Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учет затрат и калькулирования продукции вспомогательного производства.Методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.






Нормативное регулирование учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.Документальное оформление работ и услуг вспомогательных производств.

1.2 Понятие и классификация затрат вспомогательного производства

1.3 Задачи учета затрат и калькулирования себестоимости продукции вспомогательного производства.

Глава 2: Учет затрат и калькулирования продукции вспомогательного производства. Методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции

Заключение

Список использованной литературы

Введение

История бухгалтерского учета относится к 4 веку до н.э. Появление учета связано с финансово-хозяйственной деятельностью человека. Он прошел большой путь от униграфического учета (простой бухгалтерии), до современного бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, доходах и расходах организации и их изменений, формирующуюся путем сплошного, непрерывного, документального отражения всех хозяйственных операций. Он:

· является документально обоснованным учетом;

· ведется путем сплошного и непрерывного отражения хозяйственной деятельности организации;

· применяет особые, только ему присущие способы обработки данных (бухгалтерские счета, двойная запись, баланс и др.).

Бухгалтерский учет как наука состоит из трех самостоятельных частей: теории бухгалтерского учета, финансового учета и управленческого учета.

Теория бухгалтерского учета - наука, изучающая теоретические, методологические основы и практические рекомендации по организации системы бухгалтерского учета в целом.

Финансовый учет - это система сбора учетной информации, которая обеспечивает бухгалтерское оформление и регистрацию хозяйственных операций, а также составление финансовой отчетности. Данные финансового учета используются внутри организации руководителями различных уровней и внешними пользователями.

Управленческий учет предназначен для сбора учетной информации, которая используется внутри организации руководителями различных уровней. Его главная цель - обеспечить необходимой и в полном объеме информацией менеджеров, ответственных за достижение конкретных производственных результатов.

В деловом мире бухгалтерский учет – является важнейшим звеном в формировании экономической политики организации и одним из главных механизмов управления и планирования финансово-хозяйственной деятельности. Знание бухгалтерского учета необходимо для успешной работы всех категорий работников финансовых, экономических и управленческих служб.

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики изучение, правильное формирование и учет затрат вспомогательного производства играет важную роль. Формирование затрат вспомогательных производств представляет собой одну из главных задач экономической политики.

Основной целью написания данной курсовой работы является изучение формирования затрат вспомогательных производств и порядок их списания.

Исходя их поставленной цели, были выявлены следующие задачи:

- рассмотреть вспомогательное производство в целом;

- изучить принципы, виды и классификацию учета затрат на производство;

- рассмотреть счета, связанные непосредственно с учетом затрат вспомогательного производства.

Теоретической основой исследования послужили законодательные акты, учебники и учебные пособия, работы отечественных ученых и специалистов, бухгалтеров, периодические издания и материалы сети Интернет.

Структура курсовой работы включает в себя введение, основную часть, практическую часть, заключение и список использованной литературы.

 

 

Глава 1: Теоретические основы учета затрат на производстве

1.1 Нормативное регулирование учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции. Документальное оформление работ и услуг вспомогательных производств.

Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции строго регламентирован законодательством РФ. Существует четырехуровневая система нормативного регулирования.

Первый уровень: Кодексы, Федеральные законы, Постановления.

Второй уровень: Положения по бухгалтерскому учету.

К третьему уровню относят методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные им документы Минфина России, план счетов.

Четвертый уровень - внутренние документы конкретной организации: рабочие документы организаций, предназначенные для внутреннего пользования, утверждаемые руководителем организации в пределах принятой учетной политики. В качестве основного документа четвертого уровня нормативные документы рассматривают учетную политику организации.

Выпуск продукции, выполненные работы и услуги вспомогательных производств оформляют следующими документами:

• накладными — количество изготовленных и сдан­ных на склад инструментов;

• акты приема-сдачи отремонтированных объектов. Применяется для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации.

• путевые листы — объем перевозок транспортного цеха;

• справки главного механика, главного технолога — объем работ и услуг, выполненных простым произ­водством.

Данные документы оформляются в двух экземплярах, подписываются членами приемочной комиссии или уполномоченным лицом, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей работу. Утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом. Один экземпляр сдается в бухгалтерию, другой остается в том месте, где проводились работы (оказывались услуги).

