Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средний продукт–объем выпуска товара, приходящийся на единицу используемого фактора производства.






Стоимость – мера альтернативных средств удовлетворения потребности. Добавленная с.– это разница между продажами фирмами их готовой продукции и покупкой материалов, инструментов, топлива, энергии у других фирм. Д. с – это рыночная цена минус стоимости потребленных материалов и сырья, купленных у поставщиков.

Стратегии диверсификации — определяются состоянием или изменением одного или нескольких из пяти элементов: продукта, рынка, отрасли, конкурентной позиции, технологии. На практике применяются стратегия концентрической диверсификации, стратегия горизонтальной диверсификации и стратегия конгломератной диверсификации.

Стратегии интегрированного роста — стратегии, связанные с расширением фирмы путем добавления новых структур. Компания может осуществлять интегрированный рост как путем приобретения собственности, так и путем расширения изнутри. В обоих случаях происходит изменение положения компании внутри отрасли.

Стратегии интенсивного (концентрированного) роста — стратегии, связанные с изменением продукта и/или рынка и не затрагивающие другие элементы. В рамках стратегий интенсивного роста выделяют стратегии: проникновения на рынок, развития рынков, развития продукта.

Стратегии сокращения — стратегии, направленные на сокращение деятельности компании. Они включают в себя стратегии: свертывания, сокращения расходов, стратегию «сбора урожая», ликвидации.

Стратегическая зона хозяйствования — отдельный сегмент рынка, на который фирма хочет войти для развития своего бизнеса. Характеризуется как определенным видом спроса, так и определенной технологией.

Стратегический анализ — совокупность методов анализа внутренних и внешних факторов, важных для разработки целей и стратегии компании.

Стратегический контроль — процесс наблюдения высшего руководства компании за выполнением стратегии. Включает в себя оценку стратегической траектории развития хозяйственных подразделений компании и ее совместимость со стратегией развития корпорации в целом.

Стратегические цели — описывают долгосрочные намерения фирмы — стремление занять определенное место в бизнесе. Направлены на достижение конкретных важнейших результатов по упрочению положения фирмы в перспективе.

Стратегия вертикальной интеграции — стратегия, имеющая цель — усиление положения фирмы внутри отрасли за счет расширения путем добавления новых структур.

Стратегия горизонтальной интеграции — стратегия, имеющая цель — усиление позиции фирмы за счет поглощения или усиления контроля над конкурентами. С.г.и. может предусматривать сотрудничество фирм-конкурентов на временной или постоянной основе в случае, если такое сотрудничество приносит им ощутимую выгоду.

Стратегия дифференциации — одна из общих стратегий фирмы, направленных на создание конкурентных преимуществ. Дифференциация заключается в стремлении компании к уникальности в каком-либо аспекте, который является важным для большинства клиентов. Дифференциация может принимать различные формы: торговая марка, имидж, технологическое совершенство, внешний вид, послепродажный сервис.

Стратегия проникновения на рынок — имеет целью рост объема продаж путем внедрения выпускаемых товаров на новые рынки. В качестве новых рынков рассматриваются как новые территориальные рынки сбыта, так и новые сегменты на том же региональном рынке.

Стратегия развития рынков — осуществляется с целью увеличения объемов продаж выпускаемых товаров на существующих рынках.

Стратегия развития продукта — направлена на обеспечение роста продаж за счет разработки улучшенных или новых товаров, которые будут реализовываться на уже освоенном фирмой рынке.

Стратегия расширения производства — определяется изменением одного или нескольких элементов: продукта, рынка, конкурентной позиции, технологии. С.р.п. включает в себя стратегии интегрированного роста и стратегии интенсивного (концентрированного) роста.

Структура – это форма устойчивых связей частей (элементов) объекта, объединенных определенным образом в единое целое и обеспечивающих его целостность, сохранность основных его свойств при различных внутренних и внешних изменениях.

Субвенция – целевая субсидия.

Субсидия – денежное пособие из средств государства или местного бюджета, специальных фондов, предоставляемое предпринимателям, организациям, фирмам, отдельным гражданам, местным органам власти и др.

Субъект – индивид или социальная группа, познающие внешний мир (объект) и активно воздействующие на него в ходе своей практической деятельности.

Теорема – доказанная гипотеза.

Теоретическая модель – определенный образец, эталон, стандарт, выраженный в форме системы категорий.

Товар – продукт труда, предназначенный для обмена (продажи). Характеристиками товара выступают полезность, стоимость, ценность и цена. Товар имеет два свойства: потребительную стоимость и стоимость (меновую стоимость).

Товар-субститут — товар, удовлетворяющий те же потребности, что и основной продукт, но отличающийся от него по некоторым характеристикам.

Товар Гиффена – малоценный товар, занимающий в бюджете потребителя значительное место и имеющий кривую спроса с положительным наклоном; для товара Гиффена эффект дохода от изменения цены перевешива­ется действием эффекта замещения.

Транзитивность – принцип, в соответствии с кото­рым если А предпочтительнее, чем В, а В предпочтительнее, чем С, то А должно быть предпочтительнее, чем С.

Трансакционные издержки — издержки на подготовку и проведение различных трансакций: соглашений, контрактов, договоров и т.п. Внутренние Т.и. включают в себя затраты на координацию действий различных отделов компании для реализации конкретной трансакции.

