Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объективные» и субъективные факторы, влияющие на процедуру тестирования.






Y​ При проведении процедуры тестирования необходимо учитывать следующие факторы:

Y​ Характеристики помещения

Y​ Наличие отвлекающих факторов

Y​ Оснащенность эксперимента

Y​ Время проведения эксперимента (желательно 9.00-17.00)

Y​ Отработанность процедуры проведения (поэтому все тесты желательно сначала пропускать через себя)

Y​ Профессиональное мастерство экспериментатора

Y​ Эмоциональное состояние испытуемого и экспериментатора (нельзя проводить исследование в состоянии стресса, возбуждения, после тяжелой или утомительной работы, кроме случаев, когда именно это требуется по условиям тестирования).

 

Объем выборки – число элементов, включенных в совокупность выборочную. Определяется:

А) задачами исследования

Б) степенью однородности совокупности генеральной, которую данная выборка репрезентирует

В) величина доверительной вероятности, при которой гарантируется достоверность результата исследований

Г) требуемой точностью результатов, т.е. величиной допускаемой ошибки репрезентативности.

 

С.Стивенс предложил различать 4 статистические шкалы: шкалу наименований (или номинативную), шкалу порядка, шкалу интервалов и шкалу отношений.

Шкала наименований. К этой шкале относятся материалы, в которых изучаемые объекты отличаются друг от друга по их качеству. Объекты при этом можно размещать в любой последовательности в зависимости от цели исследования (пример - изучение состава международной научной конференции. Среди участников – французы, немцы и т.д. Порядок, в котором будут расположены участники совершенно непринципиален).

Шкала порядка. К этой шкале в статистике относят такие исследовательские материалы, в которых рассмотрению подлежат объекты, принадлежащие к одному или нескольким классам, но отличающиеся при сравнении одного с другим: больше – меньше, выше – ниже и т.п.

Шкала интервалов. К ней относятся такие материалы, количественная оценка изучаемого объекта в которых дается в фиксированных единицах.

Шкала отношений. К этой шкале относятся материалы, в которых учитываются не только число фиксированных единиц, но отношения полученных суммарных итогов между собой. Чтобы работать с такими отношениями, нужно иметь некую абсолютную точку, от которой и ведется отсчет

 

Надежность психологического теста - это характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних побочных факторов.

Повторное применение надежных методик дает сходные результаты.. В самом широком смысле надежность теста - это характеристика того, в какой степени выявленные у испытуемых различия по тестовым результатам являются отражением действительных различий в измеряемых свойствах и в какой мере они могут быть приписаны случайным ошибкам.

Среди факторов, влияющих на надежность:

1)​ нестабильность диагностируемого свойства;

1)​ несовершенство диагностических методик (небрежно составлена инструкция, задания по своему характеру разнородны, нечетко сформулированы указания по предъявлению методики испытуемым и т.д.);

1)​ меняющаяся ситуация обследования (разное время дня, когда проводятся эксперименты, разная освещенность помещения, наличие или отсутствие посторонних шумов и т.д.);

1)​ различия в манере поведения экспериментатора;

1)​ колебания в функциональном состоянии испытуемого;

1)​ элементы субъективности в способах оценки и интерпретации результатов.

Для повышения надежности психодиагностической методики используется единообразие процедуры обследования, его строгая регламентация: одинаковые для обследуемой выборки испытуемых обстановка и условия работы, однотипный характер инструкций, одинаковые для всех временные ограничения, способы и особенности контакта с испытуемыми, порядок предъявления заданий и т.д.

Надежность определяется на наиболее однородных выборках (схожих по полу, возрасту, уровню образования, профессиональной подготовке и т.п.). Для каждой такой выборки приводятся свои коэффициенты надежности. Если методика применяется к выборке, отличающейся от той, на которой проверялась ее надежность, то эта процедура должна быть проведена заново.

Виды надежности диагностических методик (по Гуревичу):

·​ надежность измерительного инструмента: (для определения однородности методики используется метод расщепления: задания делятся (например) на четные и нечетные, отдельно обрабатываются, затем результаты коррелируются между собой). Методика признается надежной, когда полученный коэффициент не ниже 0, 75-0, 85.

·​ стабильность изучаемого признака: колебания признака не должны иметь непредсказуемого характера. Если не ясны причины резких колебаний, то такой признак не может быть использован в диагностических целях. Для проверки стабильности используется ретест – повторное обследование испытуемых с помощью той же методики. О стабильности судят по коэффициенту корреляции между результатами первого и повторного обследования. С увеличением временного интервала стабильность признака имеет тенденцию снижаться, т.к. возрастает число посторонних факторов, влияющих на нее.

