Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Девиантное поведение подростков как искажение нравственного воспитания






 

Проблема девиантного поведения подростков имеет особый смысл. Девиантное поведение подростков издавна является одной из серьезных и трудноразрешаемых проблем, как на предметном, так и на гносеологическом уровне.

Я.И. Гилинский под отклоняющимся поведением понимает «поступок, действие человека, не соответствующее официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам)» [7].

М.И. Рожков рассматривает отклоняющееся поведение как «отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит» [6, с. 176]. Ряд авторов (А.Г. Абрумова, Е.В. Змановская, И.С. Кон) в своих классификациях разделяют девиантное (отклоняющееся) и делинквентное (преступное) поведение (термин delinguens - «проступок, провинность»). Е.В. Змановская определяет делинквентное поведение как «действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей и уголовно наказуемые в своих крайних проявлениях» [11, с. 45].

Сутью подросткового возраста Л.С. Выготский считал несовпадение трех точек созревания: «Половое созревание начинается и завершается раньше, чем наступает окончание общеорганического развития подростка, и раньше, чем подросток достигает окончательной ступени своего социальнокультурного формирования». Он указал типичные черты подростка: возникновение интроспекции, ведущей к самоанализу; появление особого интереса к своим переживаниям, неудовлетворенность внешним миром, уход в себя, появление чувства исключительности, стремление к самоутверждению, противопоставление себя окружающим, конфликты с ними. Таким образом, отклонения в поведении могут быть связаны с изменениями, происходящими в личности подростка. Поскольку психофизическое, умственное, социальное, эмоциональное развитие отличается качественным своеобразием, оно во многом определяет все дальнейшие особенности взросления и поведения подростка» [2, с. 245].

С.А. Беличева характеризует отклонения в поведении, рассматривая их как результат педагогической запущенности психически неустойчивых подростков, которые по физическому и половому развитию отстают от сверстников; с аномалиями развития организма; подростков с ускоренным половым развитием и повышенной аффективностью, возбудимостью, агрессивностью, а также с расторможенностью влечений - жестоких, бродяжничающих, употребляющих наркотики.

Социальная дезорганизация - неотъемлемая часть процесса социального изменения. Многими авторами отмечено, что большинство явлений, осуждаемых теми, чье положение прочно, возникает тогда, когда уменьшается влияние групповых норм на поведение подростков. Социальное изменение почти постоянно включает в себя некоторое ослабление социального контроля (референтной группы или родителей). К таким «кризисам» относится и естественный процесс, например моральное созревание, и процессы социальные, как, например, привлечение к уголовной ответственности одного из членов группы, так и ситуативно-шоковое воздействие - например, смерть в автокатастрофе, произошедшая на глазах друзей-любителей погонять на мотоцикле или скутере, а также влюбленность в человека из другой социальной среды.

Социальная дезорганизация является аспектом социального изменения, из этого следует, что социальная реорганизация иногда предполагает принятие некоторых шаблонов поведения, которые прежде осуждались как отклонения. Это особенно справедливо в отношении радикальных политических взглядов и новшеств в литературе и искусстве.

Анализ психосоциальных факторов риска и защиты показало, что фактором риска по отношению к психическому здоровью детей в целом – это суровое воспитание с физическими наказаниями, а факторами защиты - сохранная и сплоченная семья, образование родителей и безопасный район проживания. Помимо этого, специфическими факторами риска интернальных проблем являлись женский пол, старший возраст родителей и алкоголизм в семье, а факторами защиты были материальный достаток и занятия спортом. Специфическими факторами риска экстернальных проблем были мужской пол, младший возраст, вестернизация, отдельная комната, курение в семье и употребление алкоголя и наркотиков самим подростком. При этом показатели семейной обстановки имели гораздо большее значение для психического здоровья, чем социально-экономическое положение.

