Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос № 44. Социально-экономическое развитие страны 1945-1985 гг..




Восстановление народного хозяйства начали с тяжелой промышленности. Эта задача была решена в кратчайшие сроки. Уже в 1948 г. объем промышленного производства достиг довоенного уровня. Успехи в промышленности и в военном деле базировались на жестком нажиме на деревню, на выкачивании из нее средств.
После смерти Сталина в сельском хозяйстве намечались мероприятия по повышению урожайности, включению фактора заинтересованности колхозников, а также распашка целинных и залежных земель.
Однако после прихода Хрущева к власти акцент сместился на освоение целины в надежде на быструю отдачу. В период лидерства Хрущева проводились многочисленные реформаторские эксперименты. Все они сводились в основном к государственным программам освоение целинных и залежных земель — освоено 40 млн. гектаров, эпопея по распространению посевов кукурузы, программа по животноводству и реорганизации управленческих структур.В целом в середине 50-х — начале 60-х годов развитие основных отраслей народного хозяйства было динамичным. В социальной сфере были крупные позитивные сдвиги: рост заработной платы и потребления товаров. В 1964 г. были введены пенсии колхозникам. Жилой фонд страны вырос за годы семилетки 1959-1965 на 40%.
Таким образом, реорганизации середины 50-х — начала 60-х гг. отвечали назревшим потребностям. Объективно они были направлены на ослабление командно-административной системы. Но в то -же время они не предусматривали ее радикального преобразования. Менялись лишь формы функционирования этой системы, но существо ее оставалось незыблемым.
В начале 60-х гг. политическое развитие страны было противоречивым. Для того чтобы наступил коммунизм нужно решить 3 задачи: создать материальную базу коммунизма создать новые социальные институты воспитать нового человека.
На практике же проводилось в жизнь положение о возрастающей роли КПСС. Остальные же организации комсомол, профсоюзы рассматривались как приводные ремни партии.
В середине 60-х гг. специалисты и хозяйственные руководители пришли к выводу о необходимости глубоких экономических реформ. Новое руководство во главе с Брежневым вынуждено было пойти на хозяйственную реформу 1965 г.. Суть ее заключалась в усилении экономических рычагов, расширении самостоятельности предприятий. Однако будучи непоследовательной и выхолощенной в ходе реализации, реформа свертывается.
В 70-е гг. происходит неуклонное скатывание советской экономики к стагнации т. е. застою. От восьмой 1966-1970 гг. к одиннадцатой 1981 -1985 гг. пятилетке неуклонно снижались основные экономические показатели, темпы роста валового общественного продукта. Доля средств, шедших на социальные нужды, из-за нараставших экономических трудностей, продолжавшейся концентрации средств в тяжелей и военной промышленности, снижалась. С начала 70-хгг. в СССР перестала увеличиваться средняя продолжительность жизни и начала расти детская смертность.
Обострившаяся демографическая ситуация, распыление капиталовложений, падение фондоотдачи вели к исчерпанию возможностей экстенсивного роста. Для выхода из состояния кризиса необходимы были коренные, радикальные изменения и сдвиги, принципиально новые формы развития.
В середине 80-х г. к власти пришла группа молодых энергичных работников. Генеральным секретарем стал Горбачев М.С. 85, председателем Совета Министров Рыжков. Суть обновления общества политическая реформа Горбачев видел в соединении социализма и демократии, в становлении лучшего социализма. В 85-86 гг. развернулась борьба с нарушениями производственной дисциплины и коррупцией. Была создана комиссия по репрессированным в 30-50 гг. граждан. Реабилитированы многие невинно осужденные.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.