Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статистика товарооборота.






ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Основные категории товарооборота (ТО). Расчёт коэффициента звенности товародвижения (числа перепродаж).

2. Статистический анализ оптового и розничного ТО.

 

 

1.

Цель изучения темы: рассмотрение видов товарооборота, показателей ТО.

Объектом коммерческой деятельности является товар. Перемещение товара есть процесс товародвижения. Товародвижение заключается в территориальном перемещении товара от одного географического пункта к другому и в смене прав собственности на товар (в перемещении от одного владельца к другому). Сложность и многогранность процесса товародвижения вызывает необходимость его дифференцированного изучения по отдельным этапам.

В соответствии с торговой деятельностью в товародвижении выделяют 2 этапа:

Оптовый -- где перемещаются и меняют владельца крупные партии товара, а покупателями являются юридические лица и крупные предприятия.

Розничный – где товары в размерах, достаточных для личного потребления переходят к индивидуальным потребителям, населению.

Товарооборот – совокупность актов купли-продажи товаров. Статистика товарооборота изучает массовые процессы и явления перемещения товара от производителей к потребителям и обмен товаров на деньги. ТО рассматривают как многогранный показатель:

- показатель объёма товарной массы

- показатель размера торгового предприятия

- показатель денежной выручки торгового предприятия

- показатель финансово-экономического эффекта торговой деятельности.

В зависимости от того, кто выступает продавцом, ТО подразделяют на 2 вида: ТО производителей товаров и торгово-посреднический.

В зависимости от того, кто выступает в качестве покупателя ТО также подразделяется на 2 категории:

Оптовый ТО – покупателями являются торговые организации, т.е. товар поступает в сферу товарного обращения для дальнейшего его движения к потребителям.

Розничный ТО – покупателями являются потребители товаров. Товары поступают в сферу потребления и прекращают своё существование как товар.

Однако, товар на пути следования к потребителю может быть продан несколько раз. Сумма всех перепродаж товаров называется валовым товарооборотом. Он вычисляется как сумма розничного и оптового товарооборота. Валовой товарооборот включает в себя повторный счёт и поэтому реально не отражает объёма проданных товаров. С этой целью в статистике рассчитывают чистый товарооборот. Для региона или системы предприятий его определяют 2-мя способами:

ЧТО = ВТО – оптовая продажа товаров внутри региона (системы)

ЧТО = РТО + оптовая продажа товаров другим регионам (системам)

Отношение валового товарооборота к чистому называется коэффициентом звенности товародвижения (показателем числа перепродаж товаров). Он измеряется в разах или звеньях.

 

2.

Оптовый ТО – продажа товара крупными партиями для дальнейшей перепродажи или переработки. В свою очередь он подразделяется на:

- складской. Представляет собой поставку товаров розничным торговым организациям со складов оптовых предприятий.

- транзитный. Поставка товаров непосредственно со складов предприятий-изготовителей, минуя склады оптовых баз.

Одним из условий успешной работы торгового предприятия является равномерная поставка товаров. Под равномерностью понимают поставку товаров равными партиями за одинаковые периоды времени. Для характеристики равномерности вычисляют коэффициент равномерности поставок:

 

К равном. = 100% - V

 

Неравномерная поставка отрицательно сказывается на финансово-хозяйственной деятельности предприятия и сферы обращения в целом. Неравномерно используются складские помещения. Нарушается нормальная работа транспорта и др.

Центральным показателем торговли является розничный ТО. Он характеризует покупательный спрос, его структуру, а также материальное благосостояние населения. РТО связан с денежными доходами, так как эти доходы реализуются через розничную торговлю.

Розничный ТО – продажа товаров непосредственно потребителям, населению для индивидуального потребления. А также предприятиям, организациям, учреждениям для коллективного потребления или хозяйственного использования.

Важным статистическим показателем является товарная структура ТО – выраженный в процентах удельный вес каждой товарной группы или товара в отдельности в общем объёме ТО

Задачами статистики ТО являются:

Сбор данных о ТО по республике, её областям, районам и по отдельным торговым предприятиям;

Разработка товарной классификации, на основании которой устанавливается товарная структура ТО;

Изучение спроса на товары

Анализ динамики ТО

Источником сведений о ТО является форма статистической отчётности №1 – торг и №3 - торг.

При статистическом анализе ТО используется и индексный метод. Вычисляют индексы цен, объёма продаж и товарооборота.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.