Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Как известно, по мере насыщения товарных рынков главными задачами конкурентной борьбы становятся повышение внутренней эффективности деятельности предприятия

Как известно, по мере насыщения товарных рынков главными задачами конкурентной борьбы становятся повышение внутренней эффективности деятельности предприятия, получение технологий, позволяющих максимально быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. (привести пример Appel).

Инновации становятся одним из наиболее эффективных средств конкурентной борьбы, так как повышают эффективность деятельности предпринимателя. (Билл Гейтс начал с контракта с IBM, которая в 1981 г. согласилась отчислять ему 1 доллар с каждой установленной программы MS-DOS. Сегодня его состояние оценивается на сумму более 47 млрд долларов. Авторские права Гейтса на Windows во всем мире защищает правительство США.)

Инновации (нововведения) применительно к предпринимательской деятельности могут представлять собой как конечный, так и промежуточный результат творческой деятельности, реализованный в виде новых или усовершенствованных информационных ресурсов, технологий, систем; объектов интеллектуальной собственности; товаров, работ, услуг, а также моделей ведения бизнеса и организационного устройства предпринимательских структур.

Признаки инноваций:

• новизна как совокупность свойств, характеризующих радикальность изменений объекта;

• творческий характер, т.е. в создании задействованы человеческий труд и интеллект;

• применимость;

В итоге мы должны получить Коммерческую результативность, т.е. «Средства, затраченные на разработку, возвращаются в виде такой составляющей продукта, как инновационная ценность, которая закладывается в себестоимость, поэтому конечная цена такого товара всегда выше, но вместе с этим увеличиваются и продажи». Вложения фирмы «Быстрое» в разработку «Пяти злаков» окупились менее чем за год».

 

 

Из всего выше сказанного мы получаем понятие Инновационная деятельность — это предпринимательская деятельность, направленная на разработку и использование в общественно полезных целях результатов научных исследований и иных научно-технических достижений.

Характерные признаки инновационной деятельности:

1) вид предпринимательской деятельности (наличие предпринимателя как субъекта инновационной деятельности, скажем в роли заказчика, исполнителя инновационной программы, потребителей инноваций; самостоятельность; направленность на систематическое получение прибыли; риск);

2) инновационная деятельность предусматривает инвестирование научных исследований и разработок;

3) направленность на обеспечение бизнеса заказчиков интеллектуальными ценностями;

4) цель инновационной деятельности — это непосредственное создание инноваций как нового или усовершенствованного товара или технологий, что позволяет инновационной компании осваивать новые сегменты рынка. Маржа у инновационных продуктов, как правило, выше, чем у традиционных;

5) направления инновационной деятельности:

· проведение научных исследований и разработок, направленных на создание объектов интеллектуальной собственности, научно-технической продукции;

· разработка, освоение, выпуск и распространение принципиально новых видов техники и технологии;

· техническое перевооружение, реконструкция, расширение, строительство новых предприятий, которые осуществляются впервые как промышленное освоение производства новой продукции или внедрение новой технологии. Они проводятся в таких специфических формах, как научно-исследовательские, опытно-конструкторские, технологические работы, маркетинговые и социологические исследования, выполнение заказов на создание произведений науки, создание «ноу-хау» в сфере производства и сбыта, подготовка кадров, деятельность по управлению имуществом собственника и иная деятельность, направленная на достижение новых результатов в экономической области;

6) результаты инновационной деятельности:

· на этапе фундаментальных исследований — научные знания и теории;

· на этапе прикладных исследований — результаты НИР;

· на этапе проектных, технологических и конструкторских работ — научно-технические проекты в области создания инжиниринговых систем с кадровым сопровождением, опытные образцы;

7) наличие коммерческого эффекта от реализации инноваций.

Предприниматель должен выработать для себя своеобразную инновационную философию, которая заключается в понимании инновационной деятельности как необходимого атрибута любой экономической деятельности хозяйствующего субъекта.

Пример успешного и своевременного внедрения инноваций.

В конце XIX века в США фармацевту Джону Ститу Пембертону, выпускающему спиртной напиток, пришлось под давлением активистов Общества трезвенников изменить рецептуру напитка, который предлагался как «Французская винная кока — идеальный тоник для стимуляции работы мозга», и устранить спирт, заменив его веществом, дающим не меньший тонизирующий эффект. Таким веществом был сок ореха колы — стимулятора, завезенного рабами из Африки. Пембертон смешал экстракт орехов колы с напитком кока, впервые соединив эти два сильнейших стимулятора. Жидкость представляла собой густой, сладкий сироп бурого цвета, разлитый в бутылках из-под пива. Пембертон поставлял новый напиток в аптеки города Атланта, а владельцы аптек продавали его либо бутылками по 25 центов за штуку, либо разбавляли напиток водой, чтобы его легче было выпить. «Безалкогольный тонизирующий напиток» стал пользоваться некоторым спросом как освежающий, бодрящий напиток и как средство от похмелья.

