Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Массовые явления в больших группах






Одним из распространенных массовых явлений в больших группах являются слухи. Слухи — форма искаженной информации о значимом объекте, муссирующейся в больших группах в условиях неопределенности и социально-психологической нестабильности. Социально-психологические закономерности их возникновения и распространения являются общими:
• Слухи возникают в связи с важными для людей событиями или значимыми для них социальными объектами. Информация о незначимом или значимом только для узкого круга людей обычно широко не распространяется.
• Слухи возникают в условиях неопределенности, когда информация совсем отсутствует, или явно недостаточна, или является противоречивой и тем самым порождает неопределенность.
• Важным условием, способствующим зарождению и распространению слухов, является политическая и экономическая нестабильность в общности. Нестабильность, особенно резко меняющиеся условия, порождает массовую тревогу, состояние общего дискомфорта, неуверенность в своем будущем или будущем своих детей.

Благоприятным фактором порождения слухов становится желание людей стать свидетелями чего-то необычного в жизни, какой-то сенсации или чуда и т. п. В привычно текущей жизни, узнав информацию о необычном явлении, человек стремится передать ее другим людям — это очень благоприятная почва для зарождения • • слухов. Слухи выполняют некоторые важные функции:
слухи, с одной стороны, удовлетворяют естественную социальную потребность человека в познании окружающего мира, с другой — стимулируют эту потребность;
• слухи в значительной степени снимают неопределенность, в которой человек не может пребывать длительное время, т. е. слухи делают социальную среду для человека субъективно более ясной, понятной;
• социальный опыт человека показывает, что нередко слухи возникают вокруг событий, которые отсрочено могут состояться, хотя и не в том варианте, который составлял их содержание; в этом реализуется функция предвосхищения социальных событий, что помогает человеку что-то предусмотреть, внести коррективы либо в свои представления, в отношения к социальным явлениям, либо в реальное поведение.

 

 

6. ПОНЯТИЕ МАЛОЙ ГРУППЫ. ВИДЫ МАЛЫХ ГРУПП

 

Человек живет и трудится совместно с другими людьми, образуя с ними разнообразные общности, которые в обычной жизни представлены в виде многочисленных социальных общностей. Малая группа является начальной ячейкой человеческого общества и первоосновой всех других его составных элементов. В ней объективно проявляется реальность жизни, деятельности и взаимоотношений большинства людей, и задача состоит в том, чтобы правильно понимать, что происходит с человеком в малых группах, а также четко представлять те социально-психологические явления и процессы, которые в них возникают и функционируют.

Малая группа как самостоятельный субъект деятельности и специального анализа может быть охарактеризована с точки зрения: а) содержания ее психологии; б) своеобразия ее социально-психологической структуры; в) динамики социально-психологических процессов, происходящих в ней.

Зарубежные и отечественные ученые, долгое время изучая малую группу, пришли к выводу, что ей обязательно должны быть присущи такие конкретные черты и признаки, как:
• наличие двух и более людей;
• осуществление непрерывных контактов и общение между ними;
• наличие общей цели и совместной деятельности;
• возникновение взаимных эмоциональных и других связей; проявление чувства принадлежности к данной группе;
• осознание членами группы себя как «мы», а других как «они»;
• формирование приемлемых для всех членов группы общих норм и ценностей;
• функционирование качественной организационной структуры и системы руководства (власти);
• наличие достаточного времени взаимного существования людей.

Таким образом, малая группа — это немногочисленная по составу, хорошо организованная, самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью, совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии продолжительное время.

Малые группы делятся на условные и реальные, формальные и неформальные, слаборазвитые и высокоразвитые, диффузные, референтные и нереферентные.

Условные группы — это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу и т.д. Реальные группы — это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Они бывают естественными и лабораторными. Естественные — это группы, реально существующие в обществе. Лабораторные — это группы, созданные в интересах их научного изучения.

Формальные группы — это группы, которые имеют официально заданную извне структуру. Неформальные группы — это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов.

Слаборазвитые группы — это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования. Высокоразвитые группы — это группы давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системы отношений, организации, сплоченности и т.д.

