Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Сущность и организация стандартизации товаров в России






 

Вопросы:

1. Понятие о техническом регулировании. Техническое регламенты

2. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

3. Сущность и содержание стандартизации

4. Национальные стандарты и порядок их разработки

5. Международная организация по стандартизации

 

1. Понятие о техническом регулировании. Техническое регламенты

Техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области:

1. установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации,

2. установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг

3. оценки соответствия.

 

Первый элемент технического регулирования реализуется через принятие и применение технических регламентов на продукцию; второй – через стандартизацию; третий – через различные формы государственного контроля, например подтверждение соответствия в форме сертификации или декларирования соответствия. Сравнительная характеристика элементов технического регулирования представлена в таблице.

 

Характери­стики Технические регламенты Стандартизация Подтверждение соответствия
Цели Обеспечение безопасности продукции и процессов жизненного цикла продукции Обеспечение качества и конкурентоспособности продукции, работ и услуг Документальное удостоверение соот­ветствия продукции и процессов жизненного цикла продукции требованиям технических регламентов, поло­жениям стандартов или условиям договора
Орган, утверж­дающий документы Правительство РФ Федеральное агентство по техническому регулирова­нию и метрологии Органы по сертифи­кации
Статус до­кументов Федеральные законы Нормативные документы в области стандартизации Обязательные доку­менты для разрешения оборота
Характер использо­вания до­кументов Обязательное Добровольное Обязательное (на соответствие техническим регламентам), добровольное (на соответствие стандартам)
Вид доку­ментов Технические регламенты Национальные стандарты, стандарты организаций, правила, нормы и рекомен­дации в области стандар­тизации, общероссийские классификаторы, своды правил Сертификат соответ­ствия, декларация о соответствии

 

Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:

1. применения единых правил установления требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

2. соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

3. независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей;

4. единой системы и правил аккредитации;

5. единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

6. единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

7. недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

8. недопустимости совмещения одним органом полномочий по государственному контролю (надзору), за исключением осуществления контроля за деятельностью аккредитованных лиц, с полномочиями по аккредитации или сертификации;

9. недопустимости совмещения одним органом полномочий по аккредитации и сертификации;

10. недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

11. недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

 

Органом исполнительной власти по техническому регулированию в России является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, находящееся в ведении Министерства промышленности и торговли.

 

Технические регламенты принимаются в целях:

1. защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

2. охраны окружающей среды;

3. предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобрета­телей;

4. обеспечения энергетической эффективности.

Технический регламентдокумент, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

 

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:

1. безопасность излучений;

2. биологическую безопасность;

3. взрывобезопасность;

4. механическую безопасность;

5. пожарную безопасность;

6. безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте);

7. термическую безопасность;

8. химическую безопасность;

9. электрическую безопасность;

10. радиационную безопасность населения;

11. электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

12. единство измерений;

13. другие виды безопасности.

Технические регламенты устанавливают также минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран и (или) мест, в том числе ограничения ввоза, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающие биологическую безопасность (независимо от способов обеспечения безопасности, использованных изготовителем).

Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо. В качестве основы для разработки могут использоваться междуна­родные и национальные стандарты. Более того, в соответствии с последними изменениями, введенными в ФЗ «О техническом регулировании», если отсутствует технический регламент на отдельные виды продукции, то в качестве обязательных могут вводиться требования, содержащиеся и технических регламентах государств – участников таможенного союза или в документах Европейского Союза. Эти меры направлены на эф­фективное достижение целей принятия закона – гармонизацию национального технического законодательства с международным.

 

2. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии входит в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и находится в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Оно образовано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 " Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти".

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии действует на основании Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294.

Основные задачи:

1. реализация функций национального органа по стандартизации;

2. обеспечение единства измерений;

3. осуществление работ по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров);

4. осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов и обязательных требований стандартов;

5. создание и ведение федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов и единой информационной системы по техническому регулированию;

6. осуществление организационно-методического руководства по ведению Федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд;

7. организация проведения работ по учету случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов;

8. организационно-методическое обеспечение проведения конкурса на соискание Премии Правительства Российской Федерации в области качества и других конкурсов в области качества;

9. оказание государственных услуг в сфере, стандартизации, технического регулирования и метрологии.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и через подведомственные организации.