Существуют, так называемые, встречные услуги вспомогательного производства, т.е. услуги, оказанные вспомогательными цехами друг дру­гу. Встречные услуги оцениваются в учете по плановой цеховой себестоимости. Услуги, ока­занные основным потребителям (заводоуправление и цехи основного производства), оцениваются по фактической цеховой себестоимости.

Для учета затрат вспомогательных производств используется ведомость 12 «Ведомость учета затрат цехов». В простых вспомогательных производствах ведомости № 12 открываются по каждому хозяйству: электроцеху, котельной, водонасосной, компрессорной станциям, автобазе и т.п. Если энергетический цех вырабатывает или распределяет несколько видов энергии, например, теплосиловой цех - пар, горячую воду, кислород и т.п., затраты учитываются в ведомости 12 по цеху в целом, а в дополнение к ней открывают карточки аналитического учета по каждому виду энергии.

В сложных вспомогательных производствах ведомости 12 ведутся, как правило, по цеху (хозяйству) в целом и дополняются карточками аналитического учета затрат по заказам на изготовление инструментов, тары, запасных частей для ремонта и обслуживания основных средств.

Применяются также постоянные заказы на текущий ремонт и обслуживание оборудования, заточку инструментов и т.п. Затраты по постоянным заказам полностью списываются в конце месяца на счета цехов-потребителей без калькулирования себестоимости услуг.

Таким образом, учет затрат вспомогательных производств ведется на счете 23 «Вспомогательные производства» в ведомости 12 по цехам и в разрезе отдельных статей и видов продукции. Месячные итоги этих ведомостей переносятся в журнал-ордер 10.

1.2 Понятие и классификация затрат вспомогательного производства.

Процесс производства является важнейшим процессом в кругообороте средств предприятия. В ходе этого процесса предприятие расходует материалы, сырье, энергию, топливо и т.д., что в будущем будет учитываться при формировании себестоимости изготовленной продукции.

В учетной политике предприятия отражается порядок учета затрат на производстве с помощью системы счетов бухгалтерского учета и планирование группы затрат.

Задачами бухгалтерского учета затрат на производстве являются:

· полное, своевременное и достоверное отражение фактических затрат на производство и сбыт продукции;

· исчисление фактической себестоимости продукции;

· предоставление управленческому персоналу предприятия информации, необходимой для управления производственными процессами и принятия решения;

· контроль за экономическим и рациональным использованием материальных трудовых и финансовых ресурсов;

· выявление резервов снижения себестоимости продукции.

Себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности организации. Расчет данного показателя необходим для определения рентабельности производства и отдельных видов продукции. В себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия включаются затраты, связанные с его использованием в процессе производства сырья, материалов, природных ресурсов, энергии, основных средств и т.д. В себестоимость продукции также включаются потери от брака, потери от простоев по внутрипроизводственным причинам и от недостачи поступивших материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли.

Процесс затрат на производство представляет собой часть расходов, которые связаны с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг. Затраты подразделяются на прямые и косвенные. Под прямыми затратами понимают расходы, связанные с производством отдельных видов продукции, работ, услуг (на сырье, основные материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, основную заработную плату производственных рабочих и др.), которые могут быть непосредственно включены в их себестоимость. Под косвенными затратами понимают расходы, связанные с производством нескольких видов продукции (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые, общезаводские и др.), включаемые в их себестоимость с помощью специальных методов, определяемых исходя из отраслевых и технологических особенностей предприятия. К косвенным расходам относят и вспомогательное производство.

Вспомогательным производством признается производство, которое обслуживает основное производство для его эффективной работы. К вспомогательным производствам можно отнести производства, выполняющие следующие функции (если это не является основным видом деятельности предприятия):

· обслуживание различными видами энергии: паром, электроэнергией, газом и т.д.

· ремонт основных средств;

· обслуживание транспорта;

· лесозаготовка и т.д.

· и т.д.

Например, в деревообрабатывающих производствах в качестве вспомогательных учитываются затраты по распиловке древесины, ее сушке. В организации, выпускающей мясные консервы, вспомогательное производство производит и жестяные банки для них. К расходам вспомогательных производств строительных организаций относятся затраты производств, обеспечивающих транспортное обслуживание, ремонт основных средств, изготовление инструментов, запасных частей, строительных деталей и т.д.

