Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Многоаспектность проблемы зрелости в акмеологии. Виды и критерии зрелости






На сегодняшний день понятию «зрелость» дают различные определения. «Новый психологический словарь» (1997) определяет зрелость (взрослость) как состояние, к которому приходит организм в конце определенного периода своего развития. Отмечается, что зрелость – самый продолжительный период онтогенеза, характерный тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности. Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны и определяются завершением юности и началом периода старения.

В современной психологии выявляются три направления употребления понятия «зрелость»:

– зрелость как характеристика особенностей развития человека на различных возрастных этапах,

– зрелость как характеристика отдельного возрастного этапа развития человека,

– зрелость как личностная характеристика.

В шестидесятых годах двадцатого столетия это понятие использовалось как синоним понятий «взрослость», «средний возраст». Но в психологии начала 21 века наметилось различение понятий «взрослость» и «зрелость» как названий различных периодов жизни человека.

Новое прочтение понятия «зрелость» дается в акмеологии. В нем фиксируется понимание такого этапа развития человека, когда он достигает вершин своего творчества (Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач, А.М. Зимичев, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова, Г.С. Михайлов и др.). В работах А.А. Деркача зрелость понимается как ступень в развитии человека, когда он становится способным выполнять свои гражданские, супружеские и родительские обязанности и социально и индивидуально проявлять себя в качестве деятеля в той или иной конкретной области труда (А.А. Деркач, Л.Э. Орбан, 1995).

Обычно выделяют три вида зрелости человека: биологический, психический и психологический. Биологическая зрелость включает зрелость тела, мозга, половую зрелость. Психическая зрелость – зрелость психических процессов и механизмов, сенсорно-познавательной деятельности, памяти. Психологическая зрелость включает в себя зрелость личностную: цельность, устойчивость личности, способность к усилию и целеполаганию, профессиональную зрелость и т.д. (Н.П. Паттурина, 2006).

Б.Г. Ананьев обозначил такие виды зрелости, как общесоматическая, половая, умственная, гражданская, личностная, трудовая. Также выделяют идейную, гражданскую зрелости (Д.И. Фельдштейн), профессиональную зрелость (А.П. Чернявская), социальную зрелость (Т.В. Драгунова).

Остановимся подробнее на понятии «зрелая личность», широко используемом в акмеологии. В отечественной психологии в качестве важнейших проявлений зрелой личности отмечают ее активность (стремление субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требования ситуации и ролевых предписаний); направленность личности (характеризующуюся устойчивой системой мотивов – интересов, убеждений и идеалов); глубинные смысловые структуры, которые обусловливают сознание и поведение личности; степень осознанности отношений к действительности, а также характерную структуру отношений, установок и диспозиций личности (Л.А. Карпенко и др., 1998).

По мнению А.Н. Леонтьева (1975), зрелая личность характеризуется широкой системой связей с миром, высокой степенью иерархизированности мотивов деятельности и общей структурой, под которой понимается устойчивая конфигурация главных мотивационных линий.

По определению С.Л. Братченко, М.Р. Мироновой, зрелая личность – это человек как субъект собственной жизни, ответственный за взаимодействие как с внешним миром, включая и других людей, так и с внутренним миром, с самим собой. Авторы выделяют такие характеристики зрелой личности, как: автономность, динамичность, целостность, конструктивность, индивидуальность (С.Л. Братченко, М.Р. Миронова, 1997).

А.Ю. Маленова и Ю.В. Потапова выделили следующие качества зрелой личности:

– ответственность перед собой и обществом;

– гуманность поступков, просоциальная направленность человека;

– активность личности, выражающаяся в следующих критериях: особое восприятие мира как способного к потенциальному изменению посредством собственных сил, умение мотивировать себя на выполнение действия, умение выбрать дело, которому человек хочет посвятить себя, и постоянное развитие своей личности как субъекта деятельности в рамках этого дела, умение преодолевать сложности, связанные с достижением поставленных целей;

– гармоничные взаимоотношения с окружающими, умение устанавливать долгосрочные, построенные на доверии и любви отношения;

– независимость от внешних воздействий, суверенность в различных сторонах жизни;

– гармоничное отношение к себе, принятие и понимание самого себя;

– целостность, единая жизненная философия, сформированность позиций по отношению к фундаментальным мотивам (А.Ю. Маленова, Ю.В. Потапова, 2014).

