Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разнорович






Развитие промышленности содействовало росту городов. Особенно успешно развивались те из них, что стали железнодорожными узлами и станциями. По своей экономической значимости статус главного города Беларуси постепенно приобретал Минск, население которого в конце века составило 99, 9 тыс. человек. В целом же городское население Беларуси с 1813 по 1897 гг. возросло с 330 до 648 тыс. человек. Около 500 тыс. человек жило в то время в местечках. К началу ХХ в. завершилось формирование внутреннего рынка, значительно возросла постоянная магазинная и лавочная торговля. Возникли торговые объединения, кредитные учреждения, банки и сберегательные кассы. В 80-е гг. в Беларуси работали отделения Государственного, Крестьянского, Дворянского банков, Минский коммерческий и др.

Развитие промышленного производства, повышение товарности и специализации сельского хозяйства в первой половине XIX в. обусловили заметный рост городов и торговли. С конца XVIII в. по 60-е годы XIX в. население белорусских городов возросло почти в 4 раза (с 82 тыс. до 320 тыс. человек), а удельный вес горожан в общей численности населения увеличился с 3, 5 до 10%. Рост этот был обусловлен главным образом тем, что еврейское население было принудительно перенаселено из деревень в местечки. В 1861 г. ¾ населения городов составляли мещане, т.е. в основном ремесленники и торговцы. В небольших городах в это сословие входили и земледельцы. Заметную долю городских жителей (до 7%) составляли дворяне (как чиновники, так и не числившиеся на службе), более 3% городского населения приходилось на гильдейских купцов. После присоединения Беларуси к России к городам были отнесены 4 губернских центра и 31 уездный. В Минской губернии, кроме того, к городам причислялись 4 городских поселения (Несвиж, Докшицы, Друя, Радошковичи). Остальные более-менее значительные населенные пункты относились к местечкам. Быстро развивался Минск, который превратился в важный железнодорожный узел и крупный торгово-промышленный центр. Второе место по численности населения занимал Витебск, расположенный на Западной Двине, что содействовало развитию торговли. Медленно развивался лишенный до 1902 года железных дорог Могилев.

Обилие дешевого леса и малые капиталы у предпринимателей обусловили преобладание в городах деревянных построек (к 1897 году деревянных домов 90%). Одним из показателей развития городов был рост их доходов, в первые пореформенные годы преимущественно за счет поступлений от расширяющейся торговли. К концу XIX века возросли сборы с интенсивно развивающейся промышленности. С 1859 по 1900 год доходы городов возросли: Гродно – с 9 до 123 тысяч рублей; Брест – с 10 до 90 тысяч рублей; Минск – с 21 до 208 тысяч рублей; Витебск – с 18 до 101 тысячи рублей.

Во второй половине XIX в. Минск стал капиталистическим городом. С 1860-61 до 1897 гг. его площадь выросла в 10 раз, население - с 27 тыс. до 90, 9 тыс. жителей. В промышленности Минска в конце XIX – начале XX вв. сосуществовали все три стадии развития капитализма. Но поскольку в дореволюционной статистике отсутствуют научные понятия простой капиталистической кооперации, мануфактуры, фабрики, распределить промышленные предприятия в соответствии с той стадией развития, на которой они находились, можно лишь приблизительно.

Некоторые советские исследователи при выделении фабричного производства ориентируются на определенное число занятых в нем рабочих. При изучении промышленности Минска такой необходимости не возникало. Сохранились достаточно полные данные о применении в городе двигателей. Поэтому при наличии их на предприятиях последние считались фабрично-заводскими независимо от числа рабочих.