Вспомогательное производство состоит из следующих элементов:

· обслуживающее хозяйство (склады, транспорт и прочее), службы в основных цехах;

· вспомогательные цеха (энергетические, ремонтно-механические, инструментальные) в зависимости от характера отраслей промышленности;

· регламентирование погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских операций.

Работники, которые обслуживают вспомогательное производство, относятся к вспомогательным рабочим.

Учет затрат вспомогательного производства учитывается обособленно на счете 23 «Вспомогательное производство». К данному счету открываются следующие субсчета:

23/1 – ремонтные мастерские

23/2 – ремонт зданий и сооружений

23/3 – автомобильный транспорт

23/4 – энергетические производства (хозяйства)

23/5 – водоснабжение

23/6 – теплоснабжение

23/7 – газоснабжение

23/8 - возведение титульных (временных) сооружений

23/9 – прочие вспомогательные производства.

По дебету счета 23 учитывают все затраты, относящиеся к вспомогательному производству, а по кредиту – списывают на счета потребителей стоимость выполненных работ и оказанных услуг по фактической себестоимости.

Чтобы формировать достаточную информацию, необходимую для подготовки и принятия эффективных управленческих решений в области оптимизации финансового результата, следует вести раздельный учет по расходам и доходам организации, связанным со вспомогательными производствами.

Когда продукция вспомогательного производства передается в основное производство организации, это является внутренним перемещением материально-производственных запасов. В случае реализации продукции вспомогательных производств на сторону организация должна отразить в бухгалтерском учете финансовый результат по данным хозяйственным операциям в момент их отгрузки, если иное не предусмотрено законодательством. Кроме того, реализация продукции вспомогательных производств сторонним организациям увеличивает налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость. Чтобы формировать достоверную информацию по деятельности вспомогательных производств, организации ведут аналитический учет на счете 213 " Вспомогательные производства" с необходимой степенью детализации.

Таким образом, вспомогательное производство не только обеспечивают стабильность и бесперебойную работу организации путем ее обеспечения необходимыми услугами и материальными ресурсами по их себестоимости, но и приносят дополнительный доход за счет продажи продукции и услуг подразделений вспомогательных производств сторонним организациям и физическим лицам.

 

 

1.3. Задачи учета затрат и калькулирования себестоимости продукции вспомогательного производства.

Калькулирование - это способ расчета себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг), а также себестоимость производственных ресурсов. В процессе калькулирования соизмеряются затраты на производство с количеством выпущенной продукции и определяется себестоимость единицы продукции.

В процессе калькулирования себестоимости единицы продукции вспомогательного производства учитывают все издержки, связанные с выполнением одного заказа или производством единицы продукции какого-либо вида.

Объектом калькулирования себестоимости – это продукт производства предприятия, его подразделений, технологических фаз, стадий и т.д., то есть продукция разной степени готовности. Следовательно, объектами калькуляции являются отдельные виды продукции (работы, услуги) подразделений основного и вспомогательных производств, технологический переход, вся товарная продукция предприятия (организации).

Определение себестоимости служит основой для установления цен, является базой для исчисления налогов на сбыт, а также для текущей оценки результатов деятельности предприятия.

Задача калькулирования – определить издержки, которые приходятся на единицу продукции вспомогательного производства, предназначенных для реализации, а также на единицу продукции вспомогательного производства для внутреннего потребления.

Конкретные функции в процессе калькулирования издержек:

- определение производственной или заводской себестоимости для оценки запасов продукции вспомогательного производства или полуфабрикатов;

- определение величины себестоимости для установления и контроля цен;

- предоставления данных о себестоимости продукции для оценки результата деятельности предприятия и обеспечения процесса принятия решений руководством.

Калькулирование себестоимости продукции вспомогательного производства условно можно подразделить на три группы:

- плановая себестоимость - представляет собой принятие предприятием решений о предельной величине затрат на производство соответствующих видов продукции, выполнение работ или оказание услуг на отчетной период;

- фактическая (отчетная) себестоимость – служит основой для прогнозирования, планирования и принятия решений на краткосрочную и долгосрочную перспективу по изготовлению, совершенствованию или замене данного вида продукции. Определяется на основе данных бухгалтерского учета по истечении отчетного периода и представляет достоверную информацию о фактических затратах на производство продукции, работ, услуг;

- нормативная себестоимость - представляет собой один из видов предварительной себестоимости и определяет величину затрат на изделие по статьям, текущим нормам и сметам.

