Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическая история руси в 11-12вв






В период с кон. 10 до нач. 12 вв. включительно государство Русь (Русская земля) состояло из волостей, которыми управляли князья династии Рюриковичей. Распределение княжеских столов было прерогативой киевского князя– верховного правителя государства. Волости поначалу не закреплялись за определёнными князьями: каждый из них по воле главы государства, как правило, менял в течение жизни несколько столов. Наиболее важными центрами волостей были Новгород, Чернигов, Переяславль, Смоленск, Полоцк, Туров, Ростов, Владимир-Волынский, Муром, Перемышль, а также Тмуторокань на Таманском полуострове (анклав русских владений вне восточнославянской территории).

После смерти Владимира в 1015 разгорелась борьба за власть между его сыновьями. В ходе неё Святополк Владимирович организовал убийство своих братьев Бориса, Глеба и Святослава; двое первых позже стали первыми русскими святыми. В 1016 Святополк был разбит братом Ярославом Владимировичем, князем новгородским, и бежал в Польшу, к своему тестю польскому князю Болеславу Храброму. В 1018 Болеслав выступил походом на Русь. Ярослав потерпел поражение, и Святополк вернулся на киевский стол. Однако новгородцы вновь оказали поддержку Ярославу, и Святополку пришлось вскоре опять бежать из Киева. В 1019 он подступил к столице с печенежским войском, но был разбит Ярославом, бежал на западные границы Руси и вскоре умер. В 1021 Ярослав воевал со своим племянником полоцким князем Брячиславом Изяславичем, претендовавшим на Новгород. В 1024 ему пришлось столкнуться ещё с одним своим братом– тмутороканским князем Мстиславом, занявшим Чернигов. В бою войска Мстислава одержали победу над нанятым Ярославом варяжским отрядом, но в Киев Мстислав не вступил, и в 1026 братья заключили договор, по которому к Мстиславу отходило Левобережье Днепра со столицей в Чернигове. Только после смерти Мстислава в 1036 Ярослав стал единовластным правителем Русской земли.

В 1036 произошло последнее крупное сражение с печенегами: они были разгромлены под Киевом и после этого больше не представляли опасности для Руси. В 1043 обострились русско-византийские отношения. Ярослав отправил на Константинополь войско во главе со своим старшим сыном новгородским князем Владимиром (ум. 1052). Поход окончился неудачей– русское войско потерпело поражение в морском бою. В период княжения Ярослава расширились и укрепились торговые и дипломатические связи Руси со странами Центральной и Западной Европы. Ярослав активно вмешивался в политическую борьбу в Польше (в т.ч. военной силой), Норвегии, Венгрии. Его сыновья состояли в браках с принцессами из Польши, Германии, Византии, дочери были выданы за королей Венгрии, Норвегии и Франции.

Рис. Киевский князь Ярослав Владимирович Мудрый

Правда Русская (страница рукописи)

С правлением Ярослава связано принятие первого свода законов Древней Руси– Правды Русской (в её древнейшей редакции). Был принят также церковный устав Ярослава, предусматривавший наказания за нарушение христианских норм поведения в повседневной жизни; его появление способствовало внедрению этих норм в быт широких масс населения. После смерти Ярослава в 1054 некоторое время сохранялась политическая стабильность. Трое его старших сыновей– киевский князь Изяслав, черниговский Святослав и переяславский Всеволод– осуществляли управление государством под главенством Изяслава. В 1060 Ярославичи разбили кочевниковторков, пытавшихся занять в причерноморских степях место печенегов. В период их правления возник новый свод правовых норм– Правда Ярославичей, вместе с Правдой Ярослава составившая т.н. Краткую редакцию Русской Правды. В кон. 60-х гг. возник конфликт между Ярославичами и их двоюродным племянником полоцким князем Всеславом Брячиславичем, в результате которого Всеслав был захвачен и заключён в Киеве в темницу.

