Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Литературные направления и творческий метод. Реализм.




Реализм – правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе исторического развития искусства реализм в литературе принимает конкретные формы определённых творческих методов (например просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм). Реализм располагает необычайным многообразием способов подхода к действительности, способов обобщения, стилистических форм и приёмов. Реализм Мопассана, Пушкина и Маяковского существенно отличаются друг от друга, свидетельствуя о широчайших возможностях глубоко объективного освоения исторически изменяющегося мира художественными средствами. Однако любой реалистический метод характеризуется последовательной направленностью на познание и раскрытие противоречий действительности, которая, в данных исторически обусловленных пределах оказывается доступной правдивому отражению. Глубокое проникновение в сущность жизненных явлений, которое с необходимостью присуще реалистической тенденции и составляет характерную особенность всякого реалистического метода, по-разному выражается в романе и лирическом стихотворении, в исторической картине и пейзаже. Изображение жизни в формах самой жизни в действительности широко распространено в реалистическом искусстве, порой доминирует, но не является обязательным признаком реалистического метода, особенно если эту формулу трактовать как требование адекватности образа облику явлений действительности.
Достоверность художественного образа обретает смысл лишь в единстве с правдивым отражением существенных сторон действительности. Самые различные условные приёмы и образы неоднократно являлись средством точного и выразительного раскрытия жизненной правды (например, в творчестве Ф.Рабле, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Б.Брехта), особенно тогда, когда сущность того или иного социального явления или идеи не имеет адекватного выражения в каком-либо одном единичном факте или предмете. Художественная правда включает в себя две стороны, нерасторжимо связанные между собой: объективное отражение существенных сторон жизни и истинность эстетической оценки, т.е. соответствие присущего данному искусству общественно-эстетического идеала таящимся в действительности потенциям поступательного развития. Это то, что можно назвать правдой идеала или эстетической оценки. Наиболее глубоких и художественно-гармонических результатов реалистическое искусство достигает тогда, когда обе эти стороны эстетической истины находятся в органическом единстве, как, например, в поэзии Пушкина, романах Л.Толстого.
Поскольку именно реализму доступен разносторонний охват жизни народа, важных общественных вопросов, ему в высокой мере присуще качество народности. В своём исторически конкретном значении термин «реализм» обозначает направление литературы и искусства, возникшее в XVIII в., достигшее всестороннего раскрытия и расцвета в критическом реализме XIX в. и продолжающее развиваться во взаимодействии с другими направлениями в XX в. (вплоть до современности). В литературе ряд существенных черт реализма проявился в эпоху Возрождения, в первую очередь у Сервантеса и Шекспира, особенно в изображении характеров; классицизм XVII в. разработал метод четкой типизации характеров. В XVIII в. литература демократизируется – в противовес предшествующей литературе, отражавшей по преимуществу жизненный уклад и идеалы феодальных верхов, она избирает главными героями не монархов и вельмож, а людей среднего состояния – купцов, горожан, солдат, моряков. Он утверждается прежде всего в прозе; всё более определяющим жанром литературы становится роман – прозаическое повествование о судьбах обыкновенных людей, эпос частной жизни. Наиболее значительные реалистические романы в XVIII в. созданы в Великобритании (Д.Дефо, С.Ричардсон, Г.Филдинг), Франции (Прево, Дидро, Руссо), Германии (ранний Гёте).
Возникший в 30-е гг. XIX в. критический реализм имел генетические связи с романтизмом; оба направления объединяло разочарование в итогах буржуазной революции и отрицательное отношение к утвердившемуся капиталистическому строю. Стендаль и Бальзак во Франции Диккенс в Великобритании создали панорамные полотна жизни буржуазного общества, обнажая «скрытый смысл огромного скопища типов, страстей и событий» (Бальзак) и улавливая их социальную основу. Гоголь в России изобразил кризис всего поместно-крепостнического строя. Критический дух реализма 1-й половины XIX в. не означал, однако, отсутствия положительных идеалов у писателей. В середине XIX в. реализм изменяется. Если у Стендаля, Бальзака и Диккенса человек мог противостоять неблагоприятным условиям, то во 2-й половине века реализм на Западе изображает преимущественно отчуждение личности, утрату характера, воли, сопротивляемости среде, что особенно выразительно показано У.Теккереем и Г.Флобером. Однако этому отчуждению отчасти в Великобритании (Дж.Элиот), но особенно в России (Тургенев, Л.Толстой) противостояло утверждение высокой человечности, борьба за гуманные идеалы. Глубина философской проблематики в творчестве Толстого и Достоевского, широчайший охват социальной действительности, сострадание к судьбам «униженных и оскорбленных», тонкость психологического анализа поставили этих писателей и вместе с ними всю русскую литературу на вершину реализма XIX–XX вв.
В последнюю треть XIX в. история литературы на Западе прошла под знаком натурализма, крупнейшим представителем которого был Э.Золя. В 80-е гг. в творчестве А.П.Чехова зарождается новая форма реализма – с предельным устранением авторских оценок, совершенно объективным изображением повседневной действительности. Как литературный стиль термин «реализм» означает своеобразие речевых средств, применяемых в произведениях, следующих реалистическому методу. Язык литературы на протяжении многих веков был особым, «поэтическим»: художественные произведения почти во всех жанрах долго создавались в стихах, но главное – сама речь была украшена стилистическими фигурами и тропами, что в сочетании с особым ритмом должно было отличать литературу от обыденной речи. Хотя прозаические повествования возникают сравнительно рано, они долго остаются в пределах условных речевых форм, более или менее отдалённых от повседневного языка. Введение живой разговорной речи было одним из первых элементов реалистического стиля. Однако хотя у Боккаччо, Рабле, Сервантеса лексика во многом уже является бытовой, синтаксический строй языка ещё не делали речь подлинно реалистической. Лишь в XVIII в. живая разговорная речь начинает утверждаться в литературе.
В России Пушкин даёт первые образцы живой прозаической речи, лаконичной и точной, воспроизводящей естественный строй бесед, сохраняющей живые интонации; с этого времени можно говорить о реалистическом стиле в подлинном смысле слова. В каждой из национальных литератур по мере утверждения реализма как литературного направления развивается и соответствующий ему литературный стиль. Реалистический стиль заключается как в естественности речи, соответствующей нормам живого разговорного языка (при этом процесс этот двоякий: литература вбирает живую речь, но в свою очередь создаёт нормы современной языковой культуры), так и в том, что характеристика персонажа непременно дополняется речевой характеристикой – воспроизведением индивидуальных и социальных особенностей речи персонажа. Нормы литературного языка, созданные русскими классиками XIX в., до сих пор сохраняют свою силу, хотя, конечно, за это время произошли и перемены в языковой культуре, которые отразились в новейшей литературе (где наблюдается усиленное возрождение тропов, метафор, экспрессивной образности в прозаической речи).

БИЛЕТ 15

1.Что такое троп
Употребление слова, выражения, фразы в переносном смысле называется тропом. Тропы основаны на внутреннем сближении, соотнесении двух явлений, из которых одно поясняет, уточняет другое. Тропы часто встречаются в разговорной речи, некоторые из них становятся настолько привычными, что как бы утрачивают свой переносный смысл (съел тарелку, потерял голову, бежит река, идет дождь, ножки стола). В художественной речи тропы раскрывают наиболее ярко и точно самую существенную черту изображаемого предмета или явления, усиливая тем самым выразительность речь. Существуют различные виды тропов, так как принципы сближения многообразных предметов и явлений различны. Простейшими видами тропа являются сравнение и эпитет.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.