Г. Крайг выделяет множество признаков взрослости, учитывая многомерность процесса развития и гетерохронность достижений в разных сферах:

– новый характер развития, теперь в меньшей степени связанный с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенствованием;

– способность реагировать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям, позитивно разрешать противоречия и трудности;

– преодоление зависимости и способность брать ответственность за себя и других;

– некоторые черты характера (твердость, благоразумие, надежность, честность и умение сострадать и др.);

– социальные и культурные ориентиры (роли, отношения и т.д.) для определения успешности и своевременности развития во взрослости». (Г. Крайг, Д. Бокум, 2008).

В представлении Г. Олпорта психическое здоровье, разум, зрелость – понятия одного уровня. Он выделяет шесть основных критериев зрелости:

1) Расширение чувства Я, которое постепенно возникает в младенчестве, не формируется полностью в первые 3–4 года или даже в первые 10 лет жизни, а продолжает расширяться с опытом, по мере увеличения круга того, в чем человек участвует. Здесь важным является активность Я, которая должна быть обязательно целенаправленна.

2) Теплота в отношениях к другим. Человек должен быть способен на значительную интимность в любви (в крепкой дружбе). И в то же время – избегать праздной, навязчивой собственной вовлеченности в отношения с другими людьми, даже с собственной семьей.

3) Эмоциональная безопасность (принятие себя). Зрелый человек выражает свои убеждения и чувства, учитывая убеждения и чувства других и не ощущая угрозы вследствие выражения эмоций – собой или другими.

4) Реалистическое восприятие, умения и задачи. Зрелая личность должна быть сосредоточена на проблеме, на чем-то объективном, что стоит делать. Задача заставляет забыть об удовлетворении влечений, удовольствиях, гордости, защите. Этот критерий, очевидно, связан с ответственностью, которая является экзистенциалистским идеалом зрелости. Вместе с тем зрелая личность тесно соприкасается с реальным миром.

5) Самообъективация – понимание, юмор. Человек, действующий напоказ, не осознает, что его обман прозрачен, а поза неадекватна. Зрелый человек знает, что «подделать» личность невозможно, можно только намеренно сыграть роль ради развлечения. Чем выше самопонимание, тем ярче выражено у человека чувство юмора.

6) Единая философия жизни. У зрелой личности обязательно есть ясное представление о своей цели жизни. Зрелый человек обладает относительно ясным Я-образом. Этот критерий связан с «взрослостью» совести. Зрелая совесть – это ощущение долга поддерживать свой Я-образ в приемлемой форме, продолжать свою выбранную линию проприативных стремлений, создавать собственный стиль бытия. Совесть – разновидность руководства собой (Г. Олпорт, 2002).

Интересный анализ степени зрелости личности и ее жизненных отношений осуществлен в работах Е.Б. Старовойтенко. Личность неповторима. Многообразие ее проявлений в зрелом возрасте довольно велико: общественно открытые и замкнутые в кругу узко личных отношений; деятельные, активные и пассивные, бездеятельные; альтруисты и эгоисты; самостоятельные и зависимые; созидатели и разрушители; гармоничные и противоречивые и т.д. Различия типов определяются следующими факторами:

– полнотой, глубиной, разносторонностью связей личности с обществом;

– активностью человека в освоении различных форм общественной деятельности;

– эффективностью развития личности как субъекта общественной деятельности и отношений;

– уровнем сознательной организации человеком своей общественной жизни;

– мерой преломления во внутренних свойствах индивида прогрессивных и регрессивных общественных тенденций;

– устойчивостью и объемом социально значимых позиций личности;

– уровнем продуктивности деятельности и масштабом перемен, совершаемых человеком в общественных отношениях и в собственной жизни.

Используя положения и выводы, содержащиеся в философских, социологических и психологических исследованиях, Е.Б. Старовойтенко дает развернутое структурное описание типов отношений, которые необходимы личности для полноценного включения в процессы совершенствования нашего общества и характеризующих ее как социально зрелую. В эту структуру входят следующие типы отношений: зрелое интеллектуальное отношение к жизни; деятельностно-продуктивное; зрелое профессиональное; социально активное; зрелое нравственное; эстетическое; осознанное отношение личности к себе – субъекту жизни. Решающим признаком зрелости является осознание человеком ответственности и стремление к ней. Психологически ответственное лицо – это личность, отвечающая за содержание своей жизни прежде всего перед собой и другими людьми (Е.Б. Старовойтенко, 2004).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.