Однажды в аптеку Якобса, где продавали сироп коки с добавлением экстракта ореха Колы, зашел покупатель, который страдал тяжелым похмельем. Он купил бутылку сиропа и попросил продавца, разливавшего содовую, открыть бутылку и развести сироп водой. Продавец не хотел идти в другой конец помещения к водопроводному крану и спросил посетителя, не будет ли тот против, если он разведет напиток содовой вместо обычной воды. Посетитель залпом выпил шипучую «Кока-Колу», разведенную содовой, и вдруг воскликнул: это куда лучше, чем с водопроводной водой! Эти слова мгновенно разнеслись по Атланте, и все стали пить «Коку-Колу» только с содовой.

Пембертон был озадачен. Тем не менее он сразу сообразил, где выгода, и тут же изменил текст рекомендаций на этикетке. Теперь там значилось: «Кока-Кола» - это восхитительный, тонизирующий, освежающий напиток, придающий новые силы».

Впоследствии компании «Кока-Кола» пришлось много раз пересматривать рецептуру и рекламные лозунги в зависимости от потребностей рынка и правовых запретов на алкоголь и кокаин. «Кока-кола – пей легенду» «всегда " Кока-кола».

Интеллектуальная собственность - это исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. Результатом интеллектуальной деятельности человека является интеллектуальный продукт (ИП). Он может быть представлен в виде научного отчета, нового сорта растений, полезной модели, рационализаторского предложения и т.д. Использование ИП на предприятии, то есть введение его в экономический (хозяйственный) оборот, предполагает оформление отношений собственности. Документ о принадлежности ИП юридическому или физическому лицу выдается в соответствии с действующим законодательством.

Систематизация результатов интеллектуальной деятельности и перечень правовых документов изобразим на рисунке. Интеллектуальный продукт включает объекты интеллектуальной собственности (ОИС), франшизу, гудвилл (деловая репутация) и прочие результаты творческой деятельности.

Интеллектуальный капитал можно охарактеризовать как совокупность знаний и опыта всех работников предприятия, созданные и приобретенные ОИС, обеспечивающие конкурентоспособность продукции (работы, услуги). Основой их является гудвилл - ценность фирмы или показатель деловой репутации, который охватывает широкий круг рыночных понятий о прибыльности и престижности, выгодном месте расположения, деловых связях, опыте работы. Ценность фирмы определяется в момент продажи предприятия как разность между его рыночной и бухгалтерской стоимостью. Именно в момент продажи и учитывается багаж ОИС, созданный для увеличения стоимости основных средств предприятия.

Франшиза (франчайзинг) - собственник (франчайзингодатель) продает третьим лицам (франчайзингополучателям) право пользоваться опытом и товарным знаком. Франчайзингополучатель, не имеющий предварительного опыта в избранной области бизнеса, используя предоставленный технический, организационный и коммерческий опыт материнской фирмы, получает все шансы на успех в конкурентной среде. Средний размер платы за франшизу - 2-3 % от объема продаж, иногда ставка доходит до 10 %, или 25-30 % от чистой прибыли.

 

Рисунок 1.1 - Систематизация результатов интеллектуальной деятельности

 

Все разнообразие результатов интеллектуальной деятельности можно классифицировать по следующим признакам.

По правовой защите:

· ОИС, охраняемый правом промышленной собственности;

· ОИС, охраняемый авторским и смежным правом;

· интеллектуальный продукт, имеющий другие формы правовой защиты.

По месту возникновения:

· ИП, созданный на предприятии;

· ОИС, приобретенный со стороны.

По отношению к капитальной или текущей стоимости:

· ОИС в составе нематериальных активов со сроком использования более года;

· ИП в составе оборотного капитала со сроком использования менее года;

· выручка от уступки права на ОИС;

· издержки лицензиата, выплаченные в виде роялти по лицензионному договору;

· доход от роялти, полученных лицензиаром по лицензионному договору.

По степени готовности:

· законченный ИП;

· незавершенный ИП.

