприятны, руководителю, по мнению Фидлера, лучше использовать инструментальный стиль.Инструментальный стиль руководства направлен на поддержание человеческих отношений и подходит в умеренно благоприятных ситуациях, когда нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными. В такой ситуации использование данного стиля расширит возможности руководителя и сделает его более влиятельным.Вариант ситуационного подхода модель путь цель, созданная Митчелом и Хаусом.Особенность модели: руководитель может побуждать подчиненных к достижению целей организации, воздействовать на пути достижения этих целей, следовательно, основная задача руководства состоит в том, чтобы объяснить, какие блага получат подчиненные, если будут хорошо работать.Еще одним примером ситуационного подхода является теория жизненного цикла, разработанная Херсли и Бланшаром. Она основывается на использовании руководителем односторонней коммуникации при объяснении того, что и как подчиненный обязан сделать и антропоцентрического поведения (в каком пределе руководитель использует двухсторонюю коммуникацию при оказании социо-эмоциональной поддержки).В соответствии с этим выделяют четыре основные стиля руководства.1.Приказывающий односторонняя коммуникация, основанная на указаниях сотрудникам, что и как им необходимо выполнять.2.Продающий стремится путем двухсторонней связи и социо-эмоциональной поддержки заставить подчиненных психологически закупать те решения, которые они должны сделать.3.Участвующий руководитель и подчиненные участвуют в процессе принятия решений через дву-сторонюю коммуникацию.4.Делегирующий руководитель делегирует свои полномочия, поскольку уровень подготовки подчиненных достаточно высокий.Врум и Иеттон выделяют пять стилей руководства.1.Руководитель сам принимает решения.2.Руководитель высказывает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решения.3.Руководитель обозначает проблему подчиненным, обобщает изложенные ими мнения и с их учетом принимает собственное решение.4.Руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему, и в результате вырабатывается общее мнение по данному вопросу.5.Руководитель постоянно сотрудничает с группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее независимо от того, кто его автор.Основные критерии при выборе стиля руководства: вероятность того, что единоличное решение руководителя получит поддержку; структурированность проблемы; наличие информации и опыта у подчиненных; уровень требований, предъявляемых к решению; причастность подчиненных к делам организации; заинтересованность исполнителей; вероятность возникновения конфликтов в результате принятия решений. Оперативное планирование материальных потоков одна из главных областей менеджмента. Наиболее популярные системы: MRP (Manufacturing Resource Planning); система MAP (Material Availability Planning), созданные в США, системы канбан (kanban) и точно в срок (just-in-time), созданные в Японии.Основная задача системы MRP снижение издержек производства за счет уменьшения запасов и сокращения сроков изготовления продукции.Фактор успеха этой системы детальное исследование рынка. Эта система допускает большие размеры запасов, которые планируются в среднем из расчета обеспечения производства в течение 3 месяцев.Особенность системы: MRP не обеспечивает учета множества требований, поступающих извне, следовательно, не позволяет действительно объективно определить оптимальные размеры партий готовой продукции.Процесс определения размеров партий и продуктовой структуры выпуска продукции приобретает динамичный характер и происходит под воздействием оценки величины затрат на материальные ресурсы, поступающие из внешних источников. При этом принимаются во внимание сроки поставок материальных ресурсов и воздействие множества факторов.Основная идея системы канбан: производить и поставлять продукцию именно тогда, когда она должна быть поставлена потребителю, производить детали непосредственно для подачи на сборку и поставлять сырье именно в тот момент, когда оно необходимо для изготовления деталей.Правило! системы канбан: межоперационная поставка только доброкачественных бездефектных деталей и полуфабрикатов.Особенность применения: эта система может эффективно использоваться только при условии относительной стабилизации производственной деятельности, а также рационализации производства.Канбан является стимулятором спроса или вытягивающей системой планирования, в отличие от Отличительные особенности систем: если при системах MRP и MAP планирование потребности в материалах на каждом этапе производства осуществляется от первого до последнего этапа, то при канбан имеет место обратный порядок.Система MRP не требует реорганизации производства, она принимает его таким, какое оно есть (по срокам изготовления запасов, размерам партий, процентам брака), тогда как система канбан направлена на совершенствование производства.Канбан уделяет много внимания использованию творческого потенциала работников в рамках кружков качества, стимулирует рационализаторские предложения и образование самоуправляемых бригад.Особенности системы точно в срок.1.Сырье и комплектующие поставляются небольшими партиями непосредственно в нужные точки производственного процесса.2.Готовая продукция отгружается по мере завершения производства.