Коллегиальным совещательным органом является Коллегия Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, совещательно-консультативным коллегиальным органом при Федеральном агентстве является Общественный совет по стандартизации и оценке соответствия.

В структуре Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии выделяют 7 межрегиональных территориальных управлений (МТУ) и 75 территориальных отделов (инспекций):

1. Центральное МТУ (включает 18 территориальных отделов);

2. Северо-западное МТУ (9 территориальных отделов);

3. Южное МТУ (13 территориальных отделов);

4. Приволжское МТУ (14 территориальных отделов);

5. Уральское МТУ (4 территориальных отдела);

6. Сибирское МТУ (10 территориальных отделов);

7. Дальневосточное МТУ (7 территориальных отделов).

 


Структура
Руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Г. И. Элькин
     
  Заместитель Руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии   Заместитель Руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Е. Р. Петросян   Заместитель Руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии А. В. Зажигалкин
     
Управление экономики, бюджетного планирования и госсобственности   Управление метрологии   Управление развития, информационного обеспечения и аккредитации   Управление технического регулирования и стандартизации
       
Управление делами   Управление территориальных органов и региональных программ   Управление международного сотрудничества    

 


Основными задачами Приволжского МТУ Росстандарта являются:

1. организация и осуществление государственного контроля и надзора в области обеспечения единства измерений;

2. организация и осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов в области технического регулирования, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии;

3. организация и осуществление государственного контроля (надзора), до вступления в силу соответствующих технических регламентов, за соблюдением обязательных требований государственных стандартов в части, соответствующей целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей;

4. сбор и обработка информации о случаях причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов.

В соответствии с основными задачами Приволжское МТУ Росстандарта выполняет следующие функции:

1. осуществляет государственный метрологический надзор за соблюдением обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к измерениям, единицам величин, а также эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений при их выпуске из производства, ввозе на территорию Российской Федерации, продаже и применении на территории Российской Федерации;

2. осуществляет государственный метрологический надзор за наличием и соблюдением аттестованных методик (методов) измерений;

3. выполняет функции государственной метрологической службы на территории Приволжского федерального округа в части осуществления государственного метрологического надзора;

4. осуществляет в пределах компетенции государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов;

5. осуществляет, до вступления в силу соответствующих технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований государственных стандартов в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

6. осуществляет, в соответствии с законодательством Российской Федерации, производство по делам об административных правонарушений;

7. применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры воздействия к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям за нарушение установленных требований;

8. осуществляет сбор и обработку информации о случаях причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов, а также информирует приобретателей, изготовителей и продавцов по вопросам государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

9. рассматривает обращения юридических лиц и граждан и принимает решения по вопросам, входящим в его компетенцию;

10. информирует заинтересованных лиц по вопросам, связанным с осуществлением государственного контроля и надзора в области обеспечения единства измерений и технического регулирования;

11. осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации и относящиеся к его компетенции.


 

 

Отдел госнадзора в Кировской области 610035, Кировская обл., г. Киров, ул. Попова, 9 т/ф.: 8 (8332) 56-20-99 Начальник отдела - Холстинин Виктор Семенович

 


Сущность и содержание стандартизации

 

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

 

Работы по стандартизации в России осуществляются на основе принятого Федерального закона " О техническом регулировании".

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2006 г. № 266-р принята Концепция развития национальной системы стандартизации.

 

Целями стандартизации являются:

1. повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;

2. обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);

3. содействие соблюдению требований технических регламентов;

4. создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

1. добровольного применения документов в области стандартизации;

2. максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

3. применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

4. недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо;

5. недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

6. обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

1. национальные стандарты;

2. правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

3. применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

4. стандарты организаций;

5. своды правил;

6. международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;

7. надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, принятые на учет национальным органом Российской Федерации по стандартизации;

8. предварительные национальные стандарты.

