Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Состав и структура налоговых органов.






Структура налоговых органов с момента становления (Закон РФ от 27 декабря 1991 года №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации») меняется в процессе их развития и реформирования. Необходимость реформы связана как с изменениями в экономике страны, так и с поиском новых эффективных форм и методов налогового контроля.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство РФ по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу (ФНС России). Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. №506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (в ред. От 24 марта 2010 г.) определены:

· основные функции и полномочия ФНС России, находящейся в ведении Минфина России;

· ФНС России и ее территориальные органы являются правопреемниками Министерства РФ по налогам и сборам, а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов РФ в процедурах банкротства.

Управление налогообложением в РФ представляет собой систему, построенную по многоуровневому иерархическому принципу: инспекции федерального, республиканского, областного, краевого и районного уровня.

Минфин России и входящая в его состав ФНС России – центральный орган управления в системе налогообложения (первый – высший уровень системы).

Налоговые инспекции субъектов РФ – второй уровень системы.

Налоговые инспекции городов областного, краевого подчинения, сельских районов, районов в городах республиканского подчинения – третий уровень системы. Третий уровень является основным в налоговой системе, поскольку именно работники данного звена обеспечивают практический сбор налогов в бюджет государства и во внебюджетные фонды.

В структуру налоговых органов РФ входит:

- 85 управлений ФНС России по субъектам федерации (по количеству регионов);

- 10 межрегиональных инспекций;

- 1 межрегиональная инспекция по центральной обработке данных (г. Москва);

- 7 инспекций по крупнейшим налогоплательщикам (6 – в Москве, 1 – в Санкт-Петербурге).

Эффективное действие системы налогового контроля предполагает взаимодействие налоговых органов с государственными органами, которые участвуют в налоговых отношениях.

Система налоговых органов и взаимосвязи участников налоговых отношений в Российской Федерации

        Минфин России        
        ¯        
  Межрегиональные инспекции ФНС (по федеральным округам)       Федеральная налоговая служба (ФНС) России   «   Федеральная таможенная служба (ФТС) России    
¯
 
  ¯ ¯   ¯ ¯      
  Управления ФНС по субъектам РФ   Межрегиональные инспекции ФНС по контролю за отдельными категориями налогоплательщиков       ® Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления  
¯
                 
  ® Инспекция ФНС межрайонного уровня           ® Органы государственных внебюджетных фондов  
                 
® Инспекция ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления         ®   Органы внутренних дел  
     
                               

 

На Минфин России (в части налоговой и таможенной деятельности) возложена координация и контроль деятельности находящихся в его ведении ФНС России, а также контроль за исполнением ФТС России нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Налоговые органы играют ключевую роль в налоговых отношениях и, в частности, в налоговом контроле. В соответствии со ст.30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему РФ налогов, сборов и иных обязательных платежей.

В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции контроля:

· соблюдения законодательства РФ о налогах и сборах;

· правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов;

· правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей (в случаях, предусмотренных законодательством РФ);

· производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;

· соблюдения валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

Таможенные органы пользуются правами, несут обязанность и ответственность налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ.

Органы внутренних дел по запросу налоговых органов участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых выездных проверках (гл. 6 НК РФ). При выявлении нарушений в размерах, превышающих установленные критерии, они возбуждают уголовные дела по налоговым правонарушениям в соответствии с положениями УК РФ.

НК РФ определены организации и должностные лица, которые обязаны в налоговые органы информацию, которая необходима для проведения мероприятий эффективного налогового контроля.

Статьями 85 и 86 НК РФ определены группы учреждений, организаций и должностных лиц, которые обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков. Такие сведения обязаны сообщать:

- органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющие нотариусов полномочиями;

- адвокатские палаты субъектов РФ;

- органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц;

- органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств;

- органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой (они обязаны сообщать о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения);

- органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами (обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование);

- органы и организации, осуществляющие аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц (обязаны сообщать об аккредитации или лишении аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц);

- банки (обязаны сообщать об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций и индивидуальных предпринимателей).

Основную нагрузку по реализации законодательства РФ о налогах и сборах несут городские и районные инспекции ФНС России.

Рассмотрим примерную структуру и основные направления деятельности городской налоговой инспекции.

Возглавляет налоговую структуру по городу начальник инспекции. Ему непосредственно подчиняются: отдел кадрового обеспечения и безопасности, отдел финансового обеспечения, отдел общего хозяйственного обеспечения и заместители начальника инспекции, которые непосредственно руководят группами профильных отделов, в числе которых:

1) отдел регистрации и учета налогоплательщиков (учет организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в качестве налогоплательщиков, присвоение каждому налогоплательщику идентификационного номера – ИНН);

2) отдел ввода и обработки данных (обработка в электронном виде налоговой отчетности, представляемой налогоплательщиками, занесение данных в лицевые счета по каждому виду налога в отношении каждого налогоплательщика);

3) отдел работы с налогоплательщиками (предоставление налогоплательщикам бесплатной информации о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов);

4) отдел учета, отчетности и анализа (сбор информации и ее обработка, составление соответствующих форм отчетности, предоставление ее в вышестоящие структуры налоговой службы);

5) отдел камеральных проверок (проведение камеральной налоговой проверки обработанной отчетности (деклараций) и документов, представленных налогоплательщиками, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов);

6) отдел выездных проверок (проведение проверок по месту нахождения налогоплательщика путем сличения данных первичных документов, отражающих финансово-хозяйственную деятельность, регистров бухгалтерского учета и данных, отраженных в налоговых декларациях, представленных в налоговые органы);

7) отдел урегулирования задолженности (занимается вопросами взыскания недоимки, готовит документы, связанные с банкротством организаций);

8) отдел налогового аудита (рассматривает вопросы по качеству налоговых проверок, систематизирует типичные вопросы налогообложения, рассматривает разногласия налогоплательщиков по актам проверок);

9) юридический отдел (осуществляет защиту интересов государства в области налогообложения в арбитражных судах);

10) отдел информационных технологий (осуществляет работу по обеспечению бесперебойной работы компьютерных программ и вычислительной техники).

Структура районных налоговых инспекций в основном аналогична рассмотренной структуре городской инспекции, при этом штат и количество отделов инспекций может быть различным в зависимости от количества налогоплательщиков и объема налоговой информации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.