Трансферты – безвозмездная передача части дохода или имущества индивида или организации в распоряжение других лиц. Государственные трансферты выдаются в виде денежных пособий, в виде натуральных товаров и услуг, например бесплатного питания или медицинского обслуживания.

Факторный доход – поток денег или общая сумма денег, поступающая кому-либо в виде заработной платы или жалованья, ренты, дивидендов и других платежей в течение определенного периода.

Факторы производства – экономические ресурсы, осуществляющие производство или предназначенные для использования в нем.

Фиаско рынка – ситуация, при которой рынок оказывается не в состоянии координировать процессы эконо­мического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов.

Физиократы – представители физиократической школы, возникшей во 2-й половине XVIII в. во Франции как критика меркантилизма и отражающей интересы промышленной буржуазии. Представители данной школы видели источник богатства в сельскохозяйственном производстве.

Функция полезности – функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества.

Цена – денежное выражение стоимости товара.

Ценный (качественный) товар – товар, спрос на который растет при росте потребительских доходов.

Центры прибыли — самостоятельные производственные отделения (единицы), несущие всю ответственность за результаты своей деятельности и получение прибыли.

Человеческий капитал – физические и интеллектуальные способности человека, позволяющие ему работать с определенной производительностью.

Школа классической экономической теории – направление экономической мысли XVIII – начала XIXв., выступающее за свободу предпринимательства и ограничение государственного вмешательства в экономику.

Эконометрика – статистический анализ эмпи­рических экономических данных.

Экономическая модель – формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

Экономическая теория – обществен­ная наука, изучающая выборы, которые совершают люди, используя ограниченные ресурсы для удовлетворения своих желаний.

Экономическая эффективность — это способность системы в процессе ее функционирования создавать экономический эффект. Определяется соотношением величины получаемого экономического эффекта с величиной произведенных затрат (эффект на единицу затрат).

Экономические школы – содружество экономистов, которых объединяет общность исходных положений (концепций) и методология. Концепции, принятые в конкретной экономической школе, отражали существующую на данный момент времени экономическую действительность.

Экономический рост – одна из макроэкономических целей, достижение которой вызвано необходимостью опережающего роста национального продукта по сравнению с ростом населения для повышения жизненного уровня. Выражается в приросте ВВП.

Экономический цикл – периодические колебания общей экономической активности. Фазы экономического цикла: пик, сокращение, дно, подъем (период расширения объема производства). Сокращение объемов производства в течение шести или более месяцев подряд называется спадом, или рецессией. Депрессия характеризуется более длительным сроком спада производства.

Экономический эксперимент – искусственное воспроизведение экономического явления или процесса в целях изучения его в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.

Экономия на масштабах деятельности — экономическая закономерность, согласно которой компания, выпускающая широкий ассортимент товаров или занимающаяся разными видами деятельности, обладает конкурентными преимуществами за счет быстрой адаптации к изменяющимся условиям рынка.

Экономия на масштабах производства — экономическая закономерность, согласно которой общие издержки производства единицы продукции на длительном интервале времени падают по мере роста объема выпуска продукции.

Экспансионистская фискальная политика — мероприятия правительства, направленные на повышение совокупного спроса и рост инфляции посредством увеличения государственных расходов и снижения чистого объема налоговых поступлений.

Эластичность – степень изменения одной переменной в ответ на изменение другой, связанной с первой переменной.

Эффект – в экономике результат, имеющий место вследствие какой-либо причины, действия.

Эффект Веблена –увеличение спроса на те товары, которые можно использовать для отождествления себя с определенной группой населения.

Эффект дохода – та часть прироста величины спроса на подешевевший товар, которая образо­валась из-за соответствующего увеличения реального дохода.

Эффект замещения – та часть прироста величины спроса на подешевевший товар, которая образо­валась из-за замещения (замены) менее дорогостоящим благом других благ, ставших теперь сравнительно дороже.

Эффект масштаба производства – изменение издержек производства в зависимости от выпуска продукции. Может быть положительный, постоянный и отрицательный.

Эффект обратной связи –эффект, отражающий изменение частичного равновесия на данном рынке в результате изменений, возникающих на сопряженных рынках под влиянием первоначальных изменений на данном рынке.

Эффект присоединения к большинству –эффект очереди, увеличение спроса на те товары, на которые спрос предъявляет большинство.

Эффект сноба – увеличение спроса на те товары, на которые спрос не предъявляет большинство.

Эффект Хоторна — условия, в которых новизна, интерес к эксперименту или повышенное внимание к исследуемому объекту приводит к искажению, либо к слишком благоприятному результату во время эксперимента.

Эффективность – результативность производства: соотношение результатов и произведенных затрат; способность производить определенное количество эффектов.

Эффективность по Парето – уровень организации экономики, когда общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов и технологий и уже невозможно увеличить чью-либо долю в полученном результате, не сократив другую. Эффективность в производстве по П. –ситуация, в которой при наличном уровне знаний и данном количестве производительных ресурсов невозможно про­извести большее количество одного товара, не жертвуя при этом возможностью произвести некоторое количество другого товара. Эффективность в распределении по П. – ситуация, в которой невозможно путем перераспределе­ния существующего количества благ удовлетворить желание одного человека, не нанося этим ущерба удовлетворению желаний другого человека.

Ютиль условная единица полезности товара (См. Теорию предельной полезности).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.