Еще одной из острых социальных проблем является проблема сиротства, в том числе сиротства социального. Глубокий кризис российского общества, связанный с переменами в политической, социально-экономической и культурной сферах, привел к ослаблению института семьи, снижению ценностей родительства, росту различных негативных социальных проявлений, в том числе алкоголизма и наркомании. К группе девиантных форм поведения относят микросоциальную запущенность и характерологические ситуационные реакции отказа, протеста, имитации, реакцию группирования со сверстниками, побеги из дома, дромоманию, реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением, малолетнюю проституцию [10].

Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Как видим, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия «нравственность» и «мораль» часто раскрываются как тождественные. Мы считаем, что нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества. Меняется форма общественного устройства, меняется и мораль, а нравственность остается вечной категорией.

Нравственность развивается в детях только благодаря примеру родителей, то есть все начинается с нас, - это не злобная среда корежит и уничтожает целомудрие в ребенке, а в первую очередь неправильное его воспитание. Целомудрие не записано в генотипе, не «живет» оно и в моральных предписаниях. Никакие поучения, предписания и призывы «будь хорошим, будь воспитанным, будь вежливым, будь таким-то», как в песне «стань таким, как я хочу» ничего не дают. Целомудрие - это божий замысел о человеке и существует в устройстве совместной жизни детей и взрослых. Как взрослые без детей - бессмысленные существа, так ребенок без взрослых - существо невозможное. Потому первая заповедь родителя, первая задача взрослых людей - посмотреть на свое собственное жизнеустройство: правильно ли мы живем. Действия ребенка определяются той объемной картиной мира, которая складывается у него в родительском доме. Следовательно, целомудрие, как внутреннее фундаментальное качество человека, усваивается ребенком через совместное бытие взрослых и детей.

Одной из причин кризиса в нравственной сфере современного общества и, как следствие, морально-нравственной девиации подростков является разрушение традиционных устоев семьи.

Деформация коснулась и сферы семейного воспитания:

- утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного «крестоношения», жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми;

- не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия, поддержки;

- прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют никакого представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребенка;

- утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать подростков от порока;

- представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях, детских садах и пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек: они не владеют традиционными приемами пестования маленьких детей, избегают активного участия в воспитании старших внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам мудрым наставничеством и сердечным участием.

Следствием девиантного поведения подростков как семейного кризиса являются многочисленные проблемы воспитания:

- чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений;

- нарушены процессы формирования нравственной сферы: у маленьких детей дает существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов, дети школьного возраста не владеют навыками согласования своего поведения с определенной системой нравственных правил и ориентиров, в молодежной среде царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей над духовными;

- у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;

- в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью тусовкой в компаниях сверстников.

Система общественного воспитания и образования не может изменить ситуацию, внести позитивный вклад в восстановление традиционных ценностей семьи, способствующих нравственному воспитанию подростков:

- тема целомудрия, любви, верности почти не звучит в содержании образования;

- в учебном плане школ отсутствуют предметы «духовно-нравственные основы семьи», «основы нравственности»;

- до сих пор полностью не пресечены попытки внедрения в систему образования наполненных цинизмом программ полового просвещения, валеологического образования детей и подростков.

Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии:

- в социокультурном пространстве, СМИ темы семейной, воспитательной направленности поднимаются крайне редко, бессистемно и тонут в потоке второстепенной информации, пошлости и порока;

- массовая культура и средства массовой информации стали орудиями нравственного растления, они пропагандируют насилие, цинизм в сфере семейных отношений, превозносят греховные страсти «свободной любви», половой распущенности, всевозможных извращений [17].

Безнравственная идеология современного общества, отстаивающая либеральные ценности западной культуры (эгоизм, вседозволенность, самоутверждение любой ценой), направлена на окончательный подрыв семейных устоев, довершение развала семьи: культ наслаждений и блуда, искусственная беззаботность, психология Диснейленда с непрестанными развлечениями и бегством от реальной жизни в мир иллюзий - все это ожесточенно атакует неокрепшие души. Очевидно, что приоритет земных интересов над духовно-нравственными ценностями, разрушение семьи, утрата ею воспитательных функций приводят к вступлению в самостоятельную жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей, что, несомненно, подрывает корни благосостояния и стабильности российского общества.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.