Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие профессионализма






Профессионализм – интегральная психологическая характеристика, отражающая уровень и характер овладения человеком профессии, являющейся показателем, что человек выполняет свою профессиональную деятельность на высоком уровне, определенно в данной профессии (О.В. Москаленко, 2007).

Так как профессионализм включает в себя высокие результаты труда человека, эффективное выполнение им своей профессиональной деятельности в процессе взаимодействия с другими людьми, наличие профессионально важных качеств у личности, то понятие «профессионализма» охватывает три стороны труда:

· профессиональная деятельность;

· профессиональное общение;

· личность профессионала.

Профессиональная деятельность – это активность человека, направленная на реализацию профессиональных знаний и умений с целью получения результата, отвечающего потребностям личности, профессиональной группы, общества. Профессиональное общение направлено на установление взаимодействия и сотрудничества с другими людьми для реализации профессиональных задач, повышения эффективности профессиональной деятельности. Личность профессионала – совокупность психических качеств, психических свойств, состояний человека труда, создающих возможности выполнения им профессиональной деятельности.

Профессионализм личности может быть реализован за счет высокого уровня развития у человека профессиональной деятельности, профессионального общения и зрелости личности. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям.

Профессионализм характеризует свойство некоторых людей выполнять свою работу на высоком уровне – систематически, эффективно и надежно. Человек может приобрести профессионализм в результате специальной подготовки и долгого опыта работы, а может и не приобрести профессионализма, а лишь «числиться» профессионалом. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство.

Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека. Е.А. Климов считает необходимым рассматривать профессионализм не просто как некий высокий уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а как определенную системную организацию сознания, психики человека (Е.А. Климов, 2003).

Профессионализм, являясь свойством конкретного человека-профессионала и полностью отражая его индивидуальность, одновременно реализуется как качество «надиндивидуальное», поскольку формируется с учетом профессиональных требований конкретной социально-производственной системы и обеспечивает ее воспроизводство, сохранение и развитие.

С.А. Дружилов выделяет следующие концептуальные предпосылки рассмотрения психологического феномена профессионализма. Профессионал – это человек в целом, и как индивид, и как личность, и как индивидуальность. Поэтому феномен профессионализм человека необходимо рассматривать во всех аспектах: индивидности, личности, субъектности и индивидуальности. Это относится к изучению становления профессионализма, его развития, а также к проявлениям профессиональных деформаций. Анализ профессионализма подразумевает изучение всех измерений этого комплексного феномена. В качестве таких основных измерений С.А. Дружилов рассматривает профессионализм как свойство; как процесс; как состояние человека-профессионала. Остановимся на указанных аспектах подробнее.

Профессионализм, рассматриваемый как интегральное свойство – это совокупность наиболее устойчивых и постоянно проявляющихся особенностей человека-профессионала, обеспечивающих определенный качественно-количественный уровень профессиональной деятельности, характерный для данного человека. Профессионализм (как свойство) является результатом онтогенеза человека в процессе его профессионализации.

Профессионализм, рассматриваемый как процесс имеет фазы или стадии: начало (возникновение), течение (экстенсивное или интенсивное развитие, стагнацию, деградацию и др.), окончание. Процессуальный аспект изучения феномена профессионализма основывается на выделении его временных характеристик: длительности и устойчивости фаз и стадий.

Профессионализм, рассматриваемый как состояние человека-профессионала, активизирует регулятивные функции в профессиональной адаптации субъекта деятельности к компонентам профессиональной среды. Профессионализм, рассматриваемый как состояние человека-профессионала, может быть внутренне и внешне наблюдаемым. Внутренне наблюдаемое состояние профессионализма – это зафиксированное сознанием субъекта на определенный момент времени интегральное ощущение благополучия (неблагополучия), комфорта (дискомфорта) в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом. Внешне наблюдаемое состояние профессионализма – это степень благополучия, определяемая по внешне читаемым признакам (С.А. Дружилов, 2002).

А.А. Деркач рассматривал две стороны профессионализма: профессионализм деятельности и профессионализм личности.

Профессионализм деятельности (операциональная сторона) – это качественная характеристика субъекта труда, которая отражает высокую профессиональную компетентность и квалификацию, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, владение современными способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой стабильной продуктивностью;

Профессионализм личности (мотивационная сторона) – это качественная характеристика субъекта, которая отражает высокий уровень профессионально важных качеств или личностно-деловых качеств акмеологических инвариантов профессионализма, высокий уровень креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленность на прогрессивное развитие (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, 2003).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.