Основная задача: вырабатывать и поставлять продукцию точно в заданный срок. В связи с этим необходимым условием обеспечения производства и поставки продукции точно в срок является внедрение системы канбан. При этом канбан является информационной системой по отношению к системе точно в срок, позволяющей оперативно регулировать выпуск требуемого количества продукции.Средства для реализации системы точно в срок: сокращение запасов и расстояний, которые получают путем уменьшения размера партии деталей и уменьшения резервных запасов. 7. Современные концепции менеджмента. Проблемы менеджмента XXI в. В истории менеджмента выделяют четыре важнейшие концепции управления, которые внесли существенный вклад в развитие его современной теории и практики: научное; административное; с позиций психологии и человеческих отношений; с позиций науки о поведении.Концепция научного управления получила развитие в США с начала XX в. Ее основоположником стал американский инженер Фредерик Тейлор (1856—1915), книгу которого «Принципы научного управления» (1911) считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования.Тейлор разработал систему научной организации труда, построенную на пяти основных принципах.Научный отбор рабочих. Эффективное производство требует подбора по каждому виду работ соответствующего рабочего, который имеет для этого особые способности. Для проверки способностей разрабатываются тесты.Научное изучение труда и обучение рабочих. Научное изучение затрат времени, движений, усилий должно развиваться, чтобы возможно было тренировать и обучать рабочего для достижения максимальной эффективности производства.Специализация работы. Производство должно быть разделено на составные части, и все рабочие становятся специалистами по своим видам работ.Важность побудительных мотивов (заработной платы).Справедливое распределение ответственности между рабочими и управляющими.Крупнейшими последователями Фредерика Тейлора были его соотечественники Френк Гилберт (1868-1925 гг.) и Лилиан Гилберт (1878-1972 гг.). Их работы акцентировали внимание на том, что сегодня известно, как человеческий ресурс управления.Концепция административного управления направлена на разработку общих проблем и принципов управления организацией в целом. У истоков классической теории управления стоял француз Анри Файоль (1841-1925), считающийся «отцом научного менеджмента». Глубоко осмыслив закономерности функционирования организации, А.Файоль сформулировал знаменитых 14 принципов административного управления, которые сохраняют, свое значение и по сей день. Вот как они звучат в его интерпретации: разделение труда; власть и ответственность; дисциплина; единоначалие; единство руководства; подчинение частных интересов общим; вознаграждение; степень централизации; иерархия руководителей; порядок; справедливость; постоянство состава персонала; инициатива; единение персонала; Последователем идей Анри Файоля стал инженер-механик Г. Эмерсон, вершиной исследований которого явились сформулированные им 12 принципов производительности.Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений впервые определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Исследования, проведенные американским психологом Абрахамом Маслоу (1908-1970 гг.), показали, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, как считали сторонники научного управления, а различные потребности, которые не всегда могут быть удовлетворены деньгами. Речь шла о том, что производительность труда рабочих могла повышаться не столько в связи с увеличением заработной платы, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, повышения удовлетворенности своим трудом и климатом в коллективе. Концепция управления с позиций науки о поведении - теория, получившая развитие в 60-е годы. Ее основное кредо - повышение эффективности деятельности организации в результате активизации ее человеческих ресурсов. Она включает исследование различных аспектов социального воздействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменений содержания работы и качества трудовой жизни. Основная цель концепции - оказать помощь работнику в осознании своих возможностей путем применения положений поведенческих наук к построению организации и управлением ею. 8. Характеристика организации как системы. Характеристики организаций делят на 2 группы: •в зависимости от внешней среды, окружающей организацию •уникальность внутренней среды организации. ВНЕШ­НЯЯ среда организации – все то, что окружаеторганизацию в обществе экономики и природы. Факторов внешней среды множество, но они делятся на 2 группы: 1) Факторы косвенного действия (политика, состояние экономики, НТП, крупные междунар. события, общество и т.д.) 2) Факторы прямого действия (потребители, конкуренты, поставщики, законы, банки и др.).Характеристики факторов внешней среды: •взаимозависимость •сложность •динамичность (быстротеч­ность) •неопределенность. ВНУТРЕННЯЯ среда организации представ­ляет собой совокуп­ность людей (персонала), средств, интересов, объединенных для дос­тижения поставлен­ных целей. Она характеризуется следующими элементами: 1) ресурс 2) миссии и цели 3) организационная структура 4) технология 5) персонал 6) организационная культура. Ресурс организации – ценности, средства и люди, которыми располагает организация для достижения цели. различают следующие виды: •информационные •интеллектуальные •материальные •производственные •технологические •финансовые •людские •энергетические. 9. Внутренняя и внешняя среда организации.