Количество фабрик и заводов увеличилось в Минске с 1895 по 1900 год в 1, 7 раза, занятых на них рабочих – в 2, 1 раза, объем производства – в 3, 1 раза. Цифры свидетельствуют о высоких темпах развития капитализма в промышленности города в период экономического подъема 90-х годов прошлого века. В начале XX в. прирост фабричной промышленности замедлился. Но, несмотря на неблагоприятные условия, вызванные кризисом и депрессией, машинное производство Минска продолжало неуклонно развиваться. Темпы его роста в 1900-1913 годах были следующими: по числу предприятий – в 2, 5 раза; по количеству рабочих – в 2, 2 раза; по объему валовой продукции – в 2, 7 раза. Более широкие масштабы капиталистического воспроизводства в начале XX в. повлияли на уменьшение размеров прироста промышленной продукции по сравнению в 90-ми годами. Число же фабрик и заводов, напротив, увеличивалось в 1900-1913 гг. быстрее. Это связано с внедрением в местное промышленное производство двигательных установок. В 90-е годы XIX века мануфактурное производство Минска развивалось более или менее успешно. Его основные показатели увеличились за пять лет (1895-1900гг.) в 1, 1-1, 3 раза. В период 1900-1905 гг. численность мануфактур сократилась на 26, 1%, их производительность – на 20, 2%, количество мануфактурных рабочих – на 38, 8%. Тем не менее, мануфактурное производство смогло справиться с последствиями экономического кризиса, а в предвоенные 8 лет – даже обнаружить более высокие темпы прироста по сравнению с 90-ми годами. Если в 1895 – 1900 гг. ежегодный прирост числа предприятий составлял 5, 6%, рабочих – 5, 4%, объема производства – 1, 0%, то в 1905-1913 гг. соответственно – 7, 7%, 8, 3%, 4, 3%. Мануфактура проявляла «жизнеспособность» и на монополистической стадии капитализма. Впрочем, темпы ее роста были намного ниже, чем у фабрики. Так, в 1895 – 1913 гг. фабричное производство возросло в 8, 5, а мануфактурное – всего в 1, 2 раза, причем, преимущество фабрики проявлялось на всем протяжении хронологического отрезка.

Таким образом, к концу XIX в. фабрика заняла в промышленном производстве Минска ведущее положение.

Мануфактуры Минска конца XIX - начала XX в. существенно отличались от своих западно-европейских прототипов XVI-XVIII веков. Их устойчивость достигалась не углублением разделения ручного труда, а применением станков, инструментов и других приспособлений, увеличивавших производительность рунного труда рабочих, а также широким использованием дешевой рабочей силы. Фабричные и мануфактурные предприятия составляли крупную промышленность капиталистического Минска. Они, в известной мере, сравнимы с так называемыми цензовыми. Показатели цензовой промышленности по имеющимся в белорусской историографии подсчетам в Минске были выше, чем в других городах Беларуси.

Наряду с ростом количества фабрик, заводов, «современных» мануфактур, их объема продукции и числа рабочих происходил процесс концентрации производства. В первые годы нового столетия 85, 7% фабрично-мануфактурных предприятий были небольшими (до 50 рабочих). В 1902 году на них было 66, 5% рабочих, в дальнейшем положение изменилось. Удельный вес рабочих отмеченных предприятий (до 50-ти человек) сократился до 34, 9%. Резко возросла роль предприятий с числом рабочих свыше 50-ти, при этом ведущая роль закрепилась за предприятиями с числом рабочих свыше 100 человек (удельный вес таких предприятий увеличился с 7, 5% в 1902 г. до 49, 6% - в 1914 г.). Степень концентрации промышленности, несмотря на ее значительный рост в начале XX в., была все же невысокой. В Минске на предприятиях с числом рабочих свыше 100 сосредоточивалось около половины всех рабочих.

В связи с углублением в начале XX в. на всероссийском рынке разделения труда продолжался и процесс специализации промышленного производства Минска. К началу первой мировой войны в городе получает широкое развитие обувная и обойная промышленность, а также производство стройматериалов, в том числе, стекла.