Калькулирование себестоимости продукции вспомогательного производства является объективно необходимым процессом при управлении производством т.к. содержащаяся в них информация позволяет не только решать задачи, но и прогнозировать экономические последствия таких ситуаций как:

- целесообразность дальнейшего выпуска продукции вспомогательного производства;

- установление оптимальной цены на продукцию;

- целесообразность обновления действующей технологии и станочного парка;

- оценка качества работы управленческого персонала.

Таким образом, производственный учет и калькулирование является основными элементами системы управления не только себестоимостью продукции, но и производством в целом.

 

Глава 2:

Учет затрат и калькулирования продукции вспомогательного производства.Методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.

Учет затрат вспомогательных производств ведется на активном счете 23 «Вспомогательные производства». Данный счет позвлояет исчислить фактическую себестоимость продукции (работ, услуг) вспомогательных производств.

По дебету счета 23 «Вспомогательные производства» отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, а также косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием вспомогательных производств, и потери от брака.

Прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, списываются в дебет счета 23 «Вспомогательные производства» с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и другие. По окончании месяца эти расходы списываются с кредита счета 23 «Вспомогательные производства» в дебет счета 20 «Основное производство».

Дт 23 Кт 02 – начислена амортизация по ОС, используемым во вспомогательном производстве. Заполняются аналитические данные по начислению амортизации основных средств в разрезе структурных подразделений, и бухгалтерская справка-расчет.

Дт 23 Кт 10 - списаны материалы, переданные во вспомогательное производство для изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг. Заполняется л имитно-заборная карта (ТМФ № М-8), требование-накладная (ТМФ № М-11),

Лимитно-заборная карта применяется при наличии в организации лимитов отпуска материалов для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции и является оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада. Отпуск материалов в производство осуществляется складом при предъявлении представителем структурного подразделения своего экземпляра лимитно-заборной карты. Данная карта выписывается на один вид материала в двух экземплярах. Один экземпляр направляется в подразделение, которое является потребителем этого материала, другой экземпляр передаётся на склад. Лимитно-заборные карты могут выписываться как на месяц, так и на квартал. Установленный для данного материала лимит указывается в строке «Лимит».

Отпуск материала в производство происходит, когда сотрудник производства предъявляет кладовщику свой экземпляр лимитно-заборной карты. Дата и количество отпущенных материалов отмечается в обоих экземплярах карты. Кладовщик расписывается в экземпляре представителя производства, а представитель производства – в экземпляре кладовщика.

Требование-накладная применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами. Данная форма используется в том случае, когда в организации не установлены лимиты на отпуск материалов со складов.

Требование-накладная служит также для оформления операций по сдаче на склад остатков из производства неизрасходованных материалов, если они ранее не были получены по требованию, а также сдача отходов и брака. Данная накладная составляется в двух экземплярах. Один остаётся на сдающем складе, а другой направляется принимающему.

Дт 10 Кт 23 - приняты к учету материалы, возвращенные из вспомогательных производств или изготовленные ими. Заполняются следующие документы: № М-4 «Приходный ордер».

Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответственное лицо в день поступления ценностей на склад.
Один приходный ордер может быть оформлен на несколько наименований материалов в случае, если они поступили по одной накладной. Приходный ордер должен выписываться на фактически принятое количество ценностей. Подписывается материально-ответственным лицом и главным бухгалтером.

Дт 23 Кт 69 - начисление единого социального налога и взносов по страхованию от несчастных случаев на суммы оплаты труда работников вспомогательного производства. Заполняется бухгалтерская справка-расчет, индивидуальная карточка учета сумм и иных вознаграждений, расчет по авансовым платежам по ЕСН, налоговая декларация по ЕСН.

Карточка индивидуального учета открывается на расчетный период (календарный год) и заполняется на каждое физическое лицо — сотрудника организации, работающего по трудовому или гражданско-правовому договору, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг. Карточку учета подписывает главный бухгалтер организации.