Все организации являются открытыми системами. Они практически все испытывают влияние внешней среды. Менеджер должен держать в центре внимания внутренние переменные организации и оценивать состояние внешней среды.

К основным внутренним переменным организации относят цели, структуру, задачи, технологию и людей.

Цель – это результат, который стремится достигнуть организация (или человек). В процессе управления руководитель разрабатывает цели организации и сообщает о них исполнителям. Цель – это мощный фактор. У каждой организации существует большое количество целей.

В качестве целей на предприятиях торговли могут возникать увеличение объема товарооборота, увеличение каналов сбыта продукции, увеличение доли на рынке и т. д.

Структура организации – это взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, позволяющие наиболее эффективно достигать целей организации. Структура основывается на делегировании полномочий. Работа закрепляется за теми работниками, которые могут лучше выполнить эту работу.

Задачи – это серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена установленным способом в заранее оговоренные сроки. Имеется предположение, что если все задачи организации будут выполняться определенным способом в установленные сроки, то деятельность организации будет успешной.

Люди – это кадры организации, которые создают его продукт, формируют культуру организации, ее внутренний климат. От них зависит то, чем по сути является организация. Организации всегда пытаются воспользоваться различными способностями своих сотрудников при решении вопроса, какую должность и какую работу будет выполнять конкретный работник. В этом и заключается использование выгоды от специализации.

На любое предприятие влияет также внешняя среда. Различают факторы прямого воздействия и косвенного воздействия внешней среды.

К факторам прямого воздействия относят: 1) закон; 2) поставщиков; 3) конкурентов; 4) потребителей; 5) профсоюзы.

К факторам косвенного воздействия относят: 1) состояние экономики; 2) научно-технический прогресс; 3) политику; 4) социально-культурный фактор; 5) международный фактор. Руководитель предприятия не в силах изменить внешнюю среду.

Следовательно, он должен изучать ее и приспосабливаться к ней. Он должен знать, что внешняя среда имеет следующие характеристики: 1) сложность, так как она характеризуется большим числом факторов, на которые организация должна в какой-то степени реагировать; 2) подвижность – скорость, с которой происходит изменение в окружающей организацию среде; 3) неопределенность, поскольку, если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной.