·​ константность, т.е. независимость результатов от личности экспериментатора. Испытуемый в своем отношении к опыту всегда отразит то, как сам экспериментатор относится к этому опыту (допускает небрежность или действует точно в соответствии с требованиями процедуры, проявляет требовательность, настойчивость или бесконтрольность и т.п.). особенно существенна роль личности экспериментатора при проведении проективных методик. Коэффициент константности определяется путем корреляции результатов двух опытах, проведенных в относительно одинаковых условиях на одной и той же выборке испытуемых, но разными экспериментаторами. Коэффициент корреляции не должен быть ниже 0, 80.

В психодиагностике широко распространены следующие виды надежности:

Надежность ретестовая – степень согласованности результатов при повторном исследовании.

Надежность параллельных форм, или надежность частей теста (например – расщепление теста на четные и нечетные задания для проверки коэффициента корреляции).

Если коэффициент надежности меньше 0, 7, пользоваться им не следу

 

Нормальное распределение – вид распределения переменных. Наблюдается при изменении признака (переменной) под влиянием множества относительно независимых факторов. График представляет собой колоколобразную кривую, осью симметрии которой является вертикаль (ордината), проведенная через точку 0. Кривая нормального распределения – строго симметрична. Если же количество данных ограничено (как в выборках, используемых для научных исследований), то в лучшем случае получают лишь некоторое приближение (аппроксимацию) к кривой нормального распределения.

Статистики показали, что при нормальном распределении «большая часть результатов», располагающаяся по обе стороны от средней, в процентном отношении всегда одна и та же и не зависит от величины стандартного отклонения: она соответствует 68% популяции (т.е. 34% ее элементов располагается слева и 34% - справа от средней)

Под средней здесь понимается средняя арифметическая М – наиболее часто используемый показатель центральной тенденции. Ее вычисляют, разделив сумму всех значений данных на число этих данных.

Точно также рассчитали, что 94, 45% элементов популяции при нормальном распределении не выходит за пределы двух стандартных отклонений от средней:

 

И что в пределах трех стандартных отклонений умещается почти вся популяция – 99, 73%.

Психодиагностика является областью психологической науки, которая нуждается в постоянном развитии и обновлении исследовательских средств. Одной из основных проблем, с которыми обычно сталкиваются психологи на практике, является получение объективной информации, например при изучении личностных особенностей. Существует много в разной степени надежных методов оценки и описания личных особенностей человека (тесты, экспертные оценки, интервью, наблюдения, биографические опросники), но универсального научного метода оценки пока нет. Как правило, вывод о личностных особенностях делается на основе представлений испытуемого о самом себе. Таким образом, проблема соответствия представлений человека о самом себе и его реального поведения остается открытой. Для решения этой задачи мы предлагаем рассмотреть ситуационно - поведенческое тестирование (СПТ) как диагностическую процедуру, позволяющую делать выводы о личностных особенностях человека на основании его поведения в СПТ.

При СПТ используются специально созданные поведенческие процедуры для оценки личностных особенностей испытуемых. Процедуры, упражнения, техники моделируют ключевые моменты жизнедеятельности человека и способы их практической реализации. Для проведения СПТ эти упражнения подбираются специально в каждом конкретном случаи в зависимости от целей тестирования, специфики аудитории, времени проведения. Групповые упражнения дают возможность собрать информацию, которая выступает своеобразным репрезентантом реального поведения человека. Получаемая информация в сопоставлении с данными тестовых процедур и письменных упражнений дает возможность уточнить гипотезы об личностных особенностях испытуемого и конкретизировать его поведенческий репертуар.

Таким образом, целями СПТ можно считать:

  • проверку результатов бланкового и компьютерного тестирования личностных особенностей
  • оценку качеств, не включенных в объективные тесты и тесты-опросники
  • проверку поведения испытуемых в ситуациях, где задания содержательно максимально приближены к работе
  • подготовка к возможно последующему интервью для окончательного определения личностных особенностей.

Поведенческие тестовые процедуры могут быть представлены в различной форме, например деловые игры, различные виды групповой дискуссии, “мозговые штурмы”, ролевые игры и др.

Можно выделить два вида СПТ:

  1. Факторно-аналитическое или параметрическое - тестирование, которое направлено на оценку отдельных черт характера, приобретенных навыков, оценку коммуникативной компетентности.
  2. Структурно-типологическое - тестирование, которое направлено на оценку структуры личности, его типа, т.е. оценивается общая направленность личности и прогноз ее развития и деятельности в тех или иных условиях.

Таким образом, видно, что по поведенческим реакциям, наблюдаемым в СПТ, можно диагностировать различные виды личностных особенностей. В ходе проведенных исследований и серии практических применений СПТ в ряде коммерческих организаций были получены данные, позволяющие говорить о надежности данного метода для оценки личностных особенностей. СПТ может проводиться отдельно или может включаться в более комплексную процедуру оценки личностных особенностей.

