Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткая генеалогия Русофобии.Тысячелетняя война






 

 

Как было отмечено в начале обзора, вторая часть книги Ги Меттана «Россия – Запад. Тысячелетняя война. От русофобии Карла Великого до кризиса на Украине. Почему нам так нравится ненавидеть Россию?» получилась самой объемной. Автору потребовалась немалая смелость, чтобы обратиться к далекой истории и провести скрупулезный анализ политики и религии Византийской Империи 1-го тысячелетия новой эры, эпохи правления Пипина Короткого, Карла Великого и института папства того времени. Весь этот титанический труд имел целью собрать воедино и представить читателю первые признаки и исторические начала того, что во втором тысячелетии превратится в феномен русофобии. Меттан изучил множество трудов специалистов в области истории и политологии; была проделана серьезная аналитическая работа с описанием важнейших для современного понимания проблемы исторических процессов. При всем этом, несмотря на сугубый теоретический подход, вторая глава его книги порой напоминает захватывающий детектив.

 

 

Позволим себе лишь одну критическую ремарку: слово «война» в названии этой части представляется несколько спорным, точнее было бы определить все описанные в исторической перспективе события как «тысячу лет вражды».

После падения в 476 году Западной Римской Империи, ее мощь и славу унаследовала Восточная Византийская Империя. Рим лежал в руинах, 90% его населения погибли или навсегда покинули вечный город, в то время как Византия входила в стадию расцвета, укрепляла свои бастионы и вела до 1200 года напряженные дискуссии с учеными-теологами, утверждая догматы христианства.

В ту эпоху «раннехристианская Церковь признавала авторитет Папы, но лишь как первого среди равных, согласно замечанию Св. Петра. У Папы не было власти принимать единоличные решения, для этого он созывал совет. В институциональном плане Церковь составляли Патриархии, во главе которых стояли пять патриархов (Иерусалимский, Антиохийский, Александрийский, Константинопольский и Римский), обладающих равными правами высшей церковно-правительственной юрисдикции в возглавляемых ими церквах».

Раскол назрел очень рано и касался несовпадений мнений по утвержденному в 325 году на Вселенском Никейском соборе Символу веры. Для одних членов церкви Святой Дух происходил от Бога Отца, для других – от Отца и Сына. Расхождение мнений и яростные споры на этот счет вскоре привели к прямому несогласию сторон, Церковь разделилась, и православные христиане стали отныне придерживаться в своей догматике первой позиции, а католики – второй.

Западная Церковь выбрала для себя вторую трактовку догмата о Святом Духе в эпоху правления Карла Великого. Тогда же был резко обоснован авторитет Римской церкви, как единственной, в которой сохранилось в чистоте учение Христа. Папа оставался главным представителем христианства на земле и объединителем власти. Папы, как известно, основывали свои государственные права на преемстве от ап. Петра. Вслед за этим, в 750 году институт папства при поддержке крупных монархов представил миру подложный документ, известный под названием «Дара Константинова», который предоставлял папе полноту полномочий, в том числе и над Восточной Церковью. «Правда об этом фальшивом документе открылась только в 1430 году, пять веков спустя, когда он уже успел неоднократно повлиять на ход западноевропейской истории, начиная с помазания на царство Пипина Короткого, ставшего покровителем папского престола, и заканчивая коронацией в 800 году Карла Великого, занявшего место византийского императора по отношению к Папе. Разрыв между Востоком и Западом быстро увеличивался, и две ветви христианства стали развиваться независимо друг от друга». Как светский глава католического мира, император Карл возвысил духовную власть Папы. Они должны были совместно водворять на земле Царство Божие. Однако, не довольствуясь только духовным владычеством, Папы начинают стремиться к господству над государствами, развязывая войны с императорами, королями и епископами.

Как пишет Ги Меттан, «призвав на помощь пыль веков и толщу предрассудков, историографы и весь западный мир заговорили о раскольниках с Востока», хотя на самом деле было бы справедливее назвать раскольнической именно церковь католическую. «Мистификация и подлог настолько прочно укоренились в сознании людей, что и римские католики, и западные атеисты с тех пор твердо убеждены: Восточная Церковь отделилась от истинной Западной, в то время как в действительности все произошло с точностью до наоборот. Даже в настоящее время силен резонанс той истории с подложным указом императора Константина: на Западе крайне мало историков, не считая Стивена Рансимана, и еще меньше деятелей римско-католической церкви, которые по доброй воле согласились бы восстановить историческую справедливость.

Факт ослабления византийской империи стал более чем очевиден на фоне укрепления власти европейских королевств, пытавшихся лишить Византию последнего авторитета. Восток не был побежден в полном смысле этого слова, но история сыграла против него. Раскол церкви и смена полярности средневекового мира обнажили уродливые язвы на теле западной Европы, которые по сей день отравляют ее отношения с Россией».

Пережив два столетия татаро-монгольского ига, Русь, до того момента сплоченная вокруг Киева, стала постепенно восстанавливать свои силы, избрав с 14 века центром политической и духовной власти Москву. После падения Константинополя в 1453 году, российский суверен посчитал себя законным наследником Восточно-Римской Империи, взяв титул «царь», что являлось сокращенным вариантом слова «цезарь», и Москва с тех пор приобрела статус Третьего Рима - отголосок славных времен Священной Империи.

Таковы вкратце ключевые этапы истории развития с последующей дезинтеграции теологических и политических концепций и принципов Востока и Запада, ставшие основой русофобии новых времен – страха перед Россией, который, имеет свои особые причины и аргументы в каждой европейской стране.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.