10. Цели в управлении организацией. Классификация целей. Установление целей и их ранжирование. Задача менеджмента как науки заключается в развитии теории управления. Практика менеджмента имеет связь с использованием теоретических положений в конкретной работе по управлению предприятиями и обобщением этой практики для развития теории.В менеджменте выделяют общие и специфические цели.Общие (стратегические цели) определяют концепцию развития организации в целом. Они направлены на длительную перспективу (прогнозирование, планирование деятельности предприятия).Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности предприятия.Менеджмент – синтетическая наука.В нем используются результаты многих научных исследований, в первую очередь экономической теории.Главной целью менеджмента является управление, ориентированное на успешную деятельность, присущее каждой организации и отдельно взятому человеку. Целью менеджмента является выживание организации, сохранение своего места на рынке в течение длительного времени. Если рассматривать менеджмент как науку, то в его задачи входят: разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающее устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива или же индивидуума путем выпуска конкурентоспособного товара.Основными задачами менеджмента являются: 1) организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей; 2) использование работников, обладающих высокой квалификацией; 3) стимулирование сотрудников организации путем создания для них комфортных условий труда и системы его оплаты; 4) определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения; 5) разработка стратегии развития организации и реализация; 6) определение целей развития организации; 7) выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей; 8) осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.Субъект менеджмента представляет собой человека или группу людей, осуществляющих управленческие воздействия в рамках организации и для реализации ее целей и задач.Объект менеджмента – все то, на что направлены управленческие воздействия субъекта менеджмента в рамках организации и для реализации ее целей и задач.Объекты менеджмента: 1) человеческие ресурсы организации; 2) поставщики ресурсов для организации; 3) конкуренты организации (реальные и потенциальные); 4) информационное обеспечение; 5) финансы организации (т. е. непосредственно финансово-денежные потоки) и управление ими. 11. Виды разрабатываемых стратегий. В зависимости от условия стратегических решений различают три вида стратегий: корпоративная; деловая; функциональная. Корпоративная, или портфельная, стратегия – это стратегия, которая характеризует общее направление роста предприятия, развития его производственно-сбытовой деятельности. Стратегические решения этого уровня наиболее сложны, так как касаются предприятия в целом. Именно на этом уровне определяется и согласовывается продуктовая стратегия предприятия. Одна из целей корпоративной стратегии – выбор хозяйственных подразделений предприятия, в которые следует направлять инвестиции. Корпоративная стратегия включает: распределение ресурсов между хозяйственными подразделениями на основе портфельного анализа; решения о диверсификации производства с целью снижения хозяйственного риска и получения эффекта синергии; изменение структуры предприятия; решения о слиянии, приобретении, вхождении в те или иные интеграционные структуры. Деловая стратегия (бизнес-стратегия) разрабатывается на уровне хозяйственного подразделения и направлена на обеспечение долгосрочных конкурентных преимуществ хозяйственного подразделения. Эта стратегия часто воплощается в бизнес-планах и показывает, как предприятие будет конкурировать на конкретном товарном рынке, кому именно и по каким ценам будет продавать продукцию, как будет ее рекламировать, как будет добиваться победы в конкурентной борьбе и т. д. Поэтому такую стратегию называют стратегией конкуренции. Для предприятий с одним видом деятельности корпоративная стратегия совпадает с деловой. Функциональные стратегии разрабатываются функциональными отделами и службами предприятия на основе корпоративной и деловой. Это стратегия маркетинга, финансовая, производственная и т. п. Цель функциональной стратегии – распределение ресурсов отдела, поиск эффективного поведения функционального подразделения в рамках общей стратегии. Для достижения успеха, стратегии всех уровней должны быть согласованы и тесно взаимодействовать друг с другом. 12. Планирование как функция менеджмента: цели, задачи и принципы. Перспективное, среднесрочное и текущее планирование. Виды планов.

Планирование — это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу.

Планирование является центральным звеном хозяйственного механизма управления и регулирования производства.

По срокам различают следующие виды планирования: перспективное, текущее и оперативно-производственное.

Перспективное планирование основывается на прогнозировании. С его помощью прогнозируются перспективная потребность в новых видах продукции, товарная и сбытовая стратегия предприятия, но различным рынкам сбыта и т. д. Перспективное планирование традиционно подразделяется на долгосрочное (10-15 лет) и среднесрочное (3-5 лет) планирование.

Долгосрочный план имеет программно-целевой характер. В нем формулируется экономическая стратегия деятельности предприятия на длительный период с учетом расширения границ действующих рынков сбыта и освоения новых. Число показателей в плане ограниченно. Цели и задачи перспективного долгосрочного плана конкретизируются в среднесрочном плане. Объектами среднесрочного планирования являются организационная структура, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых средствах, исследования и разработки, доля рынка и т. п. В настоящее время сроки исполнения (разработки) планов не имеют обязательного характера, и ряд предприятий разрабатывают долгосрочные планы сроком на 5 лет, среднесрочные — на 2-3 года.

Текущее (годовое) планирование разрабатывается в разрезе среднесрочного плана и уточняет его показатели. Структура и показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта и подразделяются на заводские, цеховые и бригадные.

Необходимость и сущность стратегического планирования. Процесс стратегического планирования.