Налоговая декларация по ЕСН - представляется по итогам налогового периода организациями в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП - в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Упрощенная система налогообложения — это наиболее выгодный налоговый режим для малого бизнеса, направленный на уменьшение уплаты налогов и ведения отчетности. Часто именно эта система налогообложения лучше всего подходит для новых организаций и ИП.

Дт 23 Кт 70 - начисление оплаты труда работников вспомогательного производства. Суммы начисленной зарплаты фиксируются в расчетной (унифицированная форма № Т-51) или в расчетно-платежной ведомости (форма № Т-49). На работников, получающих заработную плату с применением платежных карт, составляется расчетная ведомость в единственном. Ведомости составляются в одном экземпляре в бухгалтерии, после чего этот документ передаётся кассиру для проверки правильности его оформления. В случае неправильного оформления ведомости, документ возвращается в бухгалтерию, в случае правильного оформления кассир может выдавать сотрудникам предприятия их заработную плату.

Дт 20 Кт 23 – затраты вспомогательных производств включены в расходы основного производства. При данной операции заполняется бухгалтерская справка-расчет. Бухгалтерская справка помогает фиксировать различные случаи, расчеты, служит подтверждением позиции в споре с налоговыми органами, заполняется при исправлении ошибки. Форма бухгалтерской справки законодательно не установлена. Поэтому организация вправе разработать собственную. Отсутствие бухгалтерской справки считается большим нарушением правил ведения отчетности доходов и расходов. Применяемая в организации форма бухгалтерской справки как первичного учетного документа должна быть утверждена внут­ренним приказом организации.

Расходы на изготовление полуфабрикатов учитывайте по дебету счета 21.

Сумму затрат вспомогательного производства по выпуску полуфабрикатов спишится проводкой:

Дебет 21 Кредит 23 - оприходованы полуфабрикаты собственного производства.

Полуфабрикаты собственного производства могут быть использованы в собственном производстве или реализованы другим организациям в качестве материалов или комплектующих изделий (пряжа в текстильной промышленности, сырая резина и клей в резиновой промышленности и т.д.).

Дт 23 Кт 21 - полуфабрикаты переданы для дальнейшей переработки во вспомогательное производство.

Дт 08 Кт 23 - отражены расходы вспомогательных производств на создание объектов основных средств. Заполняется бухгалтерская справка-расчет.

Дт 23 Кт 07 - списана фактическая стоимость оборудования,
переданного вспомогательным производствам для монтажа. Передачу оборудования вспомогательному производству для монтажа оформляют актом приемки - передачи оборудования в монтаж с указанием в нем монтажной организации, наименования и стоимости переданного оборудования и выявленных при наружном осмотре оборудования дефектах. На дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования, составляется акт о выявленных дефектах оборудования. Акт подписывают представители заказчика, подрядчика и организации - исполнителя.

Дт 07 Кт 23 - оборудование, изготовленное вспомогательными производствами организации, оприходовано по фактической стоимости на
материальные склады. Приемку законченных работ по ремонту, реконструкции и модернизации объекта оформляют актом приемки - сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов.

Косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием вспомогательного производства, собираются по дебету счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» и списываются в кредит счета 23 «Вспомогательные производства». Заполняется бухгалтерская справка-расчет.

Продукция вспомогательных производств, которая используется только для собственных нужд предприятия, определяется исходя из суммы прямых затрат и общепроизводственных расходов. То есть общехозяйственные расходы не включаются в себестоимость продукции вспомогательных производств, а распределяются по видам основного производства. Если продукция вспомогательных производств помимо собственного потребления реализуется и сторонним потребителям, то в её себестоимость включается и соответствующая доля общехозяйственных расходов.

В тех случаях, когда нет возможности точно установить, для каких именно подразделений выпущена продукция, выполнены работы или оказаны услуги вспомогательного производства, эти расходы распределяются между указанными подразделениями пропорционально сумме прямых расходов, заработной плате работников, объему выпущенной продукции и так далее.

Расходы, связанные с потерями от брака во вспомогательном производстве, списываются на счет 23 «Вспомогательные производства» с кредита счета 28 «Брак в производстве».

