Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткая история развития международного и отечественного туризма






Лекция 1

Тема: Введение в дисциплину

Цель лекции: ознакомление студентов с основными понятиями, целями и задачами дисциплины.

 

Введение

Основные вопросы:

1.1 Краткая история развития международного и отечественного туризма

1.2. Современное состояние туризма, его роль в обществе

1.3. Туризм как отрасль экономики

Выводы (10 мин)

 

Основные понятия: туризм, отрасль экономики.

Литература:

Основная:

1. Гаврилова С.В. Организация туристического и гостиничного бизнеса [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Гаврилова С.В., Томская А.Г., Дмитриев А.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 358 c.

2. Валеева Е.О. Организация туристской индустрии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Валеева Е.О.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2015.— 242 c.

Дополнительная:

1. Есаулова С.П. Информационные технологии туристической индустрии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Есаулова С.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2010.— 152 c.


Вступление

Путешествия с целью ознакомления с культурой и природой других стран осуществлялись с древних времен. В настоящее время в развитии туризма принято выделять следующие этапы: 1-й этап – от древности до начала XIX в. Предыстория туризма. 2-й этап – от начала XIX в. до начала XX в. Элитарный туризм. Зарождение специализированных предприятий по производству туристских услуг. 3-й этап – от начала XX в. до Второй мировой войны. Начало становления массового туризма. 4-й этап – после окончания Второй мировой войны до наших дней. Массовый конвейерный туризм, становление массового дифференцированного туризма, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству туристских услуг и товаров. Однако, история развития туризма уникальна для каждой отдельно взятой страны или культурного сообщества. В специальной литературе предпринимаются попытки систематизировать историю туристского движения.

Краткая история развития международного и отечественного туризма

Ведущий эксперт Всемирной туристской организации Джафар Джафари в своей работе «Феноменология туризма» отмечает, что люди путешествовали всегда1. Об этом свидетельствуют записи древних народов, населявших Дальний и Средний Восток и Средиземноморье. В Древнем Египте более чем за две тысячи лет до н. э. неоднократно снаряжались экспедиции и совершались путешествия в другие страны.

В период расцвета греческих городов-государств формировались центры, регулярно посещаемые путешественниками, например, Олимпия во время Олимпийских игр. В VI в. до н. э. древние греки и римляне совершали поездки в Египет. Египет считался лечебным курортом. Древнегреческий историк Геродот подробно описал свои путешествия. В IV в. до н. э. Александр Македонский совершил ряд походов от Персидского государства до Индии. Одной из главных целей походов стало открытие новых земель. Во II и I вв. до н. э. в Китае известны три путешествия Сыма Цяня по территории Китая (138–126 гг. до н. э.) По маршрутам путешествий китайского посла Чжана Цяня проходил Великий шелковый путь.

В I в. до н. э. в Римской империи патриции путешествовали с познавательно-развлекательными целями. В это время строятся дороги, постоялые дворы, появляются карты-путеводители. Приобретают популярность курорты Древнего Рима, осуществляются образовательные путешествия римлян в Грецию. Таким образом, в античные времена основными мотивами путешествий были торговля, познание мира, оздоровление, образование. Появились элементы организованного обслуживания путешественников (временное проживание, питание, транспорт, проводники, переводчики), ставшие впоследствии основой современного туристского обслуживания. Греки и римляне предпринимали путешествия к отдельным храмам, германцы стекались к священным рощам. Иудеи в великие праздники ежегодно странствовали в Иерусалим. В христианском мире паломничество в страну, где совершались божественные деяния Спасителя (в Палестину), вошли в традицию в IV в. В V–XV вв. совершались морские путешествия. Средневековье подарило миру известные имена великих путешественников – Фернана.