Производившие средства производства металлообрабатывающие заводы не могли быть такими крупными, как в районах разработки полезных ископаемых. В связи с близостью текстильных центров (Москва, Лодзь) здесь отсутствовала текстильная промышленность, отличавшаяся высокой концентрацией рабочей силы. Получившие широкое распространение в городе предприятия по обработке сельскохозяйственных продуктов не были крупными. Они выделялись большой ролью в изготовлении промышленного продукта технологических процессов, протекавших без участия человека, а поэтому не требовали большого числа рабочих. В связи с этим местные предприниматели часто имели несколько мелких предприятий. В городе были распространены малоэнергоемкие производства кож, мыла, стройматериалов, одежды, папиросных гильз, не отличавшиеся большими размерами.

Жестокая конкуренция в сбыте товаров заставляла минских промышленников делить между собой местный рынок. Простейшие монополистические объединения существовали в Минске в начале XX в. среди владельцев типографий, изразцовых, кирпичных, гильзовых и обойных предприятий, многие из которых не имели двигателей. Следовательно, процесс монополизации охватывал не только фабрики, но и мануфактуры. Монополизация могла проявляться на различных ступенях развития промышленности. Но монополистические образования, регулировавшие сбыт промышленных товаров на местном рынке, были неустойчивыми. С усилением конкуренции иногородних товаров вставал вопрос об образовании монополистических объединений регионального масштаба.

Еще в 1895 г. было создано Минское товарищество винокуренных заводчиков на паях с основным капиталом в 100 тыс. руб. для сбыта спирта Оно представляло собой одну из форм простейших монополий. Потребность в расширении рынка сбыта толкала минских владельцев крахмальных заводов на объединение с предпринимателями других районов. В 1911 г. они приняли условия, предложенные управлением синдиката крахмалозаводчиков в Варшаве, и тем самым получили выход на заграничный рынок.

В смолокуренном, спичечном и конвертном производстве Белоруссии хозяйничали общероссийские монополистические объединения. Важную роль в этом играл Минск как крупнейший кредитный центр Белоруссии. В нем находилось представительство монополистического объединения «П. и И. Данишевский» (правление в Архангельске), занимавшегося скупкой «продуктов русского смолокурения в связи с производством и переработкой их» Наряду с Москвой Минск являлся 1 местом, где концентрировалась финансовая деятельность общероссийского спичечного синдиката. Синдикат «Продакон» с правлением в Минске объединял виленских, брестских и одесских владельцев конвертных фабрик.

Таким образом, тенденция к образованию монополий являлась выражением закономерного развития промышленного производства Минска в эпоху империализма.

Концентрация промышленного производства не исключала роста численности мелких предприятий (1-14 рабочих). В дореволюционной статистике они, как правило, считались ремесленными.

В 1895 г. удельный вес ремесленников определялся 5, 1% городского населения. К 1913 г. он увеличился до 7, 5%. Вплоть до 90-х годов ремесленники Минска имели цеховую организацию. Только в сентябре 1890 г. цеховая ремесленная управа Минска была заменена упрощенной. Цехи перестали существовать как самостоятельные единицы. Их делопроизводство передавалось упрощенной управе, которая осуществляла руководство ремесленниками.

Ремесло Минска переплеталось с монополистическим капиталом. Ремесленники находились в зависимости от «хозяев-оптовиков», которые в большинстве случаев были связаны с монополистическими объединениями.

Таким образом, крупное промышленное производство Минска в конце XIX – начале XX в. находило в городе благоприятные условия: квалифицированную рабочую силу, доступный железнодорожный транспорт, электричество, водопровод. Строительство фабрик становилось здесь экономически выгодным делом. В отличие от сельской местности в Минске формировался многоотраслевой промышленный комплекс. Машинное производство превращалось в мощный фактор роста города, обеспечивая ему прочную экономическую связь с деревней. Местная промышленность включалась в процесс монополизации, создавая необходимые материально-организационные предпосылки для обобществления средств производства.

Пример Минска показывает, что в городах эпохи капитализма накапливался крупный экономический потенциал, служивший своеобразным локомотивом капиталистического развития близлежащих округ. По уровню экономического развития Минск был крупнейшим городом Белоруссии. К началу Первой мировой войны он превратился в ведущий торгово-промышленный центр всего белорусского национального рынка.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.