Суммы фактической себестоимости готовой продукции вспомогательного производства могут списываться с кредита счета 23 «Вспомогательные производства» в дебет счетов:

Дт 20, 40 Кт 23 передача продукции вспомогательного производства подразделениям основного производства;

Дт 29 Кт 23 - доля затрат вспомогательных производств включена в себестоимость продукции обслуживающих производств и хозяйств. Бухгалтерская справка-расчет. Бухгалтерская справка-расчет.

Дт 90 Кт 23 - реализация продукции вспомогательного производства на сторону, если работы или услуги выполнялись для сторонних организаций. Бухгалтерская справка-расчет.

Дт 40 Кт 23 - отражен выпуск готовой продукции вспомогательных производств по фактической себестоимости. Заполняется бухгалтерская справка-расчет.

Дт 43 Кт 23 - принята к учету готовая продукция вспомогательных производств по фактической себестоимости (без использования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг))». Документ - бухгалтерская справка-расчет.

Работы и услуги внутрипроизводственного характера, выполняемые вспомогательными производствами в порядке оказания взаимных услуг друг другу, списываются по плановой цеховой себестоимости на основании документации, подтвержденной цехами-потребителями. Разница между фактической и плановой себестоимостью работ и услуг вспомогательных производств, выполненных в порядке взаимных услуг, списывается ежемесячно на счет 20 «Основное производство» пропорционально плановой себестоимости работ и услуг.

Работы и услуги вспомогательных производств, выполненные для отдельных технологических процессов (производств), переделов или установок основного производства, списываются на последнее по фактической производственной себестоимости отчетного месяца, включая разницу между плановой и фактической себестоимостью работ и услуг, потребленных вспомогательными производствами.

Услуги и работы внутризаводского характера, выполненные цехами вспомогательного производства для основных и других вспомогательных цехов, а также общезаводских служб, относятся на цехи и службы-потребители по плановой себестоимости (без включения общехозяйственных расходов).

Бухгалтерский учет затрат в ремонтных цехах ведется в разрезе по статьям затрат. Индивидуальные заказы регистрируются и каждому заказу присваивается отдельный номер, который проставляется на сдельном наряде и в требованиях (лимитной карте) на материалы. В течение года фактические (прямые и цеховые) затраты собираются в дебетовой части счета 23 субсчета «Ремонтно-механические мастерские». В конце года плановый размер цеховых расходов корректируется до фактических затрат, при этом часть их относится на незавершенное производство. Аналитический счет «Цеховые расходы» закрывается первым в составе субсчета «Ремонтные мастерские».

Если были оказаны услуги сторонними организациями для нужд вспомогательных производств, то бухгалтер делает проводку Дт 23 Кт 60, 76. Заполнению подлежат следующие документы: договор на оказание услуг (организация составляет самостоятельно и подписывают обе стороны), акт приемки-сдачи выполненных работ, бухгалтерская справка-расчет.

Акт сдачи-приемки выполненных работ — основной документ, являющийся результатом сотрудничества заказчика и исполнителя по договору подряда. Этот акт служит основанием для расчетов и оплаты за выполненные исполнителем обязательства. Акт заполняется в двух экземплярах и после завершения сотрудничества один из экземпляров акта приемки передается в бухгалтерию для формирования финансовой отчетности.

В зависимости от вида выпускаемых изделий, масштаба производства и организации технологического процесса применяются различные методы учета затрат и калькуляции продукции, услуг и работ вспомогательных производств.

Например, в простых производствах, выпускающих однородную продукцию (например, добыче песка), или в производствах, выпускающих несколько видов продукции при непрерывности производственного процесса, затраты производства в пределах отчетного периода учитываются по видам конечной продукции без разграничения этапов производства.

Продукцию вспомогательных производств более сложных видов производства следует калькулировать попередельным или позаказным методом.

При применении попередельного метода калькулирования затраты вспомогательного производства в пределах отчетного периода необходимо учитывать по отдельным этапам производства (переделам), иначе говоря, калькулируется не только конечная продукция, но и промежуточная.

Попередельный метод целесообразно применять при калькулировании себестоимости продукции вспомогательных производств с массовым (серийным) выпуском продукции и прерывным технологическим процессом, когда между отдельными этапами (переделами) производства накапливаются запасы полуфабрикатов для дальнейшей обработки.