В 1068 в поход на Русь двинулись половцы (кипчаки)– кочевники, пришедшие из-за Волги и сменившие в причерноморских степях печенегов и торков. Ярославичи были разбиты ими в бою на р. Альта. Тогда в Киеве началось восстание горожан, недовольных князем Изяславом. Восставшие освободили Всеслава и провозгласили его киевским князем. Всеслав находился у власти семь месяцев, при этом Святослав и Всеволод Ярославичи признавали его верховенство. Весной 1069 Изяслав с помощью польских войск вернул себе киевский стол. Но союз трёх Ярославичей был уже подорван, и в 1073 Святослав и Всеволод изгнали Изяслава. Киевским князем стал Святослав Ярославич. После его смерти в 1076 престол занял Всеволод, но в следующем году он уступил его вернувшемуся из изгнания Изяславу.

В кон. 60-х– нач. 70-х гг. 11 в. по Руси прошла серия народных восстаний под знаменем возвращения древней религии– язычества. Во главе их стояли языческие жрецы-волхвы. Решительные действия представителей государственной власти позволили справиться с этими выступлениями.

В 1078 в политическую борьбу вступили представители поколения внуков Ярослава. Лишённые столов князья Олег Святославич и Борис Вячеславич в союзе с половцами овладели Черниговом. В бою близ города они были разбиты Изяславом и ВсеволодомЯрославичами. В этом сражении погиб киевский князь Изяслав, и престол занял Всеволод. Киевское княжение Всеволода Ярославича (1078–93) было временем относительной политической стабильности во внутри- и внешнеполитической жизни Руси. После его смерти наступил период обострения усобиц и борьбы с половцами.

В 1093 новый киевский князь Святополк (сын Изяслава Ярославича) и Владимир Мономах (сын Всеволода 204 Ярославича) потерпели поражение от половцев у Треполя. Последующие три года прошли под знаком войны Святополка и Владимира (ставшего князем переяславским) с половецкими ханами, протекавшей с переменным успехом, и с Олегом Святославичем Черниговским (сыном Святослава Ярославича). В 1097 на съезде князей в Любече было заключено соглашение, по которому внуки Ярослава договаривались о закреплении за каждым из них отчин– территорий, которые по завещанию Ярослава получили их отцы. Однако сразу после Любечского съезда развернулась междоусобица, в ходе которой велась борьба за юго-западные волости– Владимиро-Волынскую, Перемышльскую и Теребовльскую. Она закончилась в 1100, когда собрался новый примирительный княжеский съезд в Уветичах.

В нач. 12 в. Владимир Всеволодович Мономах и Святополк Изяславич сумели организовать несколько успешных походов в Половецкую степь с участием многих русских князей. После этого половецкий натиск на Южную Русь ослаб.

В 1113 умер Святополк Изяславич и в Киеве вспыхнуло восстание против княжеской администрации. В этой ситуации киевская знать пригласила на княжение Владимира Мономаха. По его инициативе был создан новый свод законов– т.н. Пространная редакция Русской Правды. Мономаху в период его киевского княжения (1113–25) удавалось сохранять относительное единство государства и гасить сепаратистские устремления отдельных князей. Он успешно продолжал наступательную политику против половцев. В 1116 Владимир вёл войну на Дунае против Византии, имея цель посадить на императорский престол в Константинополе самозванца, выдававшего себя за сына императора Романа IV Диогена и ставшего зятем киевского князя. В 1125–32 киевским князем был старший сын Мономаха Мстислав Владимирович. Ему также удавалось удерживать политическое единство Руси.

Главной формой отношений знати с рядовым населением оставалось взимание дани-налога. К 11 в. относится начальный этап складывания на Руси индивидуального крупного землевладения (вотчинного). Первоначально формировалась княжеская вотчина, а затем земельные владения дружинников и церкви. Но удельный вес вотчинного землевладения был ещё крайне незначителен.

Высшей категорией древнерусского общества являлись князья; этот титул в 11– нач. 12 вв. признавался только за представителями киевской династии (Рюриковичей). Верховным правителем был тот, кто признавался «старейшим» в роде и княжил в Киеве. Корпорацией, в которую был организован элитный слой, оставалась дружина– так именовалась совокупность людей, служащих князю на основе принципа личной верности. Верхушку дружинного слоя составляла старейшая дружина, её члены именовались боярами. Низшим слоем была молодшая дружина; её представители назывались отроками. Со 2-й пол. 11 в. внутри молодшей дружины складывается категория т.н. детских, чьё положение было более привилегированным, чем у отроков.

