Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечание 2. Другой чрезвычайно интересный и полезный, но уже отечественный опыт – это протокольная форма досудебной подготовки материалов






Другой чрезвычайно интересный и полезный, но уже отечественный опыт – это протокольная форма досудебной подготовки материалов, существовавшая ранее в советском уголовно-процессуальном законе. УПК РСФСР в главе 34 предусматривал такую особую форму досудебного производства, выражавшуюся в составлении протокола по факту совершения преступления, которая позволяла по ряду деяний, не представляющих повышенной общественной опасности, обходиться без предварительного расследования.

Для обеспечения большей процессуальной самостоятельности сотрудников органов дознания в проведении проверки по заявлениям (сообщениям) о преступлениях, необходимо изменить положения главы 34 УПК РСФСР в сторону большего соответствия протокольной формы досудебной подготовки материалов производству административного расследования (статья 28.7 КоАП РФ)[1].

 

Предложения по оптимизации уголовного процесса:

1. Упразднить такую форму предварительного расследования как дознание.

1.1. Снова ввести в УПК главу о протокольной форме досудебной подготовки материалов и наделить сотрудников органов дознания правом составлять протоколы по фактам совершения преступлений, отнесённым статьёй 150 УПК РФ к подследственности дознания, и, соответственно, увеличить срок проверки по заявлениям (сообщениям) о преступлениях, перечисленным в статье 150 УПК РФ, до одного месяца с продлением срока проверки в исключительных случаях по письменному ходатайству должностного лица, осуществляющего проверку, руководителем органа дознания на срок не более одного месяца, по аналогии с производством административного расследования в статье 28.7 КоАП РФ.

1.2. Отдельные особо сложные преступления, отнесённые в настоящее время статьёй 150 УПК РФ к подследственности дознания, передать в подследственность следствию.

1.3. Наделить сотрудника органа дознания, проводящего проверку по заявлению (сообщению) о преступлении, правом после составления протокола по факту совершения преступления ходатайствовать перед судом об избрании обвиняемому меры пресечения, предусмотренной статьёй 98 УПК РФ, в том числе правом незамедлительно после составления указанного протокола произвести арест обвиняемого и, в течение 48 часов, ходатайствовать перед судом об избрании ему на время судебного процесса меры пресечения в виде заключения под стражу.

2. Организация уголовного процесса по преступлениям, отнесённым статьёй 151 УПК РФ к предварительному следствию, на новых началах.

2.1. Уголовный процесс должен включать в себя следующие последовательные стадии: арест, предъявление обвинения, судебный процесс, провозглашение вердикта, постановления приговора.

Первая стадия – арест. Задержание подозреваемого в совершении преступления следователем или сотрудником оперативного подразделения, а также временное лишение свободы подозреваемого на срок до 48 часов до момента предъявления ему обвинения в совершении преступления и ходатайства перед судом об избрании меры пресечения.

Вторая стадия – предъявление обвинения. Обвиняемый в совершении преступления, с согласия прокурора, в присутствии защитника и федерального судьи уведомляется следователем или сотрудником оперативного подразделения о предъявленных ему обвинениях. На этом этапе обвиняемому даётся возможность признать себя виновным в совершении преступления. Если обвиняемый признаёт свою вину, то федеральный судья вправе незамедлительно, минуя судебный процесс, по согласованию с председателем соответствующего федерального суда назначить обвиняемому меру наказания. Если же обвиняемый отрицает свою вину, федеральный судья обязан назначить дату начала судебного процесса. После назначения даты судебного процесса, федеральный судья избирает обвиняемому на время судебного процесса меру пресечения, согласно статье 98 УПК РФ.

Третья стадия – судебный процесс. Участие в производстве в суде первой инстанции присяжных заседателей является обязательным. Порядок производства в суде первой инстанции с участием присяжных заседателей подробно регламентирован разделами IX и XII УПК РФ. На этой стадии участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения и защиты представляют доказательства, в том числе, приобщают к протоколу судебного заседания материалы оперативно-розыскных мероприятий и иные документы, имеющие значение для обвинения, заявляют ходатайства о вызовах свидетелей, производстве следственных действий, предусмотренных главами 23-27, 37 УПК РФ, и т.п.

Четвёртая стадия – провозглашение вердикта. Порядок производства в суде первой инстанции с участием присяжных заседателей, в том числе процедура провозглашения вердикта, подробно описан в разделе XII УПК РФ.

Пятая стадия – постановление приговора. Постановление приговора председательствующим происходит после провозглашения вердикта, в случае, если вердикт не оправдательный. Порядок постановления приговора подробно описан в главе 351 УПК РФ. Вместе с тем, необходимо уточнить, что оправдательный вердикт коллегии присяжных заседателей обязателен для председательствующего во всех случаях и влечёт за собой постановление им только оправдательного приговора.

Производство в суде второй инстанции, исполнение приговора, пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда, описаны в разделах XIII-XV УПК РФ.

2.2. Предварительную проверку по преступлениям, отнесённым статьёй 151 УПК РФ к предварительному следствию, должны проводить следователи и сотрудники оперативных подразделений, используя в полном объёме полномочия, предоставляемые Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и главами 24-27 УПК РФ. По большому счёту, с переходом к новой организации уголовного процесса, стирается различие между оперативно-розыскным мероприятием и следственным действием. Поэтому в этом контексте необходимо наделение следователей в полном объёме полномочиями по проведению оперативно-розыскных мероприятий.

Следователь или сотрудник оперативного подразделения, осуществляющий досудебное расследование, проводя необходимые оперативно-розыскные мероприятия, собирает материал, который при наличии достаточных оснований полагать, что конкретное лицо (группа лиц) совершило конкретное преступление, передаётся прокурору, который даёт согласие на предъявление обвинения.

При изменении уголовного процесса возникает необходимость внесения дополнений в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», в части расширения перечня оперативно-розыскных мероприятий за счёт таких бывших следственных действий, как все виды следственного осмотра, эксгумация, освидетельствование, следственный эксперимент, обыск, выемка, личный обыск, производство судебной экспертизы, предъявление для опознания, проверка показаний на месте.

2.3. В этой связи целесообразно наделить участковых уполномоченных полиции, инспекторов по исполнению административного законодательства и инспекторов по делам несовершеннолетних правом на производство отдельных оперативно-розыскных мероприятий, являющихся в настоящее время следственными действиями (производство всех видов следственного осмотра, обыска, выемки, освидетельствования, задержания, производства судебных экспертиз).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.