Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы и условия формирования дизайнерского мышления школьников на уроках изобразительного искусства






 

В процессе анализа методической и педагогической литературы нам удалось выявить ряд методов эффективного формирования дизайнерского мышления школьников.

В последнее время в научных исследованиях достаточно широкое распространение получил метод моделирования, как специфический метод познания, который основывается на принципе материального единства мира и наличия в живой и неживой природе общих диалектических законов их развития, на признании всеобщей связи и взаимообусловленности явлений.

А.Н. Кочергин дает следующее определение: «Моделирование – это опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не сам интересующий нас объект, а некоторая вспомогательная искусственная или естественная система:

1) находящаяся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом;

2) способная замещать его в определенных отношениях;

3) дающая при её исследовании, в конечном счете, информацию о самом моделируемом объекте» [15, с. 123].

Термин «модель» в современной науке употребляется в самых различных смыслах. В.В. Давыдов дает следующее определение: «Под моделью понимается такая мысленно пpедставляемая или матеpиально peализуемая система, котоpая отобpажая или воспpоизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую инфоpмацию об этом объекте» [6, с. 22].

Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта. Под моделью, по мнению В.И. Михеева [21], понимается предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели – моделирующей деятельностью.

Метод научного моделирования позволяет [30]:

– по результатам изучения различных сторон оригинала создавать обобщенную, абстрактную, идеальную модель объекта;

– выступать в качестве заменителя или представителя объекта изучения, приводить к выводам и решениям, относительно их изменения, выступать в качестве средства комментирования определенных сведений об изучаемом объекте; выступать в качестве оператора, связывающего аппарат выражения модели и проводящего решение поставленных задач.

Модели обычно выполняют следующие гносеологические функции: иллюстративную, трансляционную, объяснительную, предсказательную. Многоплановое проникновение моделирования в область педагогических исследований объясняется тем, что с его помощью решаются проблемы, связанные с эффективностью обучения с позиций не только качественных, но и количественных характеристик педагогического процесса.

Педагогическая модель – это какая-либо идея организации, осуществления и развития педагогического объекта. К педагогическим моделям относятся концепции развития учебных заведений и ученических объединений, уставы и положения учебных заведений, планы организация воспитательной работы и внеклассной работы по разным предметам.

Главной целью модели организации дизайнообразования в школе является формирования знаний о закономерностях дизайна и способах их применения через сферу обучения.

На рисунке 1 представлена базовая модель дизайнообразования в начальной школе.

 

Модель дизайнобразования в школе должна отражать формирование знаний об основных понятий дизайна: композиция и формообразование, художественно-конструкторское проектирование, требования дизайна к промышленным изделиям, понятие о цвете и цветосочетаниях;

Также в модели должен быть отражен основной принцип дизайна в процессе разработки кон-кретных вещей реализуется через совершенно определенные правила или требования. Н.Г. Конышева [13, с. 30] предлагает следующие правила и требования, которые могут быть отражены в содержании начального образования:

1) Композиционная целостность – соответствие отдельных частей друг другу и соответ-ствие части целому. Эта комплексная характеристика включает в себя целый ряд более частных качеств, каждое из которых можно рассматривать и по отдельности. Среди них обычно выделяют: соподчиненность, пропорциональность и другие. В любом случае данное требование означает согласованность и соразмерность частей в составе целого, их уравновешенность, т.е. единство. Прежде всего, речь идет о единстве стиля, что обеспечивается единством форм, размеров, материала, технологий и т.д.

Максимальное выявление в изделии всех возможностей материала, из которого оно сделано. Когда-то талантливый исследователь декоративно-прикладного искусства А.Б.Салтыков заметил, что хороший вкус любит подлинное, поэтому подделка одного материала под другой возможна и уместна лишь в тех случаях, когда их внешние свойства похожи (матовые или блестящие, гладкие или шероховатые, твердые или мягкие и пр.). Если эти свойства сильно различаются, подделки лишены художественной выразительности.

Учет декоративных, психологических, физиологических и прочих возможностей цвета при разработке изделия.

Уместность украшений на предмете. Украшения на вещах не всегда имели чисто декоративный смысл. Изучая историю предметного мира, ученые пришли к выводу, что большинство бытовых предметов наряду с обычной утилитарной функцией выполняли и магическую функцию, а украшения были символическими и усиливали магию вещей. Вместе с тем в процессе обучения технологии у школьников необходимо сформировать социально значимые качества личности, такие как: эстетические потребности и эстетический вкус, потребности и способности к эстетической оценке предметно-пространственной среды, технологического мира и создание эстетических ценностей. Большое значение при этом имеет то, что в процессе дизайнерской деятельности существуют широкие возможности развития эстетического вкуса и помощи учащихся в осознании того, что в культуре массового производства имеются свои собственные эстетические достоинства и способы проявления творческой индивидуальности.