Особенности попередельного метода учета затрат:

- учет затрат по калькуляционным статьям ведется отдельно по каждому переделу, выделенному в соответствии с организацией технологического процесса производства;

- объектом учета и калькуляции в каждом переделе являются виды полуфабрикатов или готовых изделий, вырабатываемых в данном переделе;

- выявление и систематизация затрат на производство по отдельным видам вырабатываемой продукции производятся по отчетным периодам;

- отчетные калькуляции на выпущенное количество единиц продукции составляются по отчетным периодам.

При применении позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции вспомогательных производств затраты на производство учитываются по отдельным заказам, в состав которых могут входить как отдельные изделия, так и комплект изделий. Следовательно, калькуляция себестоимости изделий составляется по заказу в целом по его выполнении.

Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции целесообразно применять для учета затрат вспомогательных производств в случаях производства индивидуальных заказов и изготовления массовых изделий в рамках отдельных заказов.

Особенности позаказного метода учета затрат:

- производство осуществляется в рамках отдельных заказов;

- в аналитическом учете производственные затраты собираются по заказам в разрезе номенклатуры статей затрат;

- отчетные калькуляции формируются в рамках отдельных заказов.

Таким образом, качество калькуляции себестоимости продукции вспомогательных производств в значительной мере зависит от правильности учета затрат по изделиям, находящимся в незавершенном производстве.

Остатки незавершенного производства определяются путем инвентаризации количества незавершенной продукции и ее оценки. Сумма фактических затрат на выпущенную вспомогательным производством продукцию определяется вычитанием из общей суммы производственных расходов той ее части, которая относится на незавершенное производство.

Стоимость незавершенного производства вспомогательных производств формируется в бухгалтерском учете как дебетовый остаток по счету 213 " Вспомогательные производства" на конец отчетного периода.

Незавершенным производством вспомогательного производства может относиться, например, в инструментальном и ремонтно-ме­ханическом цехе могут оставаться незакончен­ные обработкой инструменты и незавершенные ремонтные работы. Размер остатков незавершенного производства устанавливают путем проведения инвентаризации.

Дт 23.1 Кт 91.1 - отражены излишки незавершенного производства, выявленные при инвентаризации в подразделениях вспомогательных производств. Заполняется сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (ф. N ИНВ-19), приказ руководителя организации. Каждая страница формы ИНВ-19 подписывается бухгалтером, а материально ответственные лица под подпись ознакамливаются с результатами сличения. Организация, на свое усмотрение, может заменить использование формы ИНВ-19 простым бланком инвентаризации, разработанным самой организацией.

 

2.2

 

 

 

По дебету счета

    Начислена амортизация по основным средствам, исользуемым во вспомогательном производстве
     
    Начислена амортизация по нематериальным активам, используемым во вспомогательном производстве
    Материалы израсходованы для нужд вспомогательного производства
    Списана сумма отклонений в стоимости материально-производственных запасов, переданных во вспомогательное производство (при использовании счета 15)
    НДС по работам (услугам), не возмещаемый из бюджета, включен в затраты вспомогательного производства
    Полуфабрикаты переданы для нужд вспомогательного производства
    Доля общепроизводственных расходов включена в затраты вспомогательного производства
    Доля общехозяйственных расходов включена в затраты вспомогательного производства
    Потери от брака учтены в составе затрат вспомогательного производства
    Готовая продукция передана для нужд вспомогательного производства (при использовании счета 40)
    Готовая продукция передана для нужд вспомогательного производства
    Стоимость работ (услуг), выполненных подрядчиками, включена в состав затрат вспомогательного производства
    Суммы начисленных налогов и сборов учтены в затратах вспомогательного производства
    Начислены страховые взносы с заработной платы работников, занятых во вспомогательном производстве
    Начислена заработная плата работникам, занятым во вспомогательном производстве
    Оплачены подотчетными лицами расходы для нужд вспомогательного производства
  76-1 Платежи по страхованию учтены в затратах вспомогательного производства
    Недостачи и потери от порчи ценностей в пределах норм естественной убыли учтены в составе затрат вспомогательного производства
    Начисленная сумма резерва предстоящих расходов включена в затраты вспомогательного производства
    Расходы будущих периодов, относящиеся к текущему периоду, включены в затраты вспомогательного производства





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.