Диффузные группы — это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями.
Референтные (эталонные) группы — это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях. Нереферентные группы (группы членства) — это группы, в которых люди реально включены и трудятся.
Малая группа, как и всякая другая общность людей, сплочена единством духовной жизни и психики, имеющим свой особенности, которые несводимы к простой сумме проявлений индивидуально-психологических черт людей, ее составляюших, и которые проявляются в функционировании сложной совокупности внутригрупповых социально-психологических явлений и процессов.

Психология малой группы в тот или иной промежуток времени характеризуется определенным состоянием, настроем, своеобразной атмосферой, которые, по сути дела, и определяют эффективность и направленность устремлений членов группы, а также ее влияние на личность и в целом на действия и поведение людей.

Поскольку каждая группа является ячейкой общественного организма, ее психологии присущи черты и более крупных по масштабу общностей (национальных, конфессиональных, классовых, профессиональных, возрастных и др.). Вместе с тем психология малой группы специфична, что обусловлено особенностями жизнедеятельности ее членов и своеобразием их взаимодействия и общения.

 

 

7. ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ МАЛОЙ ГРУППЫ. ГРУППОВЫЕ ЭФФЕКТЫ

 

Малая группа является частью непосредственной социальной среды человека. Обычно она насчитывает от 2-3 до 40-45 человек.

Как специфический вид человеческой общности, она отличается следующими особенностями:

1) прямой (хотя может иметься и косвенный) контакт между составляющими ее индивидами, межличностное взаимодействие и взаимовлияние;

2) общая цель и деятельность, переживание общих чувств;

3) общность внимания и интересов, мотивов и установок, ценностей и норм, нравов, обычаев и привычек;

4) внутренняя расчлененность функций и групповых ролей;

5) определенная локализация в пространстве и известная устойчивость во времени;

6) групповая идентичность. Если исключить внутреннюю расчлененность функций и ролей, которая может наступить и позднее, все другие специфические особенности полностью или частично, в большей или меньшей степени присущи малой группе с момента ее возникновения и до ее распада. При отсутствии хотя бы одной из них нельзя говорить о малой группе как об относительно самостоятельном социальном образовании. Основным признаком малой группы, по мнению Л. Десева является непосредственность общения между ее членами. Хотя, на мой взгляд, это утверждение в настоящее время можно подвергнуть сомнению. При современных производственных отношениях, да и общественных отношениях в целом, все больше и больше находят применение группы, которые не объединены территориально и географически, т.е. их члены не имеют возможности непосредственно общаться, но при взаимодействии используют современные информационные системы (интернет, электронную почту). Члены подобных групп имеют общую цель, интересы, ценности, различные роли и другие характеристики, присущие группе.

Процесс непосредственного социального взаимодействия, происходящий в малой группе и создающий социальную " микросреду" человека, является чрезвычайно сильным фактором формирования и воспитания личности, социально-психологического стимулирования и регулирования ее деятельности. Малая группа - важный элемент социальной системы в целом, она фокусирует в себе те общественные отношения, в которые она вплетена, воплощает их во внутригрупповые отношения. Знание механизмов этих отношений представляет собой необходимый элемент социального управления, построенного на научной основе. В то же время именно в малой группе действие этих механизмов столь наглядно и разнообразно, что позволяет успешно применять и анализировать самые различные подходы к объяснению социальной реальности - социологический, социально-психологический и психологический, динамический и статистический и т. д.

Виды:

По роду деятельности

(промышленные, учебные, любительские)

По способу возникновения

формальные - возникающие для выполнения определенных функций внутри систем более высокого уровня (3 - 20 чел)

неформальные или контактные - возникающие на основе взаимных симпатий, интересов. Пределами их численности являются пределы эмоциональных возможностей человека (3 - 8 чел)

По значимости индивида

группы членства (все люди в группе)

референтные группы (значимый для индивида круг общения)

Функции групп

Для референтных групп характерны функция сравнения и функция нормативная. Функция сравнения подразумевает, что группа формирует эталон поведения и оценки самого индивида и окружающих.

Инструментальные функции групп связаны с организацией совместной деятельности.

Экспрессивная и поддерживающая функции связаны с эмоциональными потребностями индивида.