Наряду со складыванием к кон. 10 в. структуры единого государства формировался разветвлённый аппарат управления. В качестве должностных лиц государственной администрации выступали представители дружинной знати. При князе действовал совет– совещание князя с верхушкой дружины. Князь назначал из числа дружинников посадников– наместников в городах, не имевших княжеских столов; воевод– предводителей воинских отрядов; тысяцких– глав княжеской администрации в стольных городах; судебных чиновников и сборщиков податей– мечников, данников, вирников, мытников.

Лично свободное сельское и городское население, обязанное только данью, именовалось «людьми». Для лично зависимого населения в вотчинах, а также для несвободных слуг использовались термины «челядь» (ед.ч. «челядин») и «холопы». Ещё одну категорию населения составляли смерды. Согласно одной точке зрения, так именовались крестьяне, обязанные уплачивать дань; по другой– особая группа населения, одновременно занимавшаяся земледелием и несшая военную службу князьям. Во 2-й пол. 11 в. появилась категория закупов– людей, вступавших в зависимость за долги и вынужденных работать на кредитора до возвращения долга.

Культура Древней Руси формировалась на основе синтеза христианской культуры со славянской языческой культурой. В 10 в. на Русь проникает, а после крещения широко распространяется славянская письменность, созданная в 9 в. Кириллом и Мефодием. Уже в 11 в. относительно высокой была грамотность, о чём свидетельствуют находки берестяных грамот– писем на бересте разнообразного, преимущественно делового, содержания. Тогда же на Руси распространяется большое количество переводных литературных произведений. Происходило и становление собственно русской литературы.

Самым ранним дошедшим до нас памятником древнерусской литературы является «Слово о Законе и Благодати» (сер. 11 в.), написанное монахом Иларионом (позже ставшим киевским митрополитом). В нём говорилось о вхождении Руси в семью христианских народов, прославлялись заслуги в этом князей Владимира и Ярослава. К 11 в. относится и становление жанра летописи. Время создания первого летописного свода– предмет спора в исторической науке. Не вызывает сомнений, что в кон. 11 в. в Киево-Печерском монастыре был создан т.н. Начальный свод, а в нач. 12 в.– «Повесть временных лет». Её автором большинство учёных считает монаха Нестора. В «Повести временных лет» русская история рассматривается как часть истории славян, которая в свою очередь подаётся как часть всемирной (т.е., по понятиям того времени, библейской и римско-византийской).

Во 2-й пол. 11– нач. 12 в. зарождается жанр житий русских святых. Тогда был создан цикл произведений о св. Борисе и Глебе, житие основателя Киево-Печерского монастыря Антония (в цельном виде не сохранившееся) и житие игумена того же монастыря Феодосия (написанное Нестором). В нач. 12 в. было создано первое произведение жанра «хождений»– рассказ игумена Даниила о путешествии в Святую землю.

Началом 12 в. датируется произведение, принадлежащее руке князя– Поучение Владимира Мономаха. Оно состоит из трёх частей: собственно Поучения детям, автобиографии князя и его послания двоюродному брату Олегу Святославичу, написанного в разгар междоусобной войны с ним в 90-е гг. 11 в.

В кон. 10– нач. 12 вв. формируется русский эпос– былины. Большинство былинных сюжетов привязано к имени Владимира Святославича, ставшего обобщённым эпическим образом правителя Руси. При этом многие сюжеты основаны на событиях эпохи Владимира Мономаха, чей образ слился в эпосе с образом Владимира Святославича (в былинах– Владимир Красное Солнышко).

После принятия христианства на Руси получают развитие храмовое зодчество и церковная живопись. Наиболее выдающимися дошедшими до нас памятниками архитектуры являются три храма, воздвигнутые в сер. 11 в. в трёх крупнейших городах Руси, – Софийские соборы в Киеве и Новгороде и Спасский собор в Чернигове.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.