Стратегическое планирование – это основа стратегического управления предприятием, установление направлений деятельности организации на определенные отрезки времени (чаще всего от года до 10 лет).В 70-90-х гг. ХХ в. многие организации выбрали путь децентрализации управления и внутрихозяйственного планирования. В ведении руководства компаний осталось планирование научно-технической (исследования, разработка новых поколений техники и базовых технологий) и финансовой политики (инвестиции, кредиты, выпуск акций, покупка и продажа имущества и ценных бумаг в значительных размерах).Стратегическое планирование на макроуровне занимается прогнозированием структурных сдвигов и основных пропорций в экономике страны в целом или крупного ее региона.Стратегическое планирование на микроуровне – разработка научно-технического уровня производства и конкурентоспособности фирмы в целом, оценка инвестиций, их окупаемости, прибыли и ее распределения, а также оценка процесса производства конкретных товаров от закупки сырья до сбыта готовых продуктов и услуг.Основная цель планирования – согласование различных направлений развития фирмы в заранее установленные отрезки времени.Выполнение плана – средство эффективной организации работы организации. План должен корректироваться с учетом ситуации на рынке. Эффективность работы подразделений оценивается не по процентам выполнения или тем более перевыполнения планов, а по выполнению графиков поставок, качеству продукции (число дефектов на 100 изделий), использованию производственной мощности, уровню и динамике издержек производства и прибыли (по внутрифирменным расчетным ценам на детали, полуфабрикаты, услуги и т. д.).Состав стратегического плана: 1) долгосрочный прогноз на 6-15 лет (обоснованное вероятностное предположение об изменениях в структуре и запросах рынка, технике и технологии, производстве и их социально-экономических последствиях); 2) план развития на 3–5 лет с разбивкой по годам; 3) целевые программы решения важнейших проблем.Структура стратегического 5-летнего плана.1. Цели развития организации.2. Инвестиции и обновление производства.3. Направления улучшения использования ресурсов.4. Совершенствование управления.5. Проблемы повышения конкурентоспособности организации и пути их решения.6. Распределение ресурсов между структурными единицами фирмы и стратегическими проектами организации.7. Перспективные ориентиры фирмы и задания ее структурным единицам по эффективности производства.Этапы стратегического планирования на предприятии.1. Прогноз развития организации на основе маркетинговых исследований и оценки ее конкурентоспособности.2. Раскрытие основных проблем, удерживающих улучшение рыночных позиций, обоснование вариантов их разрешения, оценка вероятных последствий того или иного выбора.3. Разработка долгосрочного плана, устанавливающего цели развития и соответствующие нормативные показатели.4. Целевые программы по стратегическим областям хозяйствования. 14. Понятие и сущность организационной структуры фирмы. Принципы и факторы, определяющие ее построение.15. Типы организационных структур управления. Организационная структура управления – это упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.Виды отношений внутри организации делятся на: 1) линейные отношения – это отношения между руководителем и подчиненными; 2) функциональные отношения – отношения специалиста с другими членами организации; 3) отношения управленческого аппарата, имеющие место в случае представления чьих-либо прав и полномочий. Должностные обязанности при этом состоят в предоставлении рекомендаций, советов.Между всеми составляющими организационной структуры управления существуют отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них вызывают необходимость пересмотра всех остальных.Увеличение количества элементов и уровней в организационной структуре управления неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений; следствием этого нередко является замедление процесса управления.Связи между элементами структуры управления бывают: 1) вертикальными, когда происходит взаимодействие между руководителем и подчиненным; 2) горизонтальными, когда происходит взаимодействие равноправных элементов.Основные системы управления организациями: линейная, функциональная, смешанная (линейно-функциональная), матричная, матрично-штабная.Линейная система управления – схема непосредственного подчинения по всем вопросам нижестоящих подразделений вышестоящим. Такая система достаточно проста и вполне эффективна.Функциональная система управления – система представляет собой схему подчинения нижестоящего подразделения ряду функциональных подразделений, решающих отдельные вопросы управления – технические, плановые, финансовые и т. д.Линейно-функциональная система. Решения, подготовленные функциональными подразделениями, рассматриваются и утверждаются линейным руководителем, который передает их подчиненным подразделениям.Матричная система управления – сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых с вертикальными образуются в результате взаимодействия руководителей проектов.Матрично-штабная система управления – система отражает все виды руководства и обеспечивает всестороннюю координацию деятельности между ними, сохраняя единство распорядительства и контроля на высшем уровне. 16. Сущность и первоначальные концепции мотивации. Направления воздействия мотивации. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достиже­ния целей организации. В состав мотивации входят 2 основныхпонятия: потребность и вознаграждение. ПОТРЕБНОСТЬ – это физический или психологиче­ский недостаток чего-либо. Они вызывают побуждения к действию. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе обретения жизненного опыта. Потребности можно удовлетворить вознагражде­ниями.ВОЗНАГРАЖ­ДЕНИЕ – это то, что чел. считает для себя цен­ным. Руководитель имеет дело с 2-я типами вознаграждения: •внутренним •внешним. Внутреннее вознагражде­ние – это чувство успеха при достижении своих целей. Самоуважение – наиболее простой способ обеспечить внутреннее вознаграждение. внешнеевознаграждение – это вознаграждение не от работы, а то, что дает организация (денежные выплаты, повышение по службе, соц. льготы). 17. Содержательные теории мотивации. Существует 3 основных содержательных теории в менеджменте. 1) Теория Маслоу. Человек испытывает потребности разных уровней, но есть доминирую­щая. Низшие должны быть удовлетворены в первую очередь. Он испытывает потребности высших уровней только тогда, когда удовлетворены низшие потребно­сти. Руководитель должен определить доминирующую потребность и мотивировать ее исполнением. 2) Теория Мак Лелланда делает упор на высшие потребности. Потребность власти – желание воздействовать на других людей. Потребность успеха – удовлетворение процессом доведения работы до успешного завершения. Потребность в причастности – общение, за­интересованность в компании знакомых, на­лаживание дружеских отношений. 3) Двухфакторная теория Герберга. 2 группы факторов. Гигиенические – заработок, условия труда, отношения с другими работниками, информированность о делах на предприятии, стиль руководства, климат на предприятии, не мотивируют к эффективно­сти труда. Факторы мотива­ции – признание и одобрение руководством резуль­татов работы; возможность продвижения по службе; высокая степень самостоятельности и ответственности; интересная, сложная требующая творческого под­хода работа – мотивируют к повышению производительности, эффективности труда. 18. Процессуальные теории мотивации. Основные процессуальные теории мотивации в менеджменте: •теория ожидания •теория справедливости •модель Портера-Луренса. Теория ожидания. 3 фактора: ожидание (оценка личностью вероятности определенного события), стимул (побудитель­ная причина, заинтересованность в совершении чего-нибудь), вознагражде­ние (компенсация затрат труда, направленная на удовлетворение человече­ских потребностей). Стимул означает, что усилия приведут к результату, результат повлечет достаточно ценное вознаграждение. По отношению мотивации к труду теория ожиданий рассматривает процесс: «затраты труда → результаты→ вознаграждение → удовлетворенность им». Руководитель должен: учить подчинен­ных получать результаты и создавать для этого необходимые условия; установить непосредственную связь результат – вознаграждение. Теория справедливо­сти – соизмерение вознаграждения с затраченными усилиями исоотношение этого вознагражде­ния к вознаграждению других людей выполняющих аналогичную работу. Ру­ководитель должен: установить размеры оплаты на основе объективной оценки уровня ответственности, квалификации, сложности, трудоемкости и результативно­сти труда, разъяснить сотрудникам принципы оплаты. Модель Портера-Луренса включает элементы теории ожидания и теории справедливости. 3 переменные – затраченные усилия, способности и характерные особенности, осознание своей роли в процессе труда. Уровень затраченных усилий за­висит от ценности вознаграждения и от веры в связь усилия с вознаграждением. Удовлетворение – результат внутренних и внешних вознаграждений с учетом их справедливости. Это мера ценности вознаграждения на самом деле. Это оценка будет влиять на восприятие человеком будущих ситуаций. 19. Современные формы стимулирования труда в организации.