Групповые эффекты – это механизмы функционирования группы, посредством которых достигаются групповые состояния. Они обеспечивают интеграцию индивидуальных действий в совместной групповой деятельности и общении.
Эффект социальной фасилитации – усиление доминантных реакций в присутствии других, присутствие других побуждает людей к более энергичным действиям.
Эффект принадлежности к группе – если человек отождествляет себя с группой, он стремится оценить ее положительно, поднимая таким образом статус группы и собственную самооценку.
Эффект Рингельмана – по мере увеличения количества членов, в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу. Коллективная работоспособность группы не превышает половины от суммы работоспособности ее членов, т. е. члены группы менее мотивированы и прилагают меньше усилий при выполнении совместных действий, чем при выполнении индивидуальных действий.
Эффект синергии – это прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов, 1+1> 2. Группа по успешности в работе может превосходить индивидуальную успешность отдельных людей. Это проявляется не только в интеллектуальной сфере, но и в повышении наблюдательности людей в группе, точности их восприятия и оценок, объеме памяти и внимания, эффективности решения сравнительно простых задач, не требующих сложного и согласованного взаимодействия.
Эффект группомыслия – это способ мышления, приобретаемый людьми в ситуации, когда поиск согласия становится настолько доминирующим в сплоченной группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможных альтернативных действий. Возникает в ситуации, когда критерием истинности служит сплоченное мнение группы, которое противопоставляется мнению отдельного человека.
Эффект моды (подражания) – один из основных механизмов групповой интеграции. В процессе группового взаимодействия члены группы вырабатывают общие эталоны, стереотипы поведения, следование которым подчеркивает и укрепляет их членство в группе.
Эффект волны – распространение в группе идей, целей, норм и ценностей. Новая идея зарождается в голове одного человека, он делится ею со своим окружением, которое обсуждает, корректирует, дополняет и развивает предложенную идею. Затем идея распространяется и среди других членов группы, осуществляется ее групповая сценка и обсуждение. Как камешек, брошенный в воду, идея распространяется и охватывает все большее число людей. Волновой эффект возможен только тогда, когда новая идея отвечает потребностям и интересам людей, а не противоречит им.
Эффект МЫ и ОНИ – чувство принадлежности к определенной группе людей (эффект МЫ) и, соответственно, чувство отстраненности от других, размежевания с другими группами (эффект ОНИ). Эффект принадлежности к группе включает два более частных эффекта – эффект сопричастности и эффект эмоциональной поддержки.
Эффект сопричастности выражается в том, что член группы ощущает себя сопричастным проблемам, делам, успехам и неудачам той группы, к которой он реально принадлежит или субъективно причисляет себя. На основе эффекта сопричастности формируется чувство ответственности за результаты деятельности группы.
Эффект эмоциональной поддержки проявляется в том, что член группы ожидает эмоциональной поддержки, сочувствия, сопереживания, помощи со стороны остальных членов группы. Он предполагает также не только эмоциональную, но и реальную поддержку действиями других членов группы.
Эффект МЫ оказывается эффективным психологическим механизмом функционирования группы. Гиперболизация чувства МЫ может привести группу к переоценке своих возможностей и достоинств, к отрыву от других групп, к групповому эгоизму. В то же время, недостаточное развитие чувства МЫ, приводит к потере ценностно-ориентированного единства группы.

 

8. ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В МАЛОЙ ГРУППЕ

 

Малую группу характеризуют как статические (состав, границы, композиция), так и динамические процессы. Главной задачей социально-психологических исследований является изучение динамических процессов. В результате этих исследований выявляются общие закономерности общения и взаимодействия, реализуемые в малой группе; раскрываются механизмы связи с общественными отношениями и доведения до личности общественных норм, ценностей, установок. Важный аспект исследования – это изучение процесса развития группы, изменения групповых свойств на различных этапах становления группы, а также, каким образом активность личности реализует усвоенные влияния и осуществляет их отдачу.

Понятие групповая динамика может употребляться в трех значениях:

1) направление исследования малых групп в западной социальной психологии (школа К. Левина);

2) обозначение методик, используемых при изучении малых групп, разработанных в школе К. Левина (особый вид лабораторного эксперимента);

3) совокупность процессов, которые происходят в малой группе.

Групповая динамика – совокупность динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какой-то период ее существования.

Важнейшими динамическими процессами являются: образование малых групп (способы формирования групп, психологические групповые механизмы: феномен группового давления, развитие групповой сплоченности); групповая сплоченность; лидерство; принятие группового решения; эффективность группы.