По методу оценки:

· ИП, оцененный затратным методом;

· ОИС, оцененный рыночным способом;

· ОИС, оцененный при помощи доходного метода.

По виду учета:

· ОИС, включенный в бухгалтерский учет;

· ИП, включенный в статистический учет;

· ИП, не включенный в систему учета на предприятии.

По источникам финансирования:

· ИП, созданный за счет себестоимости продукции;

· ОИС, приобретенный за счет фонда накопления как части чистой прибыли;

· ОИС, полученный в виде вклада в уставный капитал предприятия;

· ОИС, полученный по лицензионному договору во временное пользование;

· ИП, профинансированный сторонней организацией по договору подряда.

С точки зрения коммерциализации ИП подразделяются на:

· включенные в хозяйственный оборот;

· не включенные в хозяйственный оборот;

· приносящие доход, зафиксированный в бухгалтерском учете;

· обеспечивающие рост объема продаж и деловую репутацию;

· обеспечивающие социальный или экологический результат;

· потенциальные объекты коммерциализации;

· бесперспективные.

С точки зрения стимулирования авторов выделяют следующие виды ИП:

· вознаграждение за которые производится в соответствии с трудовым договором на создание научной продукции;

· вознаграждение за которые производится из роялти или паушального платежа, полученного по лицензионному договору;

· вознаграждение за которые производится по системе стимулирования, зафиксированной в законодательных или нормативных актах;

· стимулирование авторов которых осуществляется в соответствии с практикой, принятой на предприятии.

 

Охрану интеллектуальной собственности обеспечивает закон.

Патентный закон Российской Федерации принят 23 сентября 1992 года и вступил в силу с момента его опубликования- 14 октября того же года.

Закон регулирует отношения, связанные с созданием, охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Для их общего обозначения используется термин “промышленная собственность”, сравнительно недавно воспринятый союзным, а затем и Российским законодательством из международной практики. Под промышленной собственностью в широком смысле обычно понимают исключительные права на охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности, которые используются в производстве, а также на охраняемые законом символы и обозначения, которые используются в торговом обороте, - фирменные наименования, товарные знаки, обозначения наименования происхождения товаров.

Важнейшие виды интеллектуальной деятельности - наука, искусство и техническое творчество. Подробней рассмотрим ОИС:

1. Произведения литературы науки, искусства, аудиовизуальные произведения: печатный лист, картина, музыкальный клип, видеофильм.

2. Изобретение – это новое техническое решение, которое на практике позволяет решить проблему в области техники. К изобретению относятся и полезные модели.

3. Промышленный образец – это художественно – конструкторское решение (дизайн) изделия, который определяет его внешний вид.

4. Товарные знаки и знаки обслуживания – обозначения, которые служат для отличия однородных товаров и услуг одних производителей от других.

5. Наименование мест происхождения товаров – название страны, населяемого пункта или другого географического объекта, используемое для обозначения товара.

6. Фирменные наименования – название фирм, имеющих определенную репутацию. Благодаря товарным знакам, знаком обслуживания и фирменных наименований, потребитель может однозначно определить, кто конкретный производитель этого товара или услуги.

7. Программы для ЭВМ – совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и сетей ЭВМ.

8. Базы данных - совокупность данных, систематизированных в целях обеспечения компьютерного поиска и обработки информации. Программы для ЭВМ и базы данных по сути ближе к объектам авторского права, чем к промышленной собственности, поэтому их защита ведется нормами авторского права.

9. Топология интегральных микросхем – зафиксированное на материальном носителе пространственно – геометрическое расположение совокупности ИМС и связей между ними. Материальным носителем топологии выступает кристалл интегральной микросхемы, то есть часть полупроводниковой пластины, в объеме и на поверхности которой сформированы элементы полупроводниковой микросхемы, межэлементные соединения и контактные площадки.

10. Селекционные достижения – биологическое решение задачи по выведению нового сорта растения или породы животного, имеющих явные отличия от общественных сортов и пород.

11. Нераскрытая информация, производственные секреты (ноу-хау) – информация, составляющая служебную и коммерческую тайну и имеющая ценность в силу ее неизвестности третьим лицам. По мере развития новых областей знаний, круг ОИС будет расширяться. Возможно, что через несколько лет появятся новые объекты, которые потребуют совершенствования существующих стандартов.[2]

Закон закрепляет исключительные права на использование и распоряжение охраняемыми объектами за патентообладателем.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Укрепление ногтей в домашних условиях. Ванночки для ногтей. Народные средства. Лечение. | The name of faculty: Economy and Business faculty




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.