Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологический тест как объективное измерение






Объективность психологического теста означает, что первичные показатели, их оценка и интерпретация не зависят от поведения и субъективных суждений экспериментатора. Первичными называют показатели, полученные после обработки данных выполнения респондентом тестовых заданий. Выражаются первичные показатели в так называемых " сырых баллах".

Разработка заданий, процедура проведения, обработка результатов теста осуществляется согласно определенным стандартным правилам.

Добиться объективности психологического теста можно при выполнении следующих условий:

единообразие процедуры проведения теста для получения сравнимых с нормой (см. ниже) результатов;

единообразие оценки выполнения теста;

определение нормы выполнения теста для сопоставления с ними показателей, полученных в результате обработки данных тестирования (см. здесь " третий этап стандартизации").

Первый этап стандартизации - создание единообразной процедуры тестирования. Она включает определение следующих моментов диагностической ситуации:

 


  1. условия тестирования (помещение, освещение и др. внешние факторы).

  2. содержание инструкции и особенности ее предъявления (тон голоса, паузы, скорость речи и т.д.).

  3. наличие стандартного стимульного материала.

  4. временные ограничения выполнения данного теста (теста Равена взрослому респонденту дается 20 минут)

  5. стандартный бланк для выполнения данного теста (облегчает процедуру обработки).

  6. учет влияния ситуационных переменных на процесс и результат тестирования (переменные - усталость, перенапряжение; нестандартные условия - плохое освещение, отсутствие вентиляции).

  7. учет влияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования.

  8. учет влияния опыта респондента в тестировании.

 

7

Диагностические нормы - это статистические или нормативно заданные (как правило, в количественной форме) границы между диагностическими категориями сформулированные в виде диагностических признаков или точечно-интервальных значений на шкале измеряемых психических свойств. В случае тестовых методик речь идет о тестовых нормах. В обыденной практике часто можно встретить более узкое понимание термина ДН - это диапазон значений наблюдаемых или измеряемых диагностических признаков, присущих наиболее многочисленной группе хорошо социально и эмоционально адаптированных (приспособленных), или " нормальных" людей. В последнем случае выраженные отличия от нормы приобретают не всегда оправданный отрицательный оценочный смысл, будто все они свидетельствуют о психической " анормальности" (или " ненормальности") человека. Более корректно в общем случае описывать отклонение от типичной диагностической категории (" нормы")

Особое значение для психодиагностики имеет понятие - норма. В психодиагностике следует различать как минимум два различных вида норм: статистические и социокультурные. Первый вид чаще применяется для оценки стилевых и мотивационных черт. Второй вид - для оценки способностей и достижений.
Третий этап стандартизации психологического теста состоит в определении норм выполнения теста.Нормы разрабатываются для различных возрастов, профессий, полов и др. Вот некоторые из существующих видов норм:

Школьные нормы разрабатываются на основе тестов школьных достижений или тестов школьных способностей. Они устанавливаются для каждой школьной ступени и действуют на всей территории страны.
Профессиональные нормы устанавливаются на основе тестов для разных профессиональных групп (например, механиков разного профиля, машинисток и др.).
Локальные нормы устанавливаются и применяются для узких категорий людей, отличающихся наличием общего- признака – возраста, пола, географического района, социо-экономического статуса и др. Например, для теста Векслера на интеллект нормы ограничены возрастными рамками.
Национальные нормы разрабатываются для представителей данной народности, нации, страны в целом. Необходимость таких норм определяется конкретной культурой, моральными требованиями и традициями каждой нации.

Наличие нормативных данных (норм) в стандартизованных методах психодиагностики является их существенной характеристикой.

Нормы необходимы при интерпретации тестовых результатов (первичных показателей) в качестве эталона, с которым сравниваются результаты тестирования. Например, в тестах интеллекта получаемый первичный показатель IQ соотносится с нормативным IQ (43, 44, 45 баллов в тесте Равена). Если полученный IQ респондента выше нормативного, равен 60 баллам (в тесте Равена), можно говорить об уровне развития интеллекта этого респондента как высоком. Если полученный IQ ниже, то низком; если полученный IQ равен 43, 44 или 45 баллам, то среднем.

 

Валидность и ее виды А.Анастази: «Валидность теста – понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает».эффективность

Валидность теста показывает, в какой мере он измеряет то качество (свойство, способность, характеристику, и т.п.), для оценки которого он предназначен. Проверка валидности методики называется валидизацией. Оценка валидности методики может носить количественный и качественный характер. Для вычисления количественного показателя – коэффициента валидности – сопоставляются результаты, полученные при применении диагностической методики, с данными, полученными по внешнему критерию, тех же лиц. Для расчета валидности должно быть не менее 50 испытуемых (лучше – более 200). Низким признается коэфициент валидности менее 0, 5, средним – 0, 50-0, 60 и высоким – свыше 0, 60.

Общепринято выделять три основных вида валидности:

1) содержательная;

2) эмпирическая;

3) концептуальная.

Валидность содержательная означает, что тест валиден по мнению группы специалистов. Для доказательства содержательной валидности обычно прибегают к процедуре экспертного опроса (группе специалистов-экспертов предъявляют задания теста, они же, в свою очередь, должны оценить их с точки зрения способности измерять ту характеристику, для измерения которой предназначен тест).

Валидность эмпирическая заключается в определении способности теста служить индикатором или предсказателем строго определенной психологической способности или формы поведения человека. Для этого прибегают к некоторым статистическим процедурам. Обычно рассчитывают коэффициент корреляции между данными теста и данными по какому-либо внешнему критерию. Внешниий критерий - это численно выраженная характеристика, которая, бесспорно, служит показателем измеряемого тестом свойства, характеристики и т.п. Например, для тестов интеллекта в качестве внешнего критерия выбираются показатели учебы. Тогда для доказательства валидности тестовой методики рассчитывается коэффициент корреляции между баллами теста - с одной стороны, а с другой - отметками, полученными испытуемыми в процессе обучения. Пример показывает, что от выбора внешнего критерия зависит очень многое в при доказательстве эмпирической валидности теста.

Валидность концептуальная заключается в доказательстве правильности теоретической концепции, положенной в основу теста.

Валидностьпрогностическая Информация по нему собирается спустя некоторое время после испытания. Прием используется для предсказания успешности будущей деятельности

Валидность ретроспективная Определяется на основе критерия, отражающего события или состояние качества в прошлом.

Высоко надежный тест может быть совершенно невалидным. Ненадежный тест обязательно является невалидным. Валидность теста всегда будет ниже его надежности.

 

9.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.