Ведущим в организации дизайнерской деятельности является использование методов, обеспечивающих личностно-ориентированный, деятельностный подход к учащимся. В процессе дизайнерской деятельности используются такие методы как проблемный, поисковый, исследовательский, а также различные специальные упражнения по выполнению трудовых операций.

В педагогике наибольшего внимания заслуживает классификация методов обучения, предложенная И.П. Подласым [23]. В ней выделяются четыре основные группы методов;

Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод – тренирует знания, но не обеспечивает радость исследовательской работы и не развивает творческое мышление. Этот метод включает демонстрацию, лекцию, изучение литературы, использование дидактических средств и т.п.

 

Проблемный метод – основан на беседе в ходе наблюдений, на работе с книгой, на экспериментировании, на экскурсиях. Благодаря этому методу, учащиеся приобретают навыки логического, критического мышления.

Частично-поисковый метод, который при самостоятельной работе учащихся, беседе, проектировании и т.п. предоставляет учащимся возможность принять участие в работе на отдельных этапах исследования. При этом они получают возможность ознакомиться с определенными материалами научно-познавательной работы.

4. Исследовательский метод – учащиеся постепенно познают принципы и этапы научного исследования изучают литературу по проблеме, проверяют гипотезы и оценивают полученные результаты.

Еще одним элементом модели дизайнобразования в начальной школе может стать

использование методов по источнику обучения. В педагогической науке имеются самые разнообразные классификации методов обучения, позволяющие формировать у учащихся эстетические знания и умениям обеспечивать их дизайнобразование.

Н.В. Бордовская предлагает следующую классификацию методов обучения по источнику получения знаний [1]:

Словесные методы (источником знаний являются устное или печатное слово);

Наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

Практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Словесные методы дизайнобразования позволяют в кратчайший срок передать большую информацию по технике, технологии, конструированию, эргономике, эстетике поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения.

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой. Каждый из этих методов целесообразно использовать в обучении дизайну благодаря выразительности, многообразия образов и понятий, которые можно передать живой речью и оказать сильное эмоциональное воздействие на учащихся, тем самым мотивировать к дизайнерской деятельности.

В процессе обучения дизайну одежды значительное место занимают наглядные методы. Под ними понимаются методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств.

Наглядные методы используются во взаимной связи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чуственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, схем и т.п.

По мнению Б.Т. Лихачева [16], наглядные методы подразделяются на две большие группы: метод иллюстраций и демонстрацию. Метод иллюстраций предполагает показ старшеклассникам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, инструкционных карт, зарисовок, моделей дизайн-проектов, их этапов и т.д. Метод демонстрации связан с демонстрацией процесса моделирования, конструирования дизайн-объекта, технологического процесса его изготовления.

В ходе реализации дизайнобразования младших школьников существенное место в организации процесса обучения дизайну занимают практические методы. Они основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения и практические работы.

Побуждение учащихся к собственной дизайнерской деятельности, его включение и углубление в творческий процесс самостоятельного создания оригинальной модели, с усложненными конструктивными элементами, отмечает Н.Г. Конышева [13], является непременным и важным условием изучения в активном режиме познания и преобразования предмета труда, в процессе его выполнения в конкретном дизайнерском изделии, соответствующем заданным социальным функциям и факторам дизайна (эргономический, социологический, эстетический, экономический, конструкторско-технологический).

Основной из приоритетных целей дизайнобразования младших школьников, является достижение главной педагогической цели – гармоничное развитие личности учащегося, его приобщение к культурно-историческим достижениям общества а также, создание условий для самореализации. Эта цель может быть достигнута при культурно образующем характере содержания дизайнобразования, в котором целостно представлены ценности духовной и материальной культуры.

Таким образом, педагогические условия формирования дизайнерского мышления включают: формирование основных понятий дизайна (композиция и формообразование, художественно-конструкторское проектирование, требования дизайна к промышленным изделиям, понятие о цвете и цветосочетаниях); учет правил и требований дизайна (композиционной целостности, выявление всех возможностей материала, учет возможностей цвета уместность украшений на предмете); формирование социально значимых качеств личности (эстетических потребностей и эстетического вкуса, потребностей и способностей к эстетической оценке); использование методов, обеспечивающих личностно-ориентированный, деятельностный подход к учащимся (проблемного, поискового, исследовательского); использование методов по источнику обучения (словесных, наглядных и практических); организация эстетически верной окружающей среды. Использование данных условий будет способствовать достижению основной цели дизайнобразования младших школьников – гармоничное развитие личности учащегося, его приобщение к культурно-историческим достижениям общества а также, создание условий для самореализации.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.