 

 

Психосемантическая диагностика направлена на оценку категориальных структур индивидуального сознания, на реконструкцию системы индивидуальных значений и личностных смыслов. А.Анастази называет данные методы диагностики феноменологическими, т.к. в них особое внимание уделяется тому, как события, явления (объекты) воспринимаются человеком. Семантическое пространство выступает в качестве модели индивидуального сознания.

В качестве стимульного материала используются словесные обозначения различных объектов (личностных черт, явлений, процессов и пр.). Значение слов представляет собой результат прошлого опыта субъекта. Кроме предметного (денотативного) значения, каждый объект восприятия человека обладает оценочным, аффективным (коннотативным) значением. То есть, приписывая свойство объекту, мы подразумеваем оценку этого свойства.

Объединяет психосемантические методы с традиционными опросниками то, что они: 1) измеряют представления человека о себе; 2) требуют навыков, интроспекции, рефлексии; 3) включают в себя оценочный компонент деятельности; 4) диагностируют личностные черты. Это сходство позволяет ряду авторов относить психосемантические методы к опросным методам психодиагностики.

В отличие от традиционных опросников, психосемантические методы более индеографичны и подходят для диагностики индивидуальных случаев, прогноза поведения отдельных людей. В их основании используется субъектная структура данных, предполагающая сравнение индивидуальных результатов не с групповой нормой, а с собственными оценками.

 

Семантический дифференциал (СД) представляет собой стандартизованную процедуру измерения значений любого концепта (объекта) для конкретного человека. В качестве объектов может выступать все что угодно. Каждый объект оценивается по 7-балльным шкалам. Для оценки значения концептов используют порядка 15 биполярных шкал, заданных прилагательными определенного значения. Например: быстрый-медленный; сильный-слабый; острый-тупой и пр.

Факторный анализ первоначального набора шкал (50) выявил 3 основных фактора: 1) фактор оценки (хороший-плохой; полезный-бесполезный; чистый-грязный);

2) фактор силы (сильный-слабый; большой-маленький; тяжелый-легкий);

3) фактор активности (активный-пассивный; быстрый-медленный; острый-тупой).

Система факторов Ч.Осгуда ОЦЕНКА – СИЛА – АКТИВНОСТЬ оказалась универсальной и устойчивой. По его мнению, факторы отражают реальные особенности общей эмоциональной реакции индивида на стимул. Отнесение объекта к положительному полюсу ОЦЕНКИ означает неосознанное получение удовольствия от него, СИЛЫ – испытывает напряжение при встрече с объектом, в то время как СЛАБЫЙ – расслабление; АКТИВНЫЙ – субъект испытывает возбуждение, готовясь к быстрым действиям при встрече с объектом.
Существуют 2 подхода к интерпретации результатов СД.

1. Анализ семантического профиля.

Субъективным оценкам по каждой шкале приписываются значения от 1 до 7 баллов. Производится анализ того, насколько та или иная оценка отличается от остальных.

2. Построение семантического пространства.

Подсчет суммы баллов по шкалам, относящимся к каждому из трех факторов. Коннатотивное значение объектов можно проанализировать посредством вычисления показателя по факторам оценки, силы и активности. Возможно использование факторного анализа индивидуальных оценок, построение «скатерограммы», на которой сходные по смыслу объекты находятся близко к друг другу.

СД используется для решения различных диагностических задач в разных сферах диагностики: в клинике, профконсультировании, неосознанного отношения (мотивации) и пр.

 

Психосемантический подход В. Ф. Петренко, основанный на теории Келли и традиции Выготского — Леонтьева — Лурия [10], [11]. Добавим также, что культурно-историческую психологию Л. С. Выготского [2], вместе с символическим интеракционизмом Дж. Мида [30], социологической феноменологией А. Шюца, а также теорией социального конструирования П. Бергера и Т. Лукманна [1] относят иногда к социальному конструктивизму как отдельной ветви конструктивизма [1], [2], [16], [30].

 

Социальный конструкционизм Представляет собой более радикальный взгляд на проблемы личности, сознания, ментальных процессов и структур, избегающий их безусловного принятия как некоторой реальности и призывающий к анализу языка, дискурса, микросоциальных процессов и отношений, культурно-исторически сложившихся практик, в рамках которых эти «структуры» и «процессы» признаются действительными. Отмечая ценность идей кон-структивизма, социальные конструкционисты критикуют последний вместе с другими подходами в психологии за принятие как само собой разумеющегося существования множества различных психических структур, за акцентирование роли индивидуального субъекта и индивидуальных конструктов в построении образа мира (а не сообщества и дискурса); за признание превосходства одних «конструкций» реальности над другими и еще по ряду позиций [22], [33]. Возникший в середине 1970-х гг. как реформистский подход в социальной психологии, социальный конструкционизм признается сегодня одним из наиболее влиятельных подходов в метатеории социальных наук последних десятилетий: в

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.