На сегодняшний момент выделяют пять основных направлений улучшения мотивации труда: 1) материальное стимулирование; 2) повышение качества рабочей силы; 3) улучшение организации труда; 4) вовлечение персонала в процесс управления; 5) неденежное стимулирование. Материальное стимулирование – это одна из самых эффективных и распространенных форм мотивации персонала.

Это один из так называемых рычагов воздействия на определенного работника при осуществлении мотивирования. Такое стимулирование происходит с помощью системы оплаты труда, премий, надбавок и т. д.

Сюда же можно отнести возможность персонала участвовать в капитале предприятия и распределении прибыли при прямом участии в управлении организацией посредством покупки работником акций предприятия.

Такое стимулирование внушает работнику уверенность в себе, вызывает у него удовлетворенность своей работой, коллективом. При применении этого метода руководитель преследует цель, чтобы работник сам проявлял инициативу, решительность, улучшал качество труда и сам заслуживал признательность и благодарность. Улучшение качества организации труда заключается в постановке целей, расширении трудовых функций, использовании гибких графиков выполнения заданий, улучшении условий труда. Правильно поставленная цель может служить мотивирующим фактором для работника предприятия. Сама суть использования этого способа мотивации заключается в сокращении рабочего времени. Постановка цели – это мотив для сотрудника предприятия, это необходимость наличия у человека определенных благ через какой-то промежуток времени. Улучшение условий труда является актуальным вопросом, который должна решать каждая организация. Улучшение условий труда является не только потребностью, но и мотивом, побуждающим трудиться с определенной отдачей. Расширение трудовых функций – эта функция включает внедрение различных дополнительных обязанностей и операций, выполняемых работником. Такое мероприятие направлено на увеличение рабочего цикла и интенсивности труда.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.