Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психогенный фактор

БИОМЕХАНИЧЕСКИЙ ФАКТОР

Влияние биоритмов на изменение психического состояния встречается на всех уровнях ритмической организации организма, начиная с ритма биения сердца и заканчивая дневными, месячными и годовыми ритмами. Специалистами Медицинской Академии г. Тбилиси под руководством профессора Д.М.Цверавы было доказано, что изменения частоты сердечных сокращений всадника и лошади во время верховой езды взаимосвязаны. В результате разнообразных исследовательских проб профессор сделал вывод, что «достижение более высокого результата… сопровождается синхронными изменениями частоты сердечных сокращений всадника и лошади при наличии их совместимости, где всадник играет роль лидера». Он назвал это феноменом «Кентавра».

Еще один фактор, без которого невозможно представить занятия на лошади – это ритмическая организация двигательной активности.

Роль двигательной активности в развитии и становлении психики человека, несомненно, очень велика. Новейшие нейропсихологические методики основываются на том, что воздействие на сенсомоторный (лат.sensus- чувство, ощущение + motor-действие, движение) уровень вызывает активизацию в развитии всех высших психологических функций. Коррекция любых познавательных функций (внимания, памяти, мышления и речи) должны начинаться с развития именно сенсомоторного уровня.

Занятия по иппотерапии чрезвычайно насыщенны сенсорной информацией. Во время верховой езды, особенно без седла, движущееся тело лошади оказывает на тело всадника термическое и массирующее воздействия, формирует новые тактильные и мышечно-суставные ощущения, оказывая влияние и на другие органы чувств:

· вестибулярная чувствительность, непосредственно связанная с формированием и развитием равновесия;

· зрительные ощущения связаны с необычным ракурсом, который открывается всаднику с высоты лошади;

· слуховое восприятие обогащается за счет ритмичных звуковых сигналов, исходящих от копыт лошади, ее фырканья;

· обонятельные ощущения наиболее остры на конюшне, поэтому уход за лошадью – это отдельный терапевтический процесс.

В результате этих воздействий, неконтролируемые ранее процессы получают контроль, ребенок начинает их чувствовать, у него появляется возможность управлять ими.

ПСИХОГЕННЫЙ ФАКТОР

Занятия верховой ездой позволяют задействовать мотивы разных уровней сложности, от самых простых, обеспечивающих инстинкт самосохранения (к примеру, боязнь падения), до самых сложных, обеспечивающих личностные потребности индивида как члена общества (в игровой и соревновательной деятельности).

Впервые оказавшись верхом на лошади, человек испытывает смешанные чувства. Он боится упасть, так как он лишился привычной точки опоры, при этом его переполняет чувство восторга – он сидит верхом. Этому способствуют:

· воздействие архетипических символов, связанных с образом лошади – «Смелый всадник», «Кентавр», «Ковбой»;

· мощное насыщение аффективных экспансивных потребностей (желания испытать новые сильные ощущения, достичь нового знания, научиться управлять лошадью, стать совершеннее);

· и, в конце концов, просто желание хорошо выглядеть в глазах окружающих (не показать себя трусом, неудачником, неуклюжим и т.п.).

Такое сочетание страха и желания заставляют человека не отказываться от этого «испытания», а преодолевать страхи и опасения, становясь полноценным участником коррекционной работы, чему активно способствует появление разноуровневой мотивации, столь важной для детей с умственной отсталостью, одним из ведущих нарушений у которых является именно ее отсутствие.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Схема анализа занятия | ЕГЭ- Единый государственный экзамен




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.