 

Национальный стандарт – стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации;

Международный стандарт – стандарт, принятый международной организацией;

Свод правил – документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов;

Региональная организация по стандартизации – организация, членами (участниками) которой являются национальные органы (организации) по стандартизации государств, входящих в один географический регион мира и (или) группу стран, находящихся в соответствии с международными договорами в процессе экономической интеграции;

Стандарт иностранного государства – стандарт, принятый национальным (компетентным) органом (организацией) по стандартизации иностранного государства;

Региональный стандарт – стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации;

Свод правил иностранного государства – свод правил, принятый компетентным органом иностранного государства;

Региональный свод правил – свод правил, принятый региональной организацией по стандартизации;

Предварительный национальный стандарт – документ в области стандартизации, который утвержден национальным органом Российской Федерации по стандартизации и срок действия которого ограничен;

Стандарт организации – стандарт, утвержденный и применяемый организацией для целей стандартизации, а также для совершенство­вания производства и обеспечения качества продукции (выполнения работ, оказания услуг), а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

Общероссийский классификатор (технико-экономической и социальной информации) – нормативный документ, устанавливающий си­стематизированный перечень наименований и кодов объектов клас­сификации и/или классификационных группировок и принятый на соответствующем уровне стандартизации.

 

В зависимости от объекта и аспекта стандартизации, а также содержания устанавливаемых требований ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации» выделяет стандарты следующих видов:

1. Стандарты на продукцию устанавливают для групп однородной продукции или для конкретной продукции требования и методы их контроля по безопасности, основным потребительским свойствам, а также требования к условиям и правилам эксплуатации, транспортирования, хранения, применения и утилизации.

2. Стандарты на процессы (работы) производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции. устанавливают основные требования к организации производства и оборота продукции на рынке, к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ, а также методы контроля этих требований в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции.;

3. Стандарты на услуги устанавливают требования и методы их контроля для групп однородных услуг или для конкретной услуги в части состава, содержания и формы деятельности по оказанию помощи, принесения пользы потребителю услуги, а также требования к факторам, оказывающим существенное влияние на качество услуги;

4. Стандарты основополагающие (организационно-методические и общетехнические) устанавливают общие организационно-методические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования (нормы и правила), обеспечивающие взаимопонимание, совместимость и взаимозаменяемость; техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции; охрану окружающей среды; безопасность здоровья людей и имущества и другие общетехнические требования, обеспечивающие интересы национальной экономики и безопасности;

5. Стандарты на термины и определения устанавливают наименование и содержание понятий, используемых в стандартизации и смежных видах деятельности;

6. Стандарты на методы контроля, испытаний, измерений и анализа устанавливают требования к используемому оборудованию, условиям и процедурам осуществления всех операций, обработке и представлению полученных результатов, квалификации персонала

 

Организацию работ по стандартизации осуществляет национальный орган по стандартизации Российской Федерации (далее - национальный орган по стандартизации). Правительство Российской Федерации определяет орган, уполномоченный на исполнение функций национального органа по стандартизации.

Функции национального органа по стандартизации возложены Правительством Российской Федерации на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. (ГОСТ Р 1.0-2004)

 


 

4. Национальные стандарты и порядок их разработки

 

Разработку национальных стандартов Российской Федерации (далее - национальные стандарты) осуществляют для достижения целей стандартизации, определенных ФЗ " О техническом регулировании".

Разработку и утверждение национальных стандартов осуществляют в следующей последовательности:

1. организация разработки стандарта;

2. разработка первой редакции проекта стандарта и ее публичное обсуждение;

3. разработка окончательной редакции проекта стандарта и ее экспертиза (научно-техническая, правовая, патентная, терминологическая и метрологическая);

4. подготовка проекта стандарта к утверждению, утверждение стандарта, его регистрация, опубликование и введение в действие.

Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, должны основываться на современных достижениях науки, техники, технологии, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, и учитывать условия использования продукции, выполнения работ или оказания услуг (если на них распространяется данный стандарт).

Эти требования не должны противоречить федеральным законам, техническим регламентам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, относящимся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, а также требованиям стандартов, утвержденных (принятых) ранее и действующих в Российской Федерации в качестве национальных стандартов.

Этапы (ГОСТ Р 1.2-2004):






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.