В отечественной социальной психологии развивалось направление, рассматривающее в качестве своеобразного итога развитие группы такой специфической стадии, как коллектив. Вся проблематика коллектива также имеет отношение к групповой динамике малой группы.

Малая группа задается функционированием общества. Таким образом, причины ее возникновения лежат в социальной структуре. Социальная психология изучает переход социального процесса образования группы в психологическую плоскость. Анализ развития группы как психологической общности базируется на выделении двух главных сфер ее жизнедеятельности: деловой и эмоциональной. Можно выделить три механизма групповой динамики: разрешение внутри-групповых противоречий (противоречия между потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью; между стремлением членов группы к самореализации и тенденциями включения в групповые процессы); идиосинкразический кредит (лидеру позволяется нарушать групповые нормы, что нельзя рядовому члену); психологический обмен (через совместную деятельность происходит статусная дифференциация).

 

 

9. ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО. СТИЛИ ЛИДЕРСТВА И РУКОВОДСТВА

 

 

Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи.

Проблемы лидерства и управления имеют давнее и тесное взаимодействие. Впервые лидерство как явление попало в фокус экспериментального исследования в начале 30-х годов XX в. в научной школе известного психолога Курта Левина, которая занималась изучением влияния группы на индивидуальное поведение человека. Выяснилось, что группа может оказывать значительное управляющее влияние, как на действия, так и на мнение отдельного ее члена и что становление и развитие группы происходит, в том числе через постепенную кристаллизацию функций ее лидера- человека, на которого ориентируются другие члены группы и который успешнее других выражает групповое мнение.

Часто даже в профессиональной литературе авторы смешивают понятия «лидер» и «руководитель», употребляя их через запятую как синонимы. Так поступать некорректно, поскольку лидерство и управление - явления, различающиеся по целому ряду оснований.

Первое отличие - это происхождение.

Лидерство возникает естественным образом в том смысле, что является результатом внутригрупповых процессов в малой группе, определяющих ее структурирование. Назначение руководителя чаще всего происходит извне, например, с более высокого уровня управления, и новый руководитель вообще может не принадлежать к данной группе людей.

Второе важное отличие касается способов осуществления лидерских и руководящих функций.

Лидерские функции чаще всего носят неформальный характер. Они нигде не прописаны, распоряжения лидера никем не оформляются письменно в приказы, что, впрочем, не означает, что их исполнение не обязательно для членов группы. Иногда они более эффективны и действенны, а санкции за неисполнение могут наступить с гораздо большей оперативностью и неотвратимостью. В то же время руководитель обязан официально оформлять свои распоряжения.

Третье отличие связано со сферами влияния лидеров и руководителей.

Как правило, граница влияния лидера проходит не только в физическом, но и в ментальном пространствах. Если человек не считает себя членом какой-либо малой группы, то влияние ее лидера на него не распространяется. Подчиненный же может внутренне не считать себя лояльным по отношению к данному подразделению, но это нисколько не снижает влияния на него распоряжений его формального начальника.

Три указанных отличия можно подытожить с помощью различения понятий «формальный» и «неформальный» аспекты группы. Каждая реально взаимодействующая группа имеет формальную и неформальную структуры, которые могут совпадать или не совпадать.

Для каждой из названных структур есть лицо или лица, осуществляющие координирующие функции, являющиеся своего рода «цементом», удерживающим других людей в составе группы. Для формальной структуры таковым является руководитель, а для неформальной - лидер. Наиболее простой для рассмотрения случай, когда формальная и неформальная структуры совпадают. В этом случае можно говорить о руководителе-лидере. Быть таким человеком - большая удача и для него, и для членов подобной группы. Такой руководитель-лидер обладает более широким спектром инструментов воздействия на членов группы. Для выполнения его указаний нет нужды использовать официальные санкции, группа гораздо лучше управляема.

На практике, однако, чаще всего бывает иначе. Формальные и неформальные аспекты не совпадают, и более компетентный руководитель нуждается в установлении и поддержании хороших отношений с неформальными лидерами групп, входящих в руководимую им организацию. Менее компетентный руководитель вынужден наиболее полно использовать властные полномочия, предоставленные ему сверху, для того чтобы добиваться решения внешних по отношению к группе и ее членам управленческих задач. Это приводит к разным стилям руководства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.