Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы становления акмеологии как научной дисциплины






Акмеология – наука новая, находящаяся в стадии активного становления. Символично, что появление этого термина относится к периоду бурного интеллектуального и социального поиска 1920-х годов, когда возникли такие отрасли научно-практического знания, как эврилогия (П. Энгельмейер), эргонология (В. Мясищев), рефлексология (В. Бехтерев) и в том числе акмеология (Н. Рыбников).

Если социо-культурным прототипом возникновения акмеологии было такое течение в русской поэзии начала XX века, как акмеизм (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова и др.), то ее естественнонаучной предпосылкой стали исследования Ф. Гальтона и В. Освальда о возрастных закономерностях творческой деятельности и И. Пэрна, изучавшего зависимость ее продуктивности от различных психобиологических факторов.

Наиболее известной периодизацией истории становления акмеологии как самостоятельной науки является периодизация И.Н. Семенова, который выделил четыре основных этапа. Первый – латентный, когда складывались исторические, культурологические, социальные, философские, научные, практические, педагогические предпосылки выделения в научном познании новой сферы человековедения. Второй этап – номинационный, когда социальная потребность в такого рода знании была осознана и обозначена путем введения Н.А. Рыбниковым в 1928 году специального термина «акмеология». Третий этап – инкубационный, его начало датируется возникновением концептуальной идеи Н.В. Кузьминой о необходимости констелляции исследований акмеологической проблематики в качестве новой области человекознания. Предпосылкой явились систематизация и обобщение, анализ и дифференциация человекознания второй трети XX века в трудах Б.Г. Ананьева. Завершился этот этап выдвижением программы развертывания акмеологии в качестве особой дисциплины. Четвертый – институциональный этап связан с созданием ряда социальных структур: акмеологической кафедры, лабораторий в вузах и, наконец, Международной академии акмеологических наук. В рамках этих научно-учебных структур ведутся исследования, разрабатываются акмеологические технологии и осуществляется профессиональное обучение (И.Н. Семенов, 1998)

Возникновение, становление и развитие акмеологии непосредственно связано с именами многих выдающихся российских ученых и, прежде всего члена-корреспондента Российской академии образования (РАО), профессора Нины Васильевны Кузьминой и действительного члена РАО, профессора Алексея Александровича Бодалева. По их инициативе и с их непосредственным участием были созданы кафедры и отделения акмеологии в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и ее филиалах, ряде высших учебных заведений.

В 1993 году академиком РАО А.А. Бодалевым была выпущена работа, имевшая чрезвычайно важное научное значение, потому что в ней был четко описан методологический строй акмеологии (А.А. Бодалев, 1993). И в дополнение в 1993 году была опубликована брошюра В.Г. Зазыкина и А.П. Чернышева, в которой значительное внимание было уделено обоснованию собственно акмеологических методов изучения и развития профессионализма (В.Г. Зазыкин, А.П. Чернышев, 1993).

В 1994 году начал издаваться теоретический журнал «Акмеология», а с 1997 года и журнал «Вопросы акмеологии». Стали регулярно проводиться научные конференции и симпозиумы по акмеологии. В Москве был создан Международный акмеологический институт – первое учебное заведение для подготовки специалистов – акмеологов высшей квалификации.

В 1995 году под редакцией А.А. Деркача выходит в свет фундаментальная коллективная монография «Основы общей и прикладной акмеологии». В данном труде были обобщены многие акмеологические исследования, уточнена методологическая и теоретическая основа акмеологии, определены ее важнейшие научные направления, описаны главные результаты, в том числе и конкретных прикладных исследований, обозначены научные перспективы.

Свои монографические работы по различным проблемам и направлениям акмеологии опубликовали ведущие ученые-акмеологи О.С. Анисимов, Е.Н. Богданов, А.А. Бодалев, А.С. Гусева, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, А.В. Кириченко, Н.А. Коваль, Н.И. Конюхов, Н.А. Корниенко, Н.В. Кузьмина, Л.Г. Лаптев, А.К. Маркова, В.Г. Михайловский, А.С. Огнев, В.В. Петрусинский, А.А. Реан, И.Н. Семенов, М.Ф. Секач, А.П. Ситников, С.Ю. Степанов, Ю.В. Синягин и многие другие. Этапным для акмеологии многие специалисты называют фундаментальный пятитомный труд «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека» (2000), в котором было не только систематизировано накопленное акмеологическое знание, но и впервые были сформулированы акмеологические законы.

В 2000 году под авторством Е.Н. Богданова и В.Г. Зазыкина было издано крупное учебное пособие, которое стало методическим обеспечением читаемых курсов по акмеологии не только в КГПУ, но и ряде других высших учебных заведений. В нем были изложены результаты исследований авторов в области интеграции акмеологического знания:

· категориально-понятийный аппарат;

· общие и частные принципы акмеологического исследования;

· закономерности, методы акмеологического исследования;

· концепции развития профессионализма и профессионала.

В 2002 году вышел первый большой (40 п.л.) учебник «Акмеология», подготовленный в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации авторским коллективом под общей редакцией А.А. Деркача.

Со временем в акмеологическом знании наметилась естественная тенденция к дифференциации, что является характерным для многих развивающихся наук. В то же время дифференциация науки усилила потребность в интеграции акмеологического знания, уточнении его теоретико-методологических оснований и тенденций развития, в акмеологических исследованиях обобщающего характера.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.