Магеллана (1480–1521), Васко да Гама (1469–1524), Христофора Колумба (1451–1506). В Средние века организуется сопровождение групп паломников. Это явление можно уверенно отнести к началам туризма. Таким образом, из путешествий выделилось совершенно новое направление деятельности человека – туризм. Туризм – частный случай путешествия, имеет четкие цели, ограничения по времени, дальности поездки и ряд других собственных признаков. Главное отличие туризма от путешествий – это цели и массовость. Термин «туризм» впервые появился в Италии во второй половине XIX в. От слова «туризм» произошло прилагательное «туристский», которое было закреплено официально в итальянском языке в мае 1904 г. при открытии первой выставки, посвященной туризму, – Fiera Turistica.

XIX век – это век развития массового туризма. После завершения эпохи наполеоновских войн, курорты, расположенные на территории Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии и Франции, стали превращаться в места встреч, отдыха и развлечений аристократов. Развитию массового туризма способствовали, во-первых, развитие транспортных средств (строительство железных дорог, пароходов), во-вторых, прогрессивное законодательство (введение оплаченных отпусков для трудящихся и служащих).

Основоположником современного туризма считается Томас Кук. Успех в экскурсионном деле перерос в успешный туристский бизнес. Именно Кук добился существенных групповых скидок на перевозку и другие туристские услуги. В 1856 г. было создано туристское агентство Кука и множество филиалов в других странах. Им опубликован каталог из 8000 отелей и гостиниц, он поставил на индустриальную основу туры в Египет и круизы по Нилу. Туристским агентством «Thomas Cook & Son» организованы поездки в Италию, подготовлено кругосветное путешествие. Изобретением компании стали безопасные деньги – это дорожные чеки (travellers cheque) для путешественников. Массовый туризм приобрел международный характер. На стыке ХIХ и ХХ вв. описание путешествий пересталo быть областью преимущественного внимания вольных философов и ярких индивидуальностей-одиночек (таких, как Гумбольдт, Спенсер, Маркс или Плеханов), но благодаря именно им начинается период социализации туризма. Постепенно люди стали более внимательно относиться к природе в связи с кризисом здоровья в условиях всеобщей индустриализации и урбанизации. Приобретают популярность принятие солнечных ванн, особенно на морских курортах, а также отдых в горах, лыжи, пеший туризм, круизы. После первой мировой войны приоритет в развитии учения о туризме приобретают исторические исследования, авторы которых занимаются изучением как туризма в целом, так и историей отдельных курортов.

Начиная с 30-х гг. география стала уделять больше внимания описаниям и страноведческим характеристикам отдельных районов и содействовала интересу к проблемам развития внутреннего туризма. В Европе фаза роста туризма приходится на период 1914–1945 гг. В это время не только существенно увеличился поток туристских поездок, но и принципиально изменилась структура туристского движения, что оказалось очень полезным для менее зажиточных слоёв общества. Особенно возросло количество участников туристского движения, относящихся к среднему классу и к управленцам высшего звена, в конце 20-х гг. туризмом увлеклись чиновники низших уровней и даже наёмные рабочие. Общественная востребованность выездов на отдых, в рекреационных целях и для поправки здоровья нашла своё отражение в туристских предложениях, учитывающих социальный статус потенциальных клиентов и направленных, главным образом, на летний отдых в незначительном удалении от мест постоянного проживания и работы.

В XX в. туризм стал массовым явлением. Быстрому восстановлению туриндустрии после двух мировых войн способствовало, во-первых, формирование транспортной системы (развитие железнодорожного, морского, воздушного и автомобильного транспорта), во-вторых, принятие мировым цивилизованным обществом законов, способствующих развитию туризма. По мере становления социальных наук учение о " социальном феномене" туризма приобретает более сложную структуру. Большинство ученых анализируют узкие аспекты туризма, такие, как экономические механизмы, территориальная организация, психологические мотивации. В 1974 г. при ООН создана Всемирная туристская организация – ЮНВТО (World Tourism Organization UNWTO), целью которой является выработка норм и правил, облегчающих туристский обмен в международном сообществе. В 2011 г. в состав Всемирной туристской организации входило 155 стран.

В своём историческом развитии российский въездной туризм прошёл ряд этапов, характеризующихся как различиями в целях путешествующих, так и особенностями организации национального туристического сервиса. На этапе развития до 1700 года путешествия в Россию предпринимали в большей степени купцы и дипломатические миссии. Гостиничная база ещё Киевской Руси была представлена гостиными дворами – целыми комплексами, предназначенными как для проживания прибывающих иностранцев, так и для хранения грузов, торговли, заключения договоров, проведения досуга. Гостиные дворы просуществовали до XIX века. Благодаря реформам Петра I, затронувшим практически все стороны жизни, Россия стала намного ближе к Европе. Популяризация в Российской империи западных принципов жизнеустройства не могла не вызвать как учащения поездок русской аристократии в Европу, так и приездов иностранцев в Россию.

К XIX веку в Российской империи начинается стремительный рост городов и рост численности городского населения. Формируется городская досуговая и развлекательная инфраструктура. Появление и распространение железных дорог обеспечило более быстрое и комфортное перемещение грузов и пассажиров по необъятной российской территории, объединило экономические зоны страны, увеличило количество передвигающихся по стране собственных и иностранных граждан. Многие российские города стали транспортными узлами, что также требовало появления и развития в них инфраструктуры гостеприимства, общественного питания и досуга.

Пытаясь остановить вывоз денег и золота на европейские курорты, национальные власти начинают развивать отечественные туристические рекреационные зоны. Одним из первых проектов стало северное побережье Финского залива (территория современной Финляндии), максимально приближенное и к Европе, и к императорскому двору. Немногим позже стал развиваться туризм на Южном берегу Крыма. Ялта стала излюбленным местом отдыха императорской семьи, а значит, и. многочисленных придворных. Неофициальный центр Крыма ежегодно благоустраивался, на территории курорта возводились многочисленные дворцы, парки и сады, строились театры и аттракционы. Открытие и научное признание лечебных свойств уникальных вод района Кавказских Минеральных Вод дало толчок развитию лечебно-оздоровительного туризма в Пятигорске, Кисловодске и Железноводске. Одним из наиболее грандиозных проектов в Российской империи стало основание Гагры (современная Абхазия).

Благодаря появлению отечественных курортов, а также частому посещению их членами императорской семьи или придворными, в Российской империи появляются и первые зарубежные отдыхающие. Усилении пароходных компаний стимулирует круизный туризм по рекам и озёрам России, – проводить время таким образом становится модным как среди россиян, так и иностранных приезжающих.

В среднем Россию с различными некоммерческими целями посещали до 3 млн иностранцев, из которых большая часть (около 80 %) – жители государств Европы. Главные центры въездного туризма, особенно Санкт-Петербург, были космополитическими городами с весьма комфортной для временного пребывания иностранцев атмосферой и развитой туристической инфраструктурой (гостиничные предприятия, транспортные компании, предприятия общественного питания и досуга). Появляются в Российской империи и первые ориентированные на зарубежный рынок туристические фирмы. Изначально таковыми являлись работники (агенты) транспортных компаний, которые по желанию клиента могли также забронировать гостиничный номер, оказать экскурсионные или сопроводительные услуги, обеспечить документальную поддержку въезда на территорию империи, решить таможенные вопросы. В дальнейшем в организационной структуре железнодорожных или пароходных компаний выделяются специализированные отделы (бюро) по оказанию туристических услуг населению. За пределами Российской империи также появляются туристические бюро (на базе торговых миссий или независимые), предлагающие всевозможные поездки в страну. С XIX в. получают развитие горные восхождения, пешие прогулки и походы. Первые туристские организации возникают на Кавказе, а впоследствии Кавказ становится объектом иностранного туризма. До советского этапа в развитии отечественного туризма можно выделить просветительский период и предпринимательский туризм. Просветительский период (до 90 г. XIX в.). В этот период возникают первые турфирмы, возрастает популярность Крыма. Просветительский туризм развивался в следующих направлениях: 1) путешествия с торговыми, политическими, религиозными целями; 2) поездки с целью оздоровления; 3) образование первых туристских организаций.

Предпринимательский туризм (1890–1917 гг.). Основатели обществ заложили фундамент туризма в России. Наиболее массовой туристской организацией дореволюционной России был Туринг-клуб в Петербурге. Клуб имел представителей за рубежом. В 1901 г. в Москве возникло Русское горное общество, задачей которого было содействие развитию путешествий в горах. Большинство людей привлекали путешествия по воде, которые стали практиковаться с появлением теплоходов. Предпринимательский период характеризовался познавательно-экскурсионной направленностью, становлением и развитием разных видов В рамках советского этапа развития въездного туризма можно условно выделить довоенный период и период послевоенной оттепели.

Довоенный советский период отличался чрезвычайно сложными условиями жизни населения молодой республики, как в целом и всей Европы. Мировые войны начала XX столетия в Европе надолго выбили туристические поездки из первоочередных потребностей даже представителей элиты. Нестабильная политическая ситуация и сложные экономические условия, вызванные крушением внешних рынков и национальной промышленности большинства европейских стран - крайне негативные для развития международных поездок экзогенные факторы. С пятидесятых годов XX столетия начинается новый виток освоения туристических зон и центров Советского Союза. Большинство здравниц Крыма, Черноморского побережья Кавказа и Закавказья, Прибалтики, горнолыжных и бальнеологических зон были введены в строй именно в это время. Курортные территории обеспечиваются всей необходимой для приема туристов инфраструктурой - дорогами, коммуникациями, транспортными узлами, предприятиями сферы общественного питания и досуга.

Практически во всех крупных советских городах модернизируется гостиничная база, сооружаются типичные для советского периода гостиницы, отличающиеся большим номерным фондом и выгодным месторасположением (административные или исторические центры городов).

Повсеместно в Союзе вводится единая система классификации гостиничных предприятий. В соответствии с ней отели делились на семь разрядов: люкс, высший А, высший Б, первый, второй, третий и четвертый, а номера были пяти категорий. При этом минимальными требованиями при присвоении разрядов было соблюдение следующих условий: коммунальное оборудование здания, наличие лифта, предприятий общественного питания, торгового и бытового обслуживания, отделения банка или сберегательной кассы, медицинского пункта, организаций культурно-спортивного обслуживания. Ко времени так называемого застоя количество средств размещения в Союзе исчислялось тысячами, однако большинство из них обслуживали только внутреннего, советского туриста.

Въездной туризм во второй половине XX века отличался строгой централизацией сервисной деятельности (посредством «Интуриста») и идеологическим контролем. Для организации туристического обслуживания иностранцев разрабатывались специальные маршруты (целые регионы страны в то время имели статус «закрытых») с обязательным посещением передовых советские хозяйств. Наиболее посещаемыми иностранцами туристическими центрами СССР были Москва, Ленинград, Киев, Одесса, Ташкент, Баку, Тбилиси, прибалтийские республики, а также всесоюзные здравницы – Ялта, Сочи, Пицунда, Паланга, Юрмала, и горнолыжные курорты Кавказа – Домбай и Приэльбрусье. Именно в это время был разработан комплекс туристических маршрутов и стали активно продвигаться на внутреннем и международном туристическом рынке брэнды «Золотое кольцо России», «Речные круизы», и «Кавказские Минеральные Воды», «Русская зима» и др.

Из целей прибывающих в СССР туристов преобладали познавательные, идеологические и культовые, отдых и лечение. Большая доля в международном туризме в то время принадлежала научно-промышленным, культурным, студенческим обменам, а также детскому туризму. Можно отметить, что централизованная советская власть уделяла развитию въездного туризма (особенно со стороны социалистических государств) огромное внимание, наделяя его обязательной воспитательной и идеологической функцией. Настоящим прорывом в демонстрации превосходства советской системы во всех сферах жизнедеятельности и ликвидации популярных стереотипов советского образа жизни стали организованные в Москве в 1980 году Олимпийские игры. Колоссальные усилия государства по под готовке к играм оправдались не только безупречно проведенными в столице Союза мероприятиями, созданием в Москве и других советских городах отвечающих всем требованиям того времени предприятий туристической инфраструктуры (в том числе и самого большого отеля в мире -- «Измайлово», комфортабельного «Космоса»), но и возрастанием туристического интереса к СССР.

Перестройка и последовавшие за ней кардинальные перемены условий жизни советских граждан сказались и на темпах, и на структуре въездного международного туризма в стране. Ликвидация «железного занавеса», легализация валютных операций и частной предпринимательской деятельности, политическое банкротство, крах и ликвидация Коммунистической партии Советского Союза, дальнейшие развал СССР и провозглашенный российской властью курс на проведение демократических преобразований вызвал огромный интерес к стране со стороны стран-победителей в многолетней холодной войне. Туристическая деятельность активно развивалась только в сфере выездного международного туризма (в силу колоссального отложенного спроса), тогда как собственные курорты и туристические центры, брошенные в самостоятельное плавание по волнам рынка, испытывали острую нехватку клиентов и денег. Гостиничные предприятия (даже в крупных российских городах) фактически не работали, предпочитая сдавать собственные номера под офисы многочисленных малых предприятий и даже торговые площади, осуществляемые государством проекты в сфере туризма были заморожены, централизованная система организации внутреннего и въездного туризма, предприятия культуры и искусства разваливались, теряя собственное (зачастую весьма ликвидное) имущество и кадровый потенциал. Частые деловые поездки состоятельных иностранных граждан в Россию (особенно в Москву) стимулировали строительство в столице первых отелей мирового уровня. В 90-х годах в Москве, Подмосковье и других крупных деловых центрах страны сооружаются гостиничные предприятия, входящие в известные гостиничные цепи или работающие по франшизе, полностью ориентированные на обслуживание состоятельной иностранной публики. Стремительное преобладание спроса над предложением гостиничных номеров высокой категории ведет к росту цен на услуги гостиничных предприятий (уже в 1993 году московские бизнес-отели признаны одними из самых дорогих в мире), а также к появлению первых инкаминговых туроператоров (отечественных или зарубежных), профессионально занимающихся организацией въездного туризма в Россию.

Рост частного сектора в инкаминге в период с 1991-го по 1998 год существенно стимулировал въездной туризм, расширил географию и ассортимент въездных туров, создал устойчивый въездной туристический поток в отдельных регионах страны. Анализ современного состояния туризма в России показывает, что в целом эта сфера развивается стабильно и динамично, наблюдается ежегодный рост внутреннего туристского потока, увеличение числа малых курортных гостиниц, отелей международных гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. В России насчитывается огромное количество культурных и природных туробъектов, по данным Росстата2, – 2687 музеев в 477 исторических городах, 643 театра, 67 цирков, 29 зоопарков, почти 176 тысяч памятников истории и культуры, 140 национальных парков и заповедников. Основные факторы, сдерживающие развитие туризма в России: – образ России как страны, неблагоприятной для туризма; – существующий порядок выдачи российских виз иностранным гражданам; – слабо развитая туристская инфраструктура; – малое количество гостиниц с современным уровнем комфорта; – несоответствие соотношения цены / качества в гостиницах и др. Как следствие, в России наблюдается снижение въездного туризма и увеличение выездного туризма российских граждан заграницу. Таким образом, политика в области туризма должна быть направлена на удовлетворение потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, на обеспечение